Стенограмма научно-практической конференции «Экология души-спасение человечества» в рамках II МКФ экологических фильмов «Золотой Витязь»

Участники научной конференции «Экология души – спасение человечества» в рамках II Международного форума экологических фильмов «Золотой Витязь».
Москва, Центральный Дом кинематографистов, 19.02.2010.

Бурляев Николай Петрович — Президент МКФ «Золотой Витязь», народный артист России
Степанов Сергей Станиславович — ректор Международного независимого эколого-политологического университета
Недашковская Раиса Степановна (Украина)- вице-президент МКФ «Золотой Витязь», народная артистка Украины
Йован Маркович (Сербия)- вице-президент МКФ «Золотой Витязь», продюсер, кинорежиссер
Маргарит Николов (Болгария)- вице-президент МКФ «Золотой Витязь», кинодраматург
Васильев Виктор Игоревич (Белоруссия)- Председатель Союза кинематографистов Белоруссии
Протоиерей Виктор Салтыков – настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, главный герой фильма «Русский заповедник»
Степанов Станислав Александрович – Президент МНЭПУ, действующий член Международной академии наук

Тема доклада: «Экологические долги в российском государстве.»

Лемешев Михаил Яковлевич – доктор экономических наук, писатель, экономист-эколог
Письменский Геннадий Иванович – проректор Современной гуманитарной академии, доктор исторических наук, профессор
Фёдоров Александр Вячеславович – председатель Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России
Чумаков Александр Николаевич – вице-президент Зелёного креста, председатель Экспертного совета Комиссии по экологической политике Мосгордумы.

Тема: «Экология — сумма прописью».

Марфенин Николай Николаевич – профессор д.б.н. декан экологического ф-та МНЭПУ

Тема доклада: «Чем отличается образование для устойчивого развития от обычного образования.»

Игумен Феоктист
Долматова Светлана Анатольевна – Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, кандидат экономических наук. Тема доклада: «Российский глобальный проект сохранения существующего «канала эволюции» человека, общества и природы».
Грознецкий Андрей – координатор молодежного движения «Местные»
Мамедов Низами Мустафаевич – д.ф.н., проф., акад. РАЕН – директор Института Глобализации и устойчивого развития

Тема доклада: «Пути формирования культуры устойчивого развития.»

Караваев Николай Михайлович – Президент Международного благотворительного фонда «ЭКОГРАД»
Режабек Борис Георгиевич – председатель правления Северо-Кавказского отделения Международного экологического фонда

Бурляев Николай Петрович:
Ну что же снова начнем нашу вторую международную конференцию на тему: «Экология души – спасение человечества». Союз кинематографистов РФ который в прошлом году в марте месяце провозгласил «Манифест кинематографистов», однозначно выразил, чем мы будем заниматься в стенах вверенного нам Дома кино. На съезде впрямую говорилось об экологии души, о том, что пора менять культурную политику в России, что при такой культурной политике мы уже получили за 23 перестроечных года поколение мутантов, и практически исполнили то, что говорили тогда на заре перестройки по радио «Свобода» наши друзья и коллеги: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, нужно русских выбить из своей культуры». Вольно или невольно это делали очень многие поколения здесь в России: ТВ, кинематограф, СМИ, и откровенного говорили, что «нашу культуру нужно выпихнуть на панель», это говорил Швыдкой и эта фраза останется в веках. Мы пытаемся что-то менять, менять культурную политику, потому что от культурной политики в России зависит все. Это мы пытаемся объяснить и руководству нашей Державы, людям более молодым. Тревожно нынче положение в России – это понятно всем нам. Темы экологии полузапретны, о ней говорят шепотом. Понимаю, что кому – то там не понравится, то о чем мы будем сегодня говорить, но нам, кинематографистам, терять нечего. Нам не надо заискивать ни перед кем, и мы можем говорить в полный голос, то, что мы думаем о проблемах экологии. И задавать те вопросы, которые волнуют нас. Меня лично волнует очень много вопросов,- я озаботился темой экологии лет 25-30 тому назад. Уже тогда ученые экологи говорили о том, что еще лет 20 и будет очень плохо всем. Действительно, к чему мы пришли при вообще подобной политике в России? При заигрывании с этим олигархическим институтом, которому все равно, что будет через 5-10-20 лет,- им главное заработать деньги. И этот принцип утвердился на всей планете- не только в капиталистическом веке, но и у нас: мы принимаем законы вот этой олигархии, которая рубит сук на котором сидит. Нам нужно понять, что у них другие задачи, у них задачи выкачивать из недр все что можно. Иссякнут? Ну что делать?- На их век хватит. Они гонят нефть, газ, они понастроили по всей России несколько десятков атомных электростанций. Нас пугает позиция руководства государства: они говорят что они менеджеры. И очень жаль, что они так говорят, так как у менеджеров ответственности мало. Приходят на 5-6 лет, делают то, что делают, и уходят, при этом у них никакой ответственности. Не то, что было раньше, когда был Государь Император помазанник Божий, который понимал, что он отвечает за все в России, он не менеджер. Быть может, Россия когда-нибудь придет к тому, чтобы менять политическую систему. Кстати, об этом говорил недавно руководитель государства.

Мы, кинематографисты помогаем вам ученым, экологам, чтобы вместе мы укрепились и были сильнее. Мы нужны друг другу. Кинематографистфы нужны вам – докторам, ученые, экологи профессора, которые борются с проблемами окружающей среды и очень трудно вам что-то изменить без нас. И нам нужны вы, потому что у нас нет полных знаний о том, что делается в России. Сейчас Москву окутало «пятое мусорное кольцо». Как же нам жить? Кто-нибудь думает в России о том, куда закачивают радиоактивные отходы? Есть информация, что они закачиваются в недра земли и, попадая в расщелины, попадают в недра воды, которые будут пить наши потомки – отравленные воды. Что норвежцы гонят нам рыбу семгу, которая идет на нерест к новой земле, где затоплены атомные подводные лодки, затем, наевшись, напившись там, она снова приплывают в Норвегию и нам ее привозят оттуда и продают. А сами норвежцы окружили свои водоемы, и едят рыбу хорошую. Много тревожного, много вопросов, поэтому я вас прошу всех без обиняков, без иносказаний, потому что времени нет, если сейчас мы не начнем говорить в полный голос, если сейчас нас не услышат, значит, будет все, так как есть и наши мировые олигархи будут также уничтожать планету. Как они делали, как они делают, и как они намерены делать и после того как мы закончим это собрание.
Цель нашего собрания в том, чтобы мы обратились к руководству нашего государства, в ООН, ЮНЕСКО и другие инстанции, с тем, что мы кинематографисты, деятели культуры, ученые и экологи России думаем о проблемах экологии.

Это собрание мы будем вести вдвоем, с ректором Академии МНЭПУ Сергеем Станиславовичем Степановым.

