Крадущийся тигр, бегущий олень

В Москве завершился второй фестиваль экологических фильмов «Золотой Витязь». И хотя из соображений экономии приз в виде золотого витязя сделали только один — для обладателя Гран-при, дипломы победителей вручены тринадцати фильмам.

В фестивале участвовало шестьдесят фильмов из одиннадцати стран. 38 — в конкурсе и 22 — в параллельных программах. В прошлом году почти во всех картинах экофорума звучали эсхатологические мотивы. На этот раз попытались сменить тональность — включить в программу несколько фильмов, способных внести ноту сдержанного оптимизма. Показать, что когда люди начинают честно и серьезно заниматься состоянием планеты, ситуация меняется.

О том, как проблемы экологии пытаются решить на высшем уровне, рассказал выступавший на открытии фестиваля заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Игорь Майданов. По его словам, министерство готовит к апрелю три ключевых закона, которые фактически изменяют систему экологического законодательства в России. Это касается прежде всего очищения воды, снижения выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшения площадей вырубаемых лесов. «Работа идет с большим трудом, поскольку здесь есть сопротивление и промышленников, и компаний. Но надеюсь, эти усилия увенчаются успехом… Я думаю, что на этом этапе фон, который создает «Золотой Витязь», будет весьма полезен», — заявил Майданов.

В числе лауреатов нынешнего фестиваля есть кинематографисты, которым в буквальном смысле удалось достучаться до сердца зрителя, причем в данном случае речь шла о высокопоставленном чиновнике, от которого зависело принятие многих важных решений. В 2006 году житель Владивостока кинодокументалист и журналист Василий Солкин вместе с Геннадием Шаликовым снял фильм «Уберечь каждого», посвященный вымирающему виду леопардов. Как рассказывал «Известиям» директор по природоохранной политике WWF Евгений Шварц, «фильм посмотрел вице-премьер Сергей Борисович Иванов и был настолько потрясен, что провел специальное заседание правительства, где дал очень четкие указания с учетом не только нынешней, но и будущей ситуации. В распоряжении было четко прописано: если придется прокладывать трубы под водой — то пусть лучше так, чем с угрозой для популяции леопардов».

В этом году Василий Солкин представил на фестивале свой новый фильм «Амурский тигр в третьем тысячелетии», получивший «Серебряный диплом». «Уникальные кадры собирались более 20 лет. По ним видно, как изменились взаимоотношения человека и амурского тигра на рубеже двух тысячелетий», — рассказывает Солкин и заканчивает свой фильм уже обошедшими весь мир кадрами, когда Владимир Путин целует амурскую тигрицу. Но есть в фильме и другие кадры — голодные, больные животные, навсегда утратившие горделивую осанку. Ведь тигры страдают не только от браконьеров, но и от истребления лесов.

Картину органичного взаимодействия двух миров — природы и человека — создает в своем фильме «Нярма» обладатель Гран-при и статуэтки «Золотой Витязь» петербургский документалист Эдгар Бартенев. Это история про оленеводов Полярного Урала. В центре повествования — семья, которую режиссер знает с 2003 года. Само слово «нярма» означает подполозник нарт — вещь совершенно необходимую при кочевьях. Режиссер не раз говорил, что не хотел бы снимать «глянцевое кино», и в «Нярме» выбирает ход, несовместимый с глянцем в принципе. Главный герой его картины — 17-летний ненец Гоша, ставший хозяином большого стойбища. И весь мир, который видят зрители, они видят Гошиным взглядом. Как многие ленты такого формата, свой путь «Нярма» начала чуть больше года назад на фестивале «Кинотеатр док.» «Еще не понимаю, хорошо получилось или не очень. Надо в зале со зрителями посидеть», — признавался тогда режиссер. Получилось хорошо, и фильм отправился колесить по внутренним и зарубежным фестивалям, почти отовсюду привозя награды.

Среди награжденных на экологическом форуме также знаменитый фотограф Игорь Гневашев, который представил свой режиссерский дебют. Это фильм-исповедь «Мое множество лет», завоевавший «Бронзовый диплом». «Золотым дипломом» была награждена 12-минутная картина «Жили-были», посвященная чернобыльской катастрофе. Этот фильм сняла белорусский режиссер Галина Адамович, давно известная за пределами своей страны. Международный благотворительный фонд «Экоград» учредил специальный приз — «Краса земная». Он вручен победителю прошлогоднего МКФ экологических фильмов «Золотой Витязь» режиссеру Валерию Тимощенко за его новый фильм «Свободный мир. Грифы Кавказа».

Лариса Юсипова
газета «Известия»