Гран-при XIX МКФ «Золотой Витязь» получил фильм Владимира Хотиненко «Поп»

Владимир Хотиненко

Владимир Хотиненко

На закрытии XIX МКФ «Золотой Витязь» поздравляли призёров и дипломантов. Гран-при кинофорума удостоился фильм Владимира Хотиненко «Поп». Неожиданностью стало присуждение двух Серебряных и двух Золотых Витязей. Серебро получили картины японского режиссёра Йодзиро Такита «Ушедшие» и узбекский фильм «Вода» Джахангира Касымова, а золотом наградили фильмы Лидии Бобровой «Верую» и «Святой Георгий убивает змия» Срджана Драгоевича (Сербия). Бронзовый Витязь был присужден картине «Впереди гора» греческого режиссёра Вассилиса Дуроса. Дипломы «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль» получили Сергей Маковецкий за роль в фильме «Поп» и польская актриса Гражина Блецка-Кольская за роль в картине «Афониа и пчёлы».

В Доме кино 2 июня состоялась торжественная церемония закрытия XIX Международного кинофорума «Золотой Витязь», прошедшего в этом году в рамках одноименного Первого Славянского форума искусств.

Президент МКФ «Золотой Витязь» Николай Бурляев, рассказал о работе кинофорума. Форум вносит значительный вклад в развитие и познание духовной культуры славянского мира и христианской культуры в целом. Многолетний девиз фестиваля – «За нравственные христианские иделаы, за возвышение души человека».

Первыми дипломантами и призерами стали участники конкурса фильмов для детей. Международное жюри конкурса во главе с Дарьей Бурляевой наградили дипломом «Золотого Витязя» дебютный фильм Марии Евстафьевой «Щенок», а Бронзовым Витязем – американский фильм «Принцесса и лягушка» Рона Клементса. Это были единственные награды, присужденные жюри. По словам Дарьи Бурляевой, «мы единодушно решили не присуждать Серебряного и Золотого Витязей. Нам, детям 21 века, хотелось бы, чтобы в России создавались хорошие, добрые фильмы для детей».

Как сказал Николай Бурляев, «каждый год мы видим одну и ту же картину: российский кинематограф для детей находится в катастрофическом положении. Мы не могли найти в конкурс ни одного полнометражного детского фильма».

Жюри конкурса студенческих и дебютных фильмов с сожалением отметило, что в этом году представленные на конкурс картины были слабее, чем в прошлом. От имени жюри выступил председатель, доктор наук, профессор ВГИКа Владимир Александрович Утилов: «Необходимо обратить больше внимания на селекцию, тем более что некоторые картины не отвечали девизу фестиваля, что очень важно. В то же время, хотя мы не смогли выделить игровые фильмы, три главных приза достаются картинам, которые мы обычно называем документальными».

Бронзовый Витязь получил фильм «День матери» Арины Охлопковой (Россия). Серебряным Витязем был награжден фильм украинского режиссера Андрея Евсеенко «Монолог длиною в жизнь». Золотого Витязя удостоился фильм «Эргастоло. Высшая мера» Тамары Поповой (Сербия).

Дипломы форума получили еще 7 фильмов из России, Белоруссии, Украины, Сербии и Болгарии.

Гражина Блецка-Кольская

Гражина Блецка-Кольская

Жюри конкурса анимационных фильмов, по словам его председателя, режиссера Валентина Телегина, порадовало то, что «конкурс был большой, сильный, серьезный, и это приятно – анимация жива. Жюри работало честно, дружно, за что ему большое спасибо».

Бронзовым призером конкурса стал фильм «Про птицу» дебютантки Ольги Кудрявцевой. Серебряного Витязя удостоился фильм «Влюбленный горбун» режиссера из Узбекистана Назима Туляходжаева. Золотым Витязем наградили фильм «Город Феллини» болгарского режиссера Андрея Цветкова. Профессор Софийского университета, вице-президент кинофорума Маргарит Николов поблагодарил фестиваль и международное жюри за то, что «Золотой Витязь» «в это трудное для болгарской анимации время дает новую орбиту нашим творцам анимации». Дипломантами кинофорума стали 8 анимационных фильмов из России, Сербии, Украины, Белоруссии.

В номинации «Короткометражные документальные фильмы» Бронзовый Витязь достался фильму сербского режиссера Небойши Илич-Илке «Камень древнего мечтателя», а серебро получила лента Игоря Ларионова «Айнеболит». Обладателем Золотого Витязя стал фильм «Не женское дело» Исрафила Сафарова (Россия). «Этот фильм нас просто порадовал, потряс, восхитил, — сказала председатель жюри Валентина Гуркаленко. — Наше жюри было пристрастным, но, надеюсь, объективным. Мы решили поддержать в нашей программе тех творцов, которые искали гармонию, поднимали свой взор к небесам».