Степанов Сергей Станиславович:
Спасибо! Речь Николая Петровича задала тон нашему сегодняшнему мероприятию. Эта конференция где мы заслушаем ряд докладов о проблемах экологии, о проблемах устойчивого развития, как жить в мире не нарушая его и, по крайней мере, стараться это делать. На самом деле, проблемы экологии они очень широкие и не ограничиваются только рамками охраны окружающей среды. Одним из главных аспектов является аспект экологии души. Наверное, самое главное чтобы у нашего подрастающего поколения была в душах, сердцах отчетливая мысль о том, что не только нужно заботиться о своем теле, но и о том, что нужно передать своим потомкам — состояние души. Поэтому все проблемы, которые у нас есть в экологии, они остры с точки зрениия восприятия духовного. Вчера начался показ форум экологических фильмов, интересных, живых, а иногда и очень больных, и о том, как мы с вами должны на это реагировать является темой сегодняшнего форума.

Изобразительное искусство всегда наиболее ярко и наиболее эффектно для восприятия, и те проблемы которые там показаны, и то что мы чувствуем за кадром и то что говорится, и те проблемы которые создают у нас впечатление о жизни, это не только духовные проблемы, но экономические, а экономика вещь подчас достаточно жестокая. И вот к соблюдению баланса этих интересов призывает наш форум.

Степанов Станислав Александрович:
Уважаемый Николай Петрович, уважаемые участники — я приветствую вас! Наконец-то общество поворачивается лицом к проблеме, которая называется экология. Это проблема не сегодняшнего дня, хотя кинематограф стал активно заниматься ею совсем недавно. Я вспоминаю 92 год, когда Михаил Лемешев, присутствующий здесь, и другие специалисты выступали в эфире радиостанции «Юность». Выясняли, что такое экология, как на нее влияет нынешнее правительство. И мы пытали доносить до народа, как же нам решать экологические проблемы в государстве. Это было тяжелейшее время 90-е гг. Прошло время, и, выступая перед студентами МНЭПУ и Московского энергетического института, эколог Антон Кончаловский, делал акцент на мышление студентов. В течении двух часов выступления и интересных вопросов, которые ему задавали, он неоднократно возвращался к одной и той же мысли, что, судя по тому состоянию, в котором находятся туалеты в известнейшем инженерном вузе, в головах студентов творится не порядок, а разруха. Известный академик и философ Н.Моисеев специалист в области ядерной техники, говорил, что «страшна не грязь на дорогах Москвы, а грязь в душе, которая определяет тот непорядок, который у нас есть в городах и в Москве».

При этом вспоминается беседа нашего министра охраны окружающей среды, я был свидетелем этой беседы, с одним из вице-мэров Москвы, который сидя в кресле, развалился таки говорит: «Ну что Виктор Иванович, вы здесь говорите об экологии. Экология — это удел богатых стран, нам сейчас не до экологии». Это был 98 год.
И сегодня мы видим, действительно, рассматривается проект нефтяной трассы от Москвы до западной Сибири на восток и умудряются наши деятели проводить эту трубу в 800м от озера Байкал, где проходит железная дорога, по которой будут ходить поезда в случае разлива нефти.

Я помню, как здесь присутствующего, не буду называть имени профессора, ведущего эколога страны в чине депутата ГД, заставляли подписывать положительную экспертизу этого безответственного проекта о прокладке нефтепровода рядом с Байкалом. Брал его за грудки и говорил, что Президент приказал такую трассу провести. И как у нашего эколога хватило смелости сказать: « Я эколог — -я не подпишу такую положительную экспертизу! Хоть вы меня расстреляйте здесь! Как я буду смотреть в глаза моим коллегам экологам, когда сделаю такой подвиг.»

И хорошо, что у наших ученых во главе с Академиком Беловеровым и других ученых, хватило смелости убедить президента, и Президент принимает политическое решение, не инженерное. Президент заставил проектировщиков и хозяев «Роснефти» не в 800-х метрах от Байкала провести трубу, а в 100 км севернее, минуя источник чистой воды.
Второй пример такого же политического решения, когда строители замахнулись для Олимпиады 2014 строить олимпийские объекты в Сочинском заповеднике. И тогда премьер-министр Путин принимает политическое решение вынести строительство этих объектов за пределы Сочинского заповедника. О чем это говорит? Это говорит о том, что в наших сердцах, в головах наших руководителей ответственных людей, еще нет экологического императива, нет экологических запретов того, что нельзя делать, вопреки законам развития природы.

И, к сожалению, наши деятели многих экологических организаций, в том числе административных, пока еще слабы. Только на уровне Президента и премьера министра можно решить экологические проблемы.

У меня заявлена тема экологические долги России. Она не случайна. Наша сегодняшняя конференция совпала с 200-летим транспорта России. Кто у нас об этом слышал? Да, наверное, никто. Потому что заявлять о 200-летии министерства транспорта России и не иметь элементарных транспортных артерий в России, иметь дороги, которые дорогами назвать нельзя, говорить о существовании такого министерства просто не тактично.

Мы знаем, что есть возобновимые, а есть невозобновимые ресурсы, есть также и долги государства перед народом. К невозвратным долгам можно отнести то, что наша нация сегодня разделена, она начала свое разделение в начале 20-го века, она разделилась и в связи с развалом Советского Союза. Трагедия – это невозвратный долг чиновников, которые не смогли удержать страну. Невозвратные долги- это миллионы репрессированных и погибших, миллионы жертв второй мировой войны, в результате безграмотного ведения военных действия в период ВОВ. Какие долги можно назвать возвратными? Можно говорить, что это продовольственные и жилищные проблемы в России. И сегодня, в преддверии 65-летия Победы, Президент клянется, что мы каждому участнику ВОВ предоставим жилище. Достойное жилье! Сегодня телевизионщики, показывают, то, как недостойно ведут себя чиновники, а участники ВОВ живут не имея даже элементарных человеческих условий.

Это проблема современных российских дорог, которые плохо строятся, которые недостойны нашего Отечества, которые снижают уровень жизни нашего народа.
Я еще хочу сказать о серьезном металлургическом долге. Это, прежде всего последствия ядерных испытаний. Последствия того химического оружия, которое мы никак до сих пор не можем уничтожить. Даже при помощи иностранных ресурсов. Жертвы Семипалатинска. Жертвы завода Маяка. Это техногенные катастрофы, которые произошли сегодня. Также жертвы Чернобыля до сих пор не получают необходимых денег для лечения и реабилитации.

Есть еще одна страшная катастрофа, о которой сегодня не говорят. Это ядерные испытания 54-го года. Военные испытания на армейском контингенте. Когда 30 тысяч войск провели по месту, зараженному взрывом атомной бомбы. И до сих пор ни министерство обороны, ни министерство социальной защиты и труда не выплатили ни одной копейки пострадавшим в этом бесчеловечном эксперименте военнослужащим, оставшимся в живых, и их детям.

