«Русский заповедник» — почти библейский ковчег

Гран-при завершившегося в Москве Первого международного фестиваля экологических фильмов «Золотой Витязь» получила картина «Русский заповедник». «Победила любовь к человеку, к природе, ко всему сущему…», — так прокомментировал итоги смотра его арт-директор, режиссер Николай Бурляев.

Фестиваль экологического кино «вырос» из крупного международного кинофорума «Золотой Витязь», девиз которого «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Поэтому неудивительно, что его детище в качестве главной выбрал тему «экология души – спасение человечества». В конкурсной программе — документальное кино: всего было показано 36 картин из 14-ти стран мира.

Тон фестивалю задала лента «Home» легендарного французского режиссера Люка Бессона. Это взгляд на Землю из космоса, бесстрастно наблюдающий, как наша прекрасная планета погибает от неразумного использования ее богатых ресурсов человеком. В основе грандиозной картины – пятьсот тысяч фотографий из ста стран. Получивший Гран-при фестиваля фильм «Русский заповедник» — камерный, он раскрывает космос в душе людей. «Режиссер Валерия Тимощенко убеждает, что внутренний мир человека прекрасен», — считает Николай Бурляев:

«Фильм «Русский заповедник» повествует о жизни сельского батюшки, который поселился в глуши, в бедной российской деревне. И какой богатой становится духовная жизнь ее обитателей, какой гармоничный мир вокруг них, сколько добра!».

Местные жители стали считать свою деревню раем на земле. Даже лесные обитатели — лоси, бобры, журавли — вплотную приблизились к сельскому храму, словно к библейскому ковчегу…

По мнению программного директора фестиваля Ольги Кургановой, конкурсные ленты отражали весь спектр экологических проблем: от угрозы всемирного потепления до пагубного влияния на организм человека генномодифицированных продуктов. Болгарская лента «Проблема москитов и другие истории» режиссера Андрея Паунова, удостоенная второй по значению награды фестиваля, затрагивает проблему радиации. Картина потрясла своей пронзительностью, добавила Ольга Курганова:

«Это фильм о небольшом болгарском городе, рядом с которым строится атомная электростанция. Люди понимают, что это опасно, но их внимание поглощено борьбой с другой напастью – с москитами. Это опасность «зримая», а то, что незримая радиация будет их убивать, это как-то никого не волнует».

Зато увиденное по-настоящему волновало зрителей: все фестивальные сеансы проходили при переполненных залах.

Т. Карпекина