Режиссер Борис Лизнев, возглавлявший жюри конкурса полнометражных документальных фильмов, объявляя дипломантов, особо отметил работу Сергея Гранкина (Израиль): «Если делать кино просветительское-исследовательское, то на таком уровне, как режиссер Сергей Гранкин, снявший фильм «Потерянный храм». Мы наградили его дипломом «За высокий профессионализм и такт в исследовании сакрально-религиозных проблем современности».

Дипломом А. Сидельникова был награжден фильм Дмитрия Ушакова «Приказываю жить. Дубынин» о русском генерале Дубынине.

Диплома «За яркий рассказ о судьбе неординарной личности» была удостоена режиссер Анита Панич (Сербия) за ленту «Ольга Янчевецкая» Актриса Вера Муйович сыграла главную роль в этом фильме: «Я знаю, что не похожа на русскую, но я все-таки сыграла русскую эмигрантку Ольгу Янчевецкую, которая жила, пела и умерла в Сербии. Этот фильм мы привезли вам обратно как частицу России».

Говоря о главных наградах, Борис Лизнев отметил: «Те фильмы, которые мы выделили, являются примером подлинного кинематографа. Один из них – фильм, сделанный на наблюдении. Он сделан виртуозно, такое ощущение, что герои сами с собой разговаривают, и кто-то за ними наблюдает – это присутствие Бога. Как это снято – не представляю, но снято великолепно: Бронзовый Витязь и диплом за фильм «Дар» вручается режиссеру Галине Адамович».

Галина Адамович: «Когда я была студенткой, меня волновал вопрос – что значит быть актером, режиссером от Бога. Так получилось, что я была стажеркой у Кшиштофа Занусси, и я спросила у него, что это значит. Он улыбнулся и сказал: „Вы знаете, очень важно быть режиссером не от Бога, а режиссером от людей, чтобы люди позволили вам быть режиссером“. И я его слова вспоминаю каждый раз, когда получаю призы, спасибо за этот Дар».

Борис Лизнев: «Автором, которому мы присудили Серебряного Витязя, может гордиться русский народ. В этом человеке воплотились величие духа кавказских гор и державное русское сознание. Это истинно русский осетин — Вадим Цаликов, снявший фильм „Беслан. Надежда“».

Вадим Цаликов

Вадим Цаликов

Вадим Цаликов: «Спасибо жюри, спасибо моему продюсеру Михаилу. Вечная память тем 20 погибшим учителям, которые до конца остались учителями, и великая благодарность тому человеку, который, несмотря ни на что, продолжает жить, работать и воспитывать детей в школе Беслана – Надежде Гуриевой»

Главный приз конкурса был присужден фильму Аделы Пеевой «Развод по-албански». Второй год подряд золото в этой номинации получает режиссер из Болгарии. По словам Бориса Лизнева, чтобы узнать «насколько может камера приблизиться к внутреннему миру человека, как это виртуозно, драматично может быть сделано», надо посмотреть «Развод по-албански».

В номинации «Художественные фильмы» специальным призом Парламентского союза Белоруссии и России был награжден оператор Илья Дёмин за работу в фильме «Поп» Владимира Хотиненко. Особый диплом Парламентского союза был вручен режиссеру Александру Колбышеву (Белоруссия) за картину «Волки».

Председатель жюри конкурса художественных фильмов режиссер Александр Аскольдов назвал обладателя специального приза жюри. Им стал молодой болгарский режиссер Любомир Младенов, снявший фильм «Охотничий парк». «Это первые шаги молодого режиссера в кинематографе, — отметил Александр Аскольдов, — шаги не бесталанные, хочется пожелать ему дальнейшей счастливой дороги в кино».

Маргарит Николов: «Это дебютный фильм, фильм о любви, и сделан он необычным образом: оказывается, что для большинства молодых людей любовь не такая, какой мы видим ее на телевизионных экранах. Оказывается, для них любовь — на вечные времена. И поэтому наше жюри решило наградить Любомира Младенова этим дипломом».

Вице-президент кинофорума Раиса Недашковская вручила диплом «За лучшую женскую роль второго плана» молодой актрисе Ольге Поповой, сыгравшей в фильме Веры Сторожевой «Скоро весна», отметив «очень яркую, динамичную работу» актрисы: «Ваша героиня — совершенно удивительное создание, которая, когда решается ее судьба, идет все-таки по зову не сердца, а совести, и остается с человеком, нуждающимся в любви ближнего. Она отказывается от своего личного счастья и остается с этим блаженным человеком, чтобы ему помочь. Не каждый на это способен».