Я специально акцентирую внимание на этих аспектах потому что это последствия бездушия людей, которые принимали решения, и тех людей, которые сейчас находятся у власти, коль государство приняло на себя долги СССР. В конституции РФ — Россия объявлена социальным государством. Но сегодня мы должны констатировать, что с нерешением экологических проблем, наш социум, образование, здравоохранение все больше превращается в сферу коммерческих услуг. Как ни парадоксально, но сегодня наше образование, высшее, общее, среднее, все больше зависит от того, насколько коммерчески подготовлено учреждение для того, чтобы обеспечить выживание этих коммерческих учреждений в рыночных условиях, поэтому тема экологии души , экологии человека, скорее всего, объявлена темой конференции, и считаю, что она требует большого внимательного обсуждения, осторожного человечного обсуждения, грамотных рекомендаций наших руководителей. Спасибо за внимание!

Лемешев Михаил Яковлевич:
Дорогие коллеги, дорогие защитники природы!

Я надеюсь, что вы не просто защитники природы, а вы любители природы. Без любви вообще делать ничего нельзя. Только имея в душе любовь, в том деле, которым мы занимаемся можно рассчитывать на успех. Без любви вообще делать ничего нельзя, как говорит православная идеология. И по этому поводу я хочу сказать словами Святого великого Иоанна Кронштадского, который так говорил: «Помните, что Отечество земное, с его Церковью и есть Отечество небесное. И любите его горячо, и будьте готовы душу свою за него положить»

Вот в чем дело, что любить природу, не любя Отечество не возможно. Я был 20 лет экспертом в ООН по окружающей среде, проехал все станы, есть красивые страны, например, Мексика, но для меня Русская природа, помноженная на любовь к Отечеству, вызывает совсем иные чувства и придает силы в решении больших задач по сохранению жизни на земле. Но, наверное, многие знают, что я экономист, я специалист-системщик по управлению, но вместе с тем, меня знают как эколога. Когда я в 65-м году защищал докторскую диссертацию на соискание доктора экономических наук, я впервые заговорил о так называемой «мета-системе». Нельзя экономику рассматривать без экологии. В то время в Советском Союзе был всего один эколог, Станислав Слак, академик, у которого по окончании университета было написано- «эколог». Меня все спрашивали: «Чем ты будешь заниматься? Ты что бросаешь экономику, будешь цветочки собирать, бабочек охранять?» Вот такое непонимание, что единая система, мета-система – экология и экономика, и их по отдельности решать никак нельзя.

Перейдем к позитивным моментам моего выступления. Вот здесь прозвучали слова о государстве. Я лично считаю, как системщик, у нас государства нет, к сожалению. И вот, глубокоуважаемый мною Станислав Александрович Степанов хвалил бывшего Президента Путина и нынешнего Президента, который отодвинул нефтепровод, а потом строительство олимпийских объектов в Сочи. Но тут же совсем недавно в интересах одного из наших олигархов Дерипаски, вдруг он разрешает возобновить работу целлюлозно-бумажного завода. Разве это подход? Как я говорил, успешное решение экопроблем и сохранение жизни на земле не возможно без любви к Отечеству, а любя его я прихожу к выводу о том, что Отечество может развиваться, только если будет восстановлена монархическая форма правления. Опыт истории с конца 17-18 века показал, что демократия ведет к уничтожению духовности, нравственности. Эта система управления выдвигает на руководящие посты карьеристов, людей безнравственных, алчных, пораженных. Я думаю, что спасение России связано с восстановлением монархической формой правления. Пушкин, отвечая Гоголю на вопрос: «Почему именно монархия?», говорил: «Потому что закон- это дерево, которое не затрагивает души человека. Поэтому нужен один человек, который выше закона, который болеет за всех.» И такой личностью может быть только царь. Поэтому нужно прилагать все возможные усилия по восстановлению монархии. И только что вышла моя новая книга – «Воскрешение России», главное содержание которой создание русского православного государства. Пока мы этого не сделаем, мы будем барахтаться в демократических и либеральных безобразиях, и никакого духовного подспорья нам не будет. Вот главная наша задача. И еще одна маленькая мечта. Сейчас многие говорят, что мир идет к гибели, и спасти мир может только Россия, но можно эту миссию не выполнить, если православие не станет главной идеологией нашей жизни. И вот я как считаю, в свое время я обсуждал это с настоятелем Иосифо-Волоцкого монастыря. Проблему создания экодеревни. И вот был разработан план, где восстанавливались традиционные формы хозяйствования. Это вообще отказ от использования техники. Возрождение всех форм жизни. Тогда не удалось реализовать его, так как необходимо было 300 га, а государство нас не поддержало, а могли бы быть восстановлены все формы жизни связи с землей. Отец Виктор (Салтыков) закончил свой фильм «Русский заповедник» монологом: «надо не спасать церковь, а молиться в ней», так вот и на счет деревни: «надо не спасать деревню, а жить в деревне». По моим расчетам, создание 100 000 современных экодеревень, восстанавливающих образ жизни русского крестьянства, позволит и восстановить земли, опустошенные после перестройки, и только в этом будет спасение для всей России и всего мира. Я надеюсь, что эта идея будет завоевывать новых единомышленников.

Бурляев Николай Петрович:
Поблагодарим Михаила Яковлевича за его выступление. Вот так и нужно говорить, без обиняков, без иносказаний. Я хотел бы Вас поддержать, Михаил Яковлевич. Я хотел бы высказать свое мнение. Сейчас мы живем в эпоху демократии. Но демократия – мы все видим реально, с ее ложным посылом о правах человека юридически не обоснованным и неправильным, поскольку права человека подразумевают войну одного против всех за свои права, эгоизм, эгоцентризм, т.е. все грехи человеческие заложены в этом слове «права человека». Не о правах нужно больше думать, а об обязанностях перед Отечеством. Недаром император Николай I в диалоге с Пушкиным в Кремле 1826-м году сказал «Демократия приемлема для стран устоявшихся, а Россия- это страна движении. Там где все правят, там не правит никто, так, где все делают закон, там нет закона». Стоит об этом подумать тем, кто руководит нашим государством.

Степанов Сергей Станиславович:
Спасибо. Вот видите, мы говорим об экологии, а затрагиваем все темы от отходов до монархии. Тема экологии настолько широкая. Давайте вернемся к экологии. У нас есть профессиональные экологи- представитель организации «Зеленый крест» А.Н. Чумаков.

Чумаков Александр Николаевич:
Позволю себе встать на платформу, на которой стоят олигархи, хозяйственники, необразованное население, которые считают что деньги, прежде всего. Давайте посчитаем деньги, те которые мы выпускаем каждый день. Я мог бы закончить свое выступление очень коротко, обозначив тот тезис, который в заголовке моего выступления: «Экология- сумма прописью» – и назвать ту сумму 3 триллиона рублей ежегодно, сумму, которую мы теряем в результате безграмотного ведения хозяйства. Экодеревня- это не то поселение, которое существовало ранее. Цивилизация развивается, она выходит на новые рубежи, эти рубежи, достижения поколений, позволяют организовать сельскохозяйственное производство, что оно становится сверхприбыльным. Годы и столетия бездумного хозяйствования привели к тому, что тот потенциал, который обеспечивал с/х производство, нами в значительной степени утрачен. Каждый год мы теряем сантиметр за сантиметром тот плодородный слой, который составляет наше богатство. Между тем, организовав иначе, по другим принципам с/х производство и, прежде всего, правильно используя органоминерпотенциал, который сегодня отравляет почву, воздух и подземные воды, мы могли бы обеспечить с/х производство, полностью обеспечивающее себя. Обеспечивать всю страну экологически элитной продукцией. В результате таких преобразований – какой экономический эффект – от 750 –до 1 триллиона руб. прямого дохода.

