II экологический кинофорум «Золотой Витязь»: медитации на горе

Второй день II форума экологических фильмов «Золотой Витязь» начался широко анонсированной научно-практической конференцией (документ по итогам готовится и будет опубликован через несколько дней), а продолжился экстремальной неигровой лентой из Белоруссии «Живые и мертвые» (режиссер Лариса Каберник).

Трудно найти во всем кинематографе России и СНГ ленты, которая с такой откровенностью и принципиальностью ставила вопрос об антигуманном отношении к животным, от лабораторных крыс до бездомных собак. В мире разрабатываются специальные компьютерные программы для студентов медицинских вузов, где живые зверушки заменены виртуальными, но горькая ирония заключается в том, что основываются-то эти программы на многолетнем кровавом опыте именно над живыми «научными объектами»… Вопросов, как всегда, больше, чем ответов, но ясно одно: после фильма Ларисы Каберник переход в вегетарианство станет для сомневающихся гораздо легче!

Героиня сербского «Прикосновения» (режиссер Владимир Перович)выбрала для единения с природой компромиссный, но довольно убедительный вариант. В тёплый сезон она уходит с маленьким сыном в горы, покрытые невероятной красоты лесами, и возобновляет «первобытную», первозданную жизнь. Пить — так из ручьев и рек (ритуал выглядит как «поцелуй» c водной стихией); есть — так только овощи и ягоды, греться — только на солнце или ночью у заботливо разведённого костра; медитировать — так только на горе в лучах восходящего или заходящего солнца… Чтоб мы так все жили, право слово! По следам лесных откровений женщина решила даже написать вегетарианскую поваренную книгу, рассчитывая на популярность у себя в республике, так что и без денег семья не останется при случае.

Чтобы снять уникальные кадры белых сипов в кавказских горах, Валерий Тимощенко («Одинокий рай», «Русский заповедник») не только снарядил экспедицию с «экстремальным оператором», но и взял с собой собственного сына в качестве остроглазого наблюдателя за перемещениями гордых и одиноких птиц («Свободный мир. Кавказские грифы», Россия). Думается, впечатлений сыну хватит надолго, как и нам, зрителям, поскольку, если бы не обильный (даже для фильма-репортажа) текст, тридцать минут просмотра показались бы сущим мгновением. От красоты увиденного в буквальном смысле кружится голова.

Впрочем, в сербской программе текста с говорящими головами было куда больше. Кино (за редкими исключениями, вроде упомянутого выше «Прикосновения» и «Приправлено солнцем и любовью» Елены Джокич с печальными сербскими старухами) превращалось в докучливые краеведческие лекции («Тусклый блеск жемчужной Дрины», режиссер Ратко Озорович, Босния и Герцеговина) и словоохотливые журналистские расследования с красивыми картинками («Вода=жизнь», режиссер Срджан Джуранович, Сербия) — что ни говори, а в бывшей Югославии операторскому мастерству еще не разучились.

Игорь Перунов. ПрофиСинема