Следующая область очень важная. Если вы посмотрите на квитанцию, которую вы платите за квартиру каждый месяц – половину платежей составляет горячая вода и отопление. Между тем, энергопотенциал, заключенный в субстанциях, которые мы выбрасываем в мусорное ведро и который уходит в канализационную систему, способен в значительной мере покрыть те затраты, которые мы отчисляем на электроэнергию. Речь идет о создании нового типа жилища.

Когда я смотрю репортажи из очередного замерзающего города, то понимаю, что на самом деле это проблема неграмотного подхода к строительству таких жилищ. Жилища должны быть разделены на несколько категорий, в соответствии с климатическими условиями и традициями людей. И эти стандарты должны быть зафиксированы на государственном уровне.

И последнее. Скажу что здесь сокрыто примерно от 300 до 500 млрд руб ежегодно.

Всем известно, что нам удалось отбить атаку московских чиновников, которые были нацелены на тотальное сжигание мусора на территории Москвы. Это наша победа, с которой я готов всех и себя поздравить. Но дальше то проблема не решается! По- прежнему мусор валится на окружающие пространства, мусор- это проблема лесной тропинки. Если на ней лежит пакет, значит, в нашем хозяйстве что-то не дорабатывается. Могу сказать, что если полностью организовать грамотную поэтапную переработку мусора, то это может принести сумму от 300 до 500 млрд руб в год, без особых затрат. Вы спросите, а какие нужны ассигнования для реализации этой программы? Мы просчитали окупаемость- не более 2-х лет. За 2 года мы получаем новую экологическую страну с новыми стандартами. По 3 триллиона рублей каждый год – вот что такое экология. Если экология будет в качестве служанки – толку не будет. Спасибо! (аплодисменты)

Степанов Сергей Станиславович:
Мы знаем, что эта ситуация с эффективной экологией где-то работает. Мы знаем, что река Рейн до 70-х годов была клоакой, а сейчас там можно ловить рыбу. Безусловно, проблемы, которые решаются в интересах людей, могут находить свое нормальное решение, не нанося при этом вред экономике в локальный период времени. Это должно поддерживаться в течение долгого времени, учитывая смену правительства.

На самом деле ситуация, которую мы видим, когда приходят новые руководители, а экология остается фоном, то эти 3 триллиона руб, которые остаются не задействованными и нереализованными, а эти деньги наши заработанные, не являются стимулом, для того чтобы об этом думать.

Письменский Геннадий Иванович:
Спасибо, дорогие друзья!

Тема конференции символична и в ее названии обозначена одна из важных проблем нашей жизни. Цель моего выступления показать, что образование — важная составляющая формирования экологии души. Первое, что необходимо отметить, что все составляющие части человека должны быть направлены на развитие экологии души в конечном итоге. Второе – это образовательная составляющая, которая должна рассматривать экологию, как фундаментальные знания о природе, человеке и о целостной картине мира. Это записано и в законе об образовании. Но как ни парадоксально, в государственных образовательных стандартах о формировании целостной картины мира речи не идет. Третье – целостная картина мира оказывает влияние на экологию души, на психические состояния, на их проявления во всех сферах жизнедеятельности. Но состояние окружающей среды требуется комплексный подход. Следующей проблемой, считаю обозначить, соотношение человека с окружающей средой через призму знаний всех взаимодействий. К сожалению, не ставятся масштабно проблемы окружающего мира в соотношение с экологией души, социума, экологии лидеров, экологии элиты. Что касается образовательного аспекта формирования экологии души, прежде всего, необходимо отметить такие проблемы, как определение содержания практики образования, просвещения, обеспечивающего формирования экологии души, не разрушающего экологию человека. Так же надо обратить внимание на соотношение религии и экологии души, науки и экологии души для того, чтобы можно было сбалансировать главный подход к формированию личности. Я считаю, что должна быть доступность образования, связанная с экологией души, которая, по моему мнению, является стратегической задачей государства. Должна быть разработана комплексная программ с привлечением участников к ее реализации. Мы ведем такую работу. В 143 центрах Современной Гуманитарной Академии обеспечивается доступное образование по минимальным ценам. Мы даем людям в условиях кризиса получить образование, сформировать нормальное отношение к природе. Наша телекоммуникационная сеть позволяет проводить конференции в реальном режиме времени. Поэтому я, от имени руководства СГУ, приглашаю вас к тесному сотрудничеству. В заключении хочу пожелать всем экологии души! Спасибо!

Бурляев Николай Петрович:
Геннадий Иванович затронул важную тему образования. В нашем обществе есть некоторые сдвиги, и с апреля месяца в школах вводят новый предмет: основы православной культуры. Но, безусловно, нужно вводить и основы экологической культуры, экологии души. Почему-то в вузах этого не делается? Например, во ВГИКе. Необходимо духовно образовывать тех, кому предстоит делать кино. Но очаги сопротивления этим процессам есть по всей России. Главное, с детства заложить синтез интеллектуального, духовного и физического, к примеру, школа имени М.П. Щетинина, победившая на форуме русского боевого искусства. Дети сумели показать, что они умеет петь, не хуже ансамбля Александрова, а танцевать, как ансамбль «Березка». Чтобы проиллюстрировать это более точно, представляем вам председателя всероссийской школы православной культуры «Русский Богатырь» Игумена Феоктиста.

Игумен Феоктист:
Дорогие друзья! Действительно здесь место, где свет во тьме светит и мрак не отымает его. Здесь говорится о правде, которая разрезает ум и сердце, проходя сквозь человека, говоря нам о первой заповеди: «храни и возделывай рай». Это первые слова были даны человеку, созданному Господом, как его образ. И эта деятельность преимущественная для первого человека, не только дом внешний, созданный в совершенстве, но и дом внутренний – дом души. «Хранить и возделывать рай»,- тема экология души. Если мы не буде хранить и возделывать рай в душе сердце своем, и внешним образом мы не будем заботиться о внешнем нашем с вами рае. Если мы сейчас не обратимся с вами к этому внутреннему духовному раю, то никак не повлияем на общество и на власть , чтобы оно в корне изменило свое мировоззрение. Мы находимся на краю гибели. Все предсказания, которые несет православная вера о последних временах, говорит о том, что человечество, к сожалению, не справится с экопроблемой, и будет уничтожена наша земная жизнь, благодаря тому, что хищничество превзойдет все наши добрые усилия. В Священном писании последний абзац, говорит нам: «Пусть злой человек проявляет свою свободную волю, но доброе пусть делает добро». Чтобы повлиять на сознание, на внутренний рай наших душ и сердец мы предлагаем объединить кинематограф, науку и форум для создания фильма о начале нашего государств. Мы создали духовный Кремль, который называется «Богатырская слобода». Дети в нем воспитывают в духе жития князей и дружин. Мы создаем древнерусскую крепость, и в ней идет образовательный процесс. И я еще являюсь по совместительству, старшим инспектором общества охраны природы Самарской области. Мы хотим создать фильм, вместе с обществом кинематографистов и чиновников. С помощью сценария хотим показать красоту русской природу. Хотели напомнить всем, в какой прекрасной стране мы живем. Любить природу созидая, не разрушая природу. В пробуждение нашего сознания и мировоззрения. И не важно, кто мы по должности, мы должны помнить о том, что нас объединяет, то, что мы живем на одной общей земле, и мы должны научиться ценить и беречь ее.

Степанов Сергей Станиславович:
Спасибо! Дай Бог, вам успехов в воспитании подрастающего поколения!

Марфенин Н.Н. (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления):
Спасибо за приглашение! Несколько слов скажу о себе. Я в экологии с 1968 года, когда вступил в дружину по охране природы. В МГУ тогда не все сочувствовали, работе нашей дружины. Говорили: «что это, то же самое, что микроскопом гвоздь вбивать». Здесь переплетаются две темы: экология и нравственность. Две эти темы тесно переплетаются, потому что экология сама по себе очень предметна. Она не занимается тем, что мне нужно, она занимается и рассматривает вопросы не эгоистические. Если нас волнуют вопросы загрязнения, то не потому что я хочу стать богаче и здоровее. Экология- это нечто большее, это выше того, что нас интересует в жизни. Экология — это благодатная почва для того, чтобы на ее примере разбирать вопросы нравственности предметно. Экологическая культура – это то, к чему мы стремимся, это вопрос о выборе пути в жизни и выборе ценности. Если мы алчно потребляем, то мы разрушители, не только окружающей среды, биосферы, но своей собственной жизни. Мы говорим своим студентам: «никогда не говорите экология души, это непрофессионально». Есть же определение экологии – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и реакция на факторы окружающей среды. Если строго следовать этому определению, то когда одни пожирают других – это не экология, и нравственность здесь не причем. Если адаптируются приспособленчески, то это экология, какая же это экология души? И в этом смысле следует понимать, что решить экопроблемы одним порывом, святым побуждением недостаточно. Хотя порыв важен. Тем, не менее, экопроблемы решаются экопутем. Но при этом важны знания и точность. Экология всегда была сферой спекуляций. Мифов об экологии сколько угодно – чему посвящена книга Лосева «Мифы об экологии». Мы решим наши проблемы только в строгости, не только самого поведения, но и самого суждения. В строгости высказывания каких-либо суждений. Если эти суждения не выверены, не профессиональны, они разрушительны. Я говорю об образовании в плане строгости его распространения везде. Очень важно чтобы была экологическая грамотность. На образование оказывается фокусом решения экопроблем.

Режабек Б.Г. (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления):
Нашу работу мы начинали вместе М.Я. Лемешевым, но проблемы экологии остаются не решенными и до настоящего времени. То, что сейчас происходит на Байкале, это, конечно, сущее безобразие. ЦБК был придуман в 1956г Хрущевым. Байкал это уникальная ценность, сравниться с которой ничего не может. Байкал не может быть загрязнен. Сегодня там ароматы весьма неприятные. Сейчас обещают сделать «потрясающие» фильтры. Знаем мы эти фильтры! Завтра возле памятника Грибоедову в 18-00 будет митинг в защиту Байкала. Также важной проблемой является проблема «Утриш», о которой не многие. Это проблема, хорошо показывающая ситуацию в России сегодня. Удивительнейшее заповедное место, уникально по своей природе. Президенту было совершенно необходимо построить там дачу. Этот вопрос также будет осуждаться на митинге завтра. Всех просим принять участие. А если уважаемые кинематографисты напишут резолюцию по этим проблемам, то мы будем вам очень признательны. Благодарю! (аплодисменты)

Мамедов Низамеди Мустафаевич (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления):
Кинематограф несет собой важный вектор в формировании экологической культуры, устойчивого развития. Проблема экологии имеет фундаментальные предпосылки. Анализирование исторического процесса является важным моментом в попытке разобрать в экопроблемах, в связи, с чем следует отметить учение Вернадского о ноосфере и о его вкладе в развитие экологии. Человечество оценило экопроблематику в середине 20 века. Решение экопроблемы — это целый исторический процесс. 1987 год время раскрытия понятия и концепции устойчивого развития. В первый год шли дебаты по его определению, а, по сути, речь шла о том, чтобы гармонизировать экономическое развитие и экологическое развитие. Это и стало повесткой дня в 21 столетие. Речь идет о масштабности этого процесса. Зависимость от состояния общества, от его культуры и других аспектов зависит устойчивое развитие. Я являюсь организатором школьного учебника по экологии, где основной идее является формирование активной экологической культуры. Спасибо!

Степанов С.С.:
Наше образование парадоксально, как и наша жизнь. Мы живем в узком диапазоне. Человек не привык к экстремальным условиям, это все проблемы образования. Чем раньше мы начинаем задумываться о таких проблемах, тем быстрее в сознательном возрасте мы способны на что-либо влиять и многое делать. Вопрос об отходах, которые становятся «культурным пластом» для нас расскажет Мельников В.В.

Мельников В.В.(стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления):
Мы перешли в столетие техносферы – очень опасной для окружающей среды и для нас. В которой используются различные химические и нефтехимические превращения, углеводородное сырье, а это в свою очередь повысило опасность жизни. Переход к новой парадигме повлек переход к парадигме опасности и риска. Мы многое сделали. Но сделали так, что не задумывались о последствиях.

Отходы – это ошибочная политика всего мира. Эффект открытия был популярен, и общество его ждало. Самыми важными являются факторы, связанные с опасностью. Если ты что-то изобретаешь, нужно думать, какие будут последствия. Должно появиться самое важное мировоззренческое чувство, чувство ответственности. Вот сейчас оно не появилось в нашем обществе. Ответственность воспитывается через духовные и культурные составляющие. Мы ищем простые решения. Но когда мы говорим о сложных проблемах, здесь простых решений нет. Но мы надеемся, что мировоззренческая составляющая даст нам возможность остановиться. И на этом форуме уже об этом говорили. Нужно показывать такие примеры, чтобы люди могли понять и почувствовать боль. Только тогда будет отклик души. Давайте вспомним Саяно-Шушенскую ГЭС, Чернобыльскую аварию. Мы покупает технологии современные, а кто ими будет управлять? Главное- подготовка специалистов. Если не воспитать у менеджеров духовную и культурную составляющие, то им не может быть доступа к этим технологиям и системам. Нам нужны люди, которые умею решать проблемные вопросы. Технологический век – это век нового мышления. Мы должны дать детям культурную и духовную составляющие, которые не позволят принимать нечеловеческие решения.

Бурляев Николай Петрович:
Спасибо!

На прошлом нашем кино форуме мы показали фильм режиссера В.Гуркаленко «Звезда Полынь». В этом фильме есть поразительные кадры, которые описывают времяпрепровождение атомщиков накануне Чернобыльской катастрофы. В кратце, это похоже на слет или шабаш атеистов. Все атомщики, во главе с академиками были одеты в костюмы с рогами и копытами, бесы, ведьмы и было написано: «Черт с нами». Через несколько дней грянул Чернобыль. Такая насмешка обернулась величайшей трагедий. Атомной энергией должны руководить люди, понимающие в атомной энергии, а не менеджеры. И мы в итоговом документе отразим обязательно, кто руководит нашим государством, атомной энергией и теми важнейшими отраслями бытия, от которых зависит жизнь лично моя, моих детей. Я обыватель и будущее планеты!

Раиса Степановна Недашковская (Украина) (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления):
Главное менять сознание! Страна Гаити почти погибла! Надо что-то делать! Думать! Мы собрались и можем выработать обращение, которое могло бы изменить сознание! Это необходимо делать незамедлительно, так как времени у нас не! Мы должны это сделать!

Федоров Александр Вячеславович (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления):
Здравствуйте! Сам я эколог и вся жизнь была посвящена природе: через это стал и юристом, и журналистом, и чиновником, и много ещё кем. «В условиях модернизации инновационное общество должно потреблять все новые продукты» — это слова идеолога Правительства России, заместителя его Председателя Игоря Шувалова.
Это говорит о том, что в нашем сознании что-то не так. Наше общество, граждане, остаются обнажёнными, беззащитными. Важным вопросом является экологическая экспертиза, которая у нас отменена. Теперь — окружающая нас природа в постоянной опасности. Ещё у нас отменили обязательную сертификацию и мы покупаем продукты питания, но никто за их качество не отвечает. Всё это — безответственность! Наше общество разрозненно, мы не объединены. Что важного в нашем Фестивале? Он собирает вместе разных людей, незнакомых друг с другом, но ответственных за свою страну, за её будущее. Чтобы что-то делать нужно объединяться. Давайте говорить о деле! Давайте думать о совместном деле! Давайте принимать соответствующие решения! Мы проводим каждый год конференции по образованию для устойчивого
развития, в этом году — 25-26 июня. 9 декабря мы проводим Российский молодёжный экофорум. И приглашаю к участию во всех этих событиях. Я призываю к совместному действию..

Грознецкий Андрей (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления)
Прозвучал призыв к действию? Но что мы можем сделать со своими фильмами? Мы должны понимать не только свои возможности, но и свои ограничения. Экономические интересы идут в разрез с экологическими. Мы готовы часть фильмов показывать в учебных заведениях для молодежи. Мы можем взять ответственность и продвигать.

Бурляев Николай Петрович:
У нас в фонде 5400 фильмов и 49 киноклубов открыто от Дальнего Востока до Косово, мы подумаем, как охватить ваши интересы.

Долматова Светлана Анатольевна:
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство, которое на прошлой конференции частично уже отмечалось. Большинство конференций по проблемным и кризисным ситуациям, как правило, является собранием единомышленников, которые констатируют эти ситуации, делятся опытом их преодоления, и в итоге формируется общее видение причин и предлагаемых предложений. И такой подход дает некоторые результаты, возможно и плодотворные со временем, однако при нынешних скоростях изменений он является малопродуктивным, и кризисные ситуации в различных областях жизни — в экологии, политике, культуре, искусстве, науке, экономике только продолжают углубляться.

Что касается экологических проблем, что вынесено в название данной конференции, то они объективно становятся предметом интереса единомышленников, которыми на сегодняшний день, в сущности, является все население планеты. И не столько потому, что эти проблемы стали глобальными, а потому, что их масштабы, интенсивность возникновения и сила воздействия стали заметны даже невооруженному специальными знаниями и аппаратурой взгляду и стали сказываться уже и на климатической системе. Тот факт, что эти изменения имеют антропогенную причину, получил всемирную огласку в связи с Нобелевской премией за 2007 год, присужденной А. Гору и Межправительственной группе экспертов по изменению климата. Важно то, что климатическая система относится к наиболее крупным экологическим системам, находящимся под влиянием многих природных процессов. Для ее возвращения в стабильное состояние требуются чрезмерные усилия в планетарном масштабе и в течение длительного периода времени, причем с неизвестным и непредсказуемым результатом.

Не смотря на это, продолжает свое ускорение современная глобальная экономика, со всей своей беспрецедентной мощью, нацеленная на экономический рост любыми путями. Это якобы вызвано необходимостью насыщать беспредельно растущие потребности человека и общества. Так это представляется в доминирующей неолиберальной экономической трактовке. Одновременно одной из фундаментальных характеристик современности является «неосознанность происходящего» – в терминах Римского клуба, крупнейшей международной общественной организации по глобальной проблематике. Именно после ее первого доклада «Пределы роста» на Западе фактически начали происходить процессы экологизации общественного сознания.

Однако согласно неолиберальному подходу предостережения ученых являются алармизмом, а способ решения обозначаемых ими проблем выражен следующей типичной цитатой представителя этого подхода: «Как только наступает критический момент, у человечества начинает работать мысль, и через несколько лет ситуация перестает быть тупиковой». На это можно было бы уповать, если бы была обеспечена соответствующая готовность научного потенциала. А для этого в свою очередь необходима целая система отношений и как минимум сбережение и накопление этого потенциала в глобально-историческом разрезе. Науке же даже в западных странах отводится в основном прикладная роль с соответствующим низким престижем в общественной системе ценностей. Отсутствует и необходимая общественная среда для выполнения ее фундаментальных задач, требующих мобилизации общественного интереса. Так происходит потому, что эти задачи лежат вне потребностей рынка. На обслуживание этих потребностей рынка направлены и информационные потоки. А они в свою очередь формируют в обществе потребительские интересы, удобные для обслуживания рынком и не выходящие за пределы производственно-потребительских отношений, построенных в целях извлечения прибыли на основе идеологии «общества потребления». А эта идеология в свою очередь видит только практический аспект, краткосрочные цели и ближние горизонты. В новейшей российской истории пробивание дороги рынку сопровождалось даже уничтожением научных школ и фундаментальной науки, имеющих иные мотивации и принципы организации.

Особенности рынка с доминированием финансового капитала в этот период вызвали к тому же необходимость формирования в массовом порядке нового типа потребителя, нацеленного на роскошь и «глянец», и нового типа индивидуального предпринимателя для расширения деятельности фондового рынка. Для этого появились, в том числе ТВ передачи, типа одиозного «Дома 2», навязывающие молодежи стереотипы поведения в виде «ничего не делания» и потакания своим инстинктам. В целом вся система рыночно-ориентированной агитации и пропаганды через культуру, искусство и информационные потоки направлена на интеллектуально-нравственную деградацию общества. Поэтому целое поколение оказывается изъятым из общественных отношений, которые смогли бы снизить «неосознанность происходящего».

«Осознание происходящего» оказывается доступно лишь незначительному числу наших современников. К их числу, прежде всего, принадлежит последователь Вернадского, академик Н.Н.Моисеев, которого ровно 10 лет, как не стало с нами — 29 февраля 2000 г., — именно в тот день, когда было обнародовано его обращение к «Круглому столу» в редакции журнала «Вопросы философии» по его книге «Быть или не быть человечеству?», ставшее фактически его воззванием к правящим кругам и обществу.

По его оценкам, «вся планета, как и наша страна, находится на пороге неизвестности и непредсказуемости… Деятельность человечества… ведет к деградации биосферы и неспособна гарантировать существование Человека в ее составе… При этом глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить».

Н.Н.Моисеев приходит к выводу, что сохранение нынешнего курса развития неизбежно подводит человеческое сообщество к точке бифуркации, после которой произойдет смена «канала эволюции», в котором оказалось возможным возникнуть и развиваться нашему биологическому виду. И «крышка инферно захлопнется», как образно фактически тот же смысл вложил в описание этих процессов задолго до этого Иван Антонович Ефремов, другой наш выдающийся ученый и знаменитый писатель-фантаст, который также развивал идеи ноосферы Вернадского в романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка».

Еще один посвященный в «осознание происходящего», выдающийся ученый, наш современник, директор Института клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске Влаиль Петрович Казначеев, который, в частности, известен критикой дарвиновской теории происхождения жизни на Земле с научных позиций, усиливает тезис Моисеева о «неизвестности и непредсказуемости» предстоящего развития. Он предостерегает, что «наше безрассудное самоуничтожение может привести не только к уничтожению белково-нуклеиновой экологии, а к более глубокому воздействию на полевые формы» жизни, которые даже еще практически не исследованы.
Такое предупреждение воспринимаются слишком вызывающим диссонансом по отношению к легковесным представлениям о влиянии хозяйственной деятельности на биосферу, которые продолжают доминировать в экономике и обществе, даже, несмотря на последующие 10 лет ухудшения ситуации.

Фактически поколение назад эта проблема уже была поставлена и определена Комиссией ООН, а мировое сообщество уже приняло политическое решение по мерам, предотвращающим нынешнее положение — в глобальной экологии, экономике, в социальной сфере. Речь идет об ООНовской концепции «устойчивого развития», на основании которой Россия, как и другие страны-члены ООН, приняла собственную национальную «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ президента РФ от 1 апреля 1996 года №440).

Однако эта концепция в глобальном масштабе оказалась монополизированной экономическим неолиберализмом и адаптированной под его нужды настолько, что от нее мало что осталось по сути, в результате чего она оказалась фактически дискредитирована как глобальная модель развития и сведена к оказанию услуг по обеспечению перманентного экономического роста.

Политике «рейганомики», которая к концу 80-х годов начала давать ощутимые результаты по части роста благосостояния в США и Великобритании, совсем некстати пришлись экологические ограничения системного характера концепции «устойчивого развития», уже подготовленной для принятия ООН в 1992 году. Эти ограничения с лихвой перекрывали открываемые «рейганомикой» шлюзы для свободы движения капитала, и даже те, которые открывались мировой системой социализма при ее вливании в мировое капиталистическое хозяйство.

Нынешний финансово-экономический кризис снова привлек внимание властной элиты глобального сообщества, в том числе финансово-политической, к кризисному состоянию общественного развития в целом, когда опробованные модели развития и представления о его целях оказались несостоятельны, а человечество в целом — на тупиковом пути развития. Однако эйфория от решения задачи преодоления острой фазы кризиса пока перекрывает стимулы международных политических и деловых кругов думать о формировании новой парадигмы развития.

Чтобы с научной точки зрения определить, почему в настоящее время «экология души» является «спасением человечества», надо проследить изменение отношения к окружающей среде, которое трансформировалось в нескольких формах. Это происходило в связи с ограниченностью природных ресурсов уже после периода экстенсивной эксплуатации природы и повсеместной практики «ковбойского наскока» на нее. В научно-практической области на сегодняшний день актуализированы три последовательно возникшие формы отношений человеческого сообщества к окружающей среде:

1) как ресурсный компонент — потребительское отношение к природе, но на рациональной основе; переход к интенсивному, рациональному природопользованию (экономический эффект);
2) обеспечение экологической безопасности человека в связи с воздействием вредных факторов окружающей среды, которую мы уже испортили хозяйственной деятельностью, т.е. обеспечение здоровья человека (социальный эффект);
3) охрана собственно окружающей природной среды, биологического разнообразия, живой природы как основы существования жизни на земле, после того, как остающаяся экологическая емкость планеты, незатронутая хозяйственной деятельностью, перестала самостоятельно справляться с наносимым ей ущербом (собственно экологический, биосферный эффект).

В настоящее время, в условиях интеллектуально-нравственной деградации общества наиболее остро встает вопрос о необходимости спасения самого человека, его Разума, хотя бы ради того, чтобы он начал спасать природу, сохранять существующий «канал эволюции», что и стало предметом данной конференции. Необходимо актуализировать эту задачу – должна появиться следующая, 4-я форма отношения к природе – культурно-образовательный эффект.

Согласно Н.Н.Моисееву нам «предстоит самим создать новые механизмы саморазвития. Повторить нечто аналогичное тому, что произошло на заре палеолита, когда человечество сумело противопоставить стихии биосоциальных законов свою систему законов, свою систему правил поведения, которые теперь мы называем нравственностью. Но времени теперь у нас уже в обрез: надо спешить с выработкой СТРАТЕГИИ, с разработкой механизмов ее реализации».

Для этого, прежде всего, необходимо в целом поменять отношение общества к обсуждаемой ситуации. Властная элита, чиновники и представители всех ветвей власти давно должны иметь в качестве настольных оба документа – Воззвание Н.Н.Моисеева от 29.02.2000 и «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996.

В настоящее время у России есть уникальный благоприятный шанс, позволяющий ей направить свое развитие на путь «Повестки на ХХI век», принятой странами-членами ООН в 1992 году.

В процессе рыночной трансформации мы фактически упустили I и П этапы развития, обозначенные в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996. Поэтому сейчас надо переходить сразу к Ш ее этапу — ноосфере, и решать вопросы не последовательно, а одновременно, в рамках перехода к нему. Такому подходу соответствует национальная идея России как мировой экологической державы. Для этого следует осуществить переход от становления мировой энергетической державы на принципах суверенной демократии — официального курса в настоящее время — к мировой экологической державе на принципах управляемой самоорганизации, в терминологии Моисеева.

Основные факторы для такого подхода это:

• широкое разнообразие природно-географических и климатических характеристик, важных для мировой климатической системы;
• резерват глобальной экосистемы;
• чрезвычайная актуальность — наибольший спрос на экологическую устойчивость со стороны мирового сообщества.

Распространенное заблуждение, характерное для доминирующей неолиберальной экономической модели, является отношение к экологическим ограничениям как к тормозу развития. Но главный посыл «экологического императива», состоящего в необходимости учитывать законы и физические границы биосферы планеты, — не остановить развитие, а дать ему другое направление, облечь в другие формы, «дружелюбные» существующему «каналу эволюции». Более того, борьба за восстановление экологической емкости планеты и другие радикальные решения экологических проблем способны дать скачок в НТП не менее, а возможно и более качественный, чем это происходило в период противостояния двух мировых систем в двуполярном мире с его «гонкой вооружений».

Необходимо осуществить переход от инерционного движения в развитии общества к формированию «Образа будущего», что соответствует основополагающему принципу «устойчивого развития» «предвидеть и предотвращать» вместо нынешнего «реагировать», причем обычно в запоздалом режиме. Доминирующая экономическая теория сама находится в глубоком кризисе – ею недопустимо руководствоваться в стратегических решениях. Необходима и разработка наиболее короткого пути — это переход к коэволюции природы и общества на основе «управляемой самоорганизации», о чем писал Н.Н.Моисеев. А «Образ будущего» — это в значительной степени и кинематографическая задача. Здесь потребуется и борьба за молодое поколение, и подъем его из состояния нравственного одичания и интеллектуальной деградации к высотам «Образа будущего».

В организационном плане следует в том числе создать по примеру Ри́мского клуба российскую неправительственную организацию, которую можно назвать Клуб «Ш Рим», но в отличие от Ри́мского клуба — на базе взаимодействия всех институтов, призванных влиять на направление общественного развития, — науки, культуры и религии. И главное отличие – деятельность под эгидой проекта «Образ будущего», в т.ч. и, прежде всего, с участием российского кинематографа.

Какие его задачи:

• Исследования и глобальное моделирование (в т.ч. художественные и научно-популярные фильмы «Образа будущего») в условиях, когда экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться;
• Объединение усилий всех научно-исследовательских, научно-производственных и других организаций, действующих в направлении экологизации экономики и общественного сознания;
• Экспериментальное (пионерное) моделирование «Образа будущего» на конкретных территориях РФ.

В качестве борьбы за молодое поколение — возродить для детей и юношества Юннатское движение (с кураторством бизнеса в качестве его социальной ответственности). Здесь — практическое воспитание ответственности за окружающий мир («Мы в ответе за тех, кого приручили», а теперь и за тех, кого лишили жизненного ареала), гуманизма, самопожертвенности, борьба с эгоизмом и агрессивностью, поле для общей деятельности без разделения на социальные слои и национальности, восстановление связи со старшими поколениями (вариант «тимуровского» движения).

Необходимо усилить роль кинематографа и в освещении наиболее острых российских проблем, имеющих, в том числе, серьезную экологическую составляющую:

• по борьбе с коррупцией (крупные деньги — покупаются экологические экспертизы, законы, чиновники, продавливаются любые антиэкологические решения, делаются коммерческие поджоги сибирских лесов совместно с китайцами и др., «увеселительное браконьерство») – показ с мощной рекламой в праймтайм итальянского сериала «Спрут». Госзаказ на создание нашего сериала «Российский спрут» — с большим акцентом на экологию.
• по борьбе с недопустимым социальным расслоением (в социальном государстве – по Конституции РФ). Нищета основного населения является причиной социального браконьерства, апатии к экологическим проблемам.

По мнению Н.Н.Моисеева «в современных условиях, человечество должно стремиться использовать свой основной шанс — Разум, который ему дала Природа. Задача Разума — предупредить людей о надвигающемся кризисе и выработать такую стратегию развития общества и биосферы, такую стратегию поведения людей, которая была бы способна сохранить существующий «канал эволюции». И, по мнению И.А.Ефремова надежда остается «до тех пор, пока на планете есть разумные существа, пока «крышка инферно» не захлопнулась, окончательно подавив Волю людей».

Действительно, фактически поколение назад обнародованная и принятая ООНовская концепция «устойчивого развития» нацелила глобальный мир на курс развития, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Вопреки этому в настоящее время, в начале XXI века и Ш тысячелетия, мы оказались этим следующим поколением, с одной стороны, лишенным во многом тех услуг окружающей среды и возможностей, которыми еще могло пользоваться поколение 80-х годов ХХ века, и, с другой стороны, поколением, на которое оказались переложены проблемы спасения человечества, а значит и задачи мобилизации Разума и Воли для решения этих проблем.

Караваев Николай Михайлович (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления)
Благодарю за предоставленное слово!

Слово «Экоград» отвечает названию нашей конференции. Основа форума и проектов у нас уже существует. На этом форуме вырисовывается наша деятельность. Мне хотелось предложить, чтобы наша конференция была бы практической, создать предлагаю рабочую группу, работа которой будет идти между форумами. Она может организовать ученых, журналистов и т.д. Чтобы перейти к практике, раздам анкеты по заполнению для желающих в нее войти.

80-100 млрд тонн отходов твердых бытовых навалено по России. Мы предлагаем прекрасную технологию как их перерабатывать в строительные материалы. Китай за 10 дней делает такую протяженность дорог, как мы за год. Есть фильм – «Сточные воды», про недостаток воды в Сербии. Мы можем взять под патронаж, и этот проект реализовать. 360 млрд. руб. теряет Россия ежегодно, это факелы НПЗ. Сегодня прекрасная технология разработана. В нашей компании масса специально разработанных технологий, которые отбирались много лет. 15 лет назад мы создали уникальнейшую технологию по созданию электронного и солнечного кремния, которая превышает по своей однородности все существующие производства в мире. Мы отправляли свой проект во все производства. В 5 раз превышаем японцев, в 9 раз Китай, в 12 — Италию. Эффект от этого проекта гигантский. Сегодня рынок кремния составляет 700 млрд. долларов. Россия может начать это производство. В Подмосковье 350 млн. тонн в одном месте лежит отходов. Если мы в один год будем перерабатывать хотя бы 1 млн. то на это потребуется 350 лет, чтобы все переработать. Но что там лежит: вся таблица Менделеева, золото, платина, титан, оксиды. Мы готовы взять у государства кредит. Цель нашей программы это создание экопоселений. Если мы едины, мы непобедимы.

Отец Виктор Салтыков (стенограмма расшифрована не полностью, обозначены основные тезисы выступления)
Один из непреложных талантов – есть дерзость. Николай Петрович соединил, казалось бы, не соединимое. Главное слово считаю, здесь спасение, а не экология. Ибо все, что объединяет всех нас — это экология. Для меня эта тональность близка. Форум состоялся. Нас объединяет одна боль. Что может дать «Золотому Витязю», православие – целостную картину, целостное мировоззрение, она дает историю, место, представление с чего все началось, и желание жить в этой истории. Конечный продукт выхода, это спасение через кинообраз. И в этом смысле важно, что дух, мужество, богатырский дух, он дает нам мировоззрение. Спасение — это жертвенная любовь. И дай Бог, чтобы кинофорум находил ту связь между реальность тем, что показывается в СМИ, и находил тот спасительный образ! Сделано огромное! Спаси вас господи!

По итогам конференции будет выработан итоговый документ, который будет направлен в международные, государственные и общественные организации, связанные с экологией.

Стенограмма расшифрована пресс-службами МКФ «Золотой Витязь» и Академии МНЭПУ.