Дипломом «За лучшую женскую роль» была награждена польская актриса Гражина Блецка-Кольская за роль в фильме Яна Якуба Кольского «Афониа и пчёлы».

Диплома «За лучшую мужскую роль» удостоился Сергей Маковецкий, сыгравший главную роль в картине Владимира Хотиненко «Поп».

Надо заметить, что в конкурсе художественных фильмов в этом году участвовали сильные, яркие картины, и жюри решило присудить не три, а пять призов.

Ольга Попова, Раиса Недашковская

Ольга Попова, Раиса Недашковская

Греческий режиссер Вассилис Дурос стал обладателем Бронзового Витязя за картину «Впереди гора». Второе место разделили узбекский режиссер Джахангир Касымов, представивший на конкурс фильм «Вода», и японский режиссер Йодзиро Такита, чья картина «Ушедшие» была удостоена Оскара. Александр Аскольдов поделился своим впечатлением от просмотра фильма «Вода»: «Должен сказать, что я несколько скептически настроился после первых кадров этого фильма. Узбекский кинематограф, который до недавнего времени отличали талантливые работы многих мастеров, в последнее время увял, и я думал, что перед нами очередная слабая этнографическая картина. Я ошибся, к счастью. Это очень серьезная работа, вода – это метафора не только жизни узбека, но нашей жизни, жизни мира. Воду перекрыли, и человек открывает движение этой воды ценой своей жизни. Сделана картина очень талантливо, ярко, проникновенно».

Джахангир Касымов: «Когда этот фильм был сделан, мы вместе с автором сценария, моим другом, смотрели фильм на закрытом просмотре и было очень много споров, насколько поймут картину, насколько чисто национальный колорит, национальная боль, проблема могут быть переданы через язык кино, через какие-то нюансы, понятия, но оказалось, это очень интернациональная тема. Большое спасибо за понимание и за высокую оценку».

Картина «Ушедшие» Йодзиро Такита, по словам Александра Аскольдова, «просто удивительное кинопроизведение. Это картина, поразившая нас своей глубиной, страстью, отчаянием, своими надеждами».

Золотых Витязей были удостоены картины «Верую» Лидии Бобровой и «Святой Георгий убивает змия» сербского режиссера Срджана Драгоевича.

Александр Аскольдов: «Один приз мы отдаем картине „Верую“. Режиссер Боброва верна теме деревни, эта тема рождена великой литературой – Распутиным, Шукшиным, Можаевым и другими. Боброва продолжает разрабатывать эту тему, тему нашей надежды, нашей земли, которая должна жить, не пустеть и не умирать».

Лидия Боброва

Лидия Боброва

Как рассказала Лидия Боброва, она шла к этой картине все годы, с момента смерти Василия Макаровича. Сценарий был написан еще в 1980-м. «Я не могла не снять эту картину, потому что это — дань памяти и Шукшину, и Гоголю. В прошлом году был юбилей и того, и другого. На мой взгляд, неслучайно эти даты совпали, поскольку есть ли еще в русской литературе два таких писателя, как Шукшин и Гоголь, которые так мучительно любили Россию и так мучительно искали бы ответ на вопрос „Русь, куда же несешься ты“?

Тема Гоголя присутствует в творчестве Шукшина, начиная с его ранних рассказов, и я думаю, что личности Гоголя и Степана Разина во многом сформировали мировоззрение Василия Макаровича и как человека, и как художника».

По мнению Лидии Бобровой, «качество фильма определяет совесть его творца и то, насколько этот фильм нужен людям, насколько это способствует возрождению души и через это возрождению России».

«Я благодарна членам жюри, присудившим фильму высокую награду, — сказала режиссер, — эта победа очень много значит не для меня лично, а для киностудии Ленфильм, я надеюсь. Потому что в сегодняшних условиях эта победа означает, что Ленфильм не просто жив, он живет и побеждает. Я очень благодарю всех членов съемочной группы, работавших вопреки всем преградам на пути этого фильма, и еще благодарю того, без чьей помощи этого фильма просто бы не было».
Александр Аскольдов: «Второй приз мы даем совершенно замечательной, страстной, трагической антивоенной сербской картине о пронзительной любви. У нас так редко на экране страстно и ярко любят, мы так редко стали сопереживать этому чувству. Мы кланяемся этой картине и желаем вам тоже ее увидеть. Это картина „Святой Георгий убивает змия“ режиссера Срджана Драгоевича».

Обладателем Гран-при кинофорума Золотой Витязь стала картина «Поп» Владимира Хотиненко.

Николай Бурляев: «Мы поздравляем Владимира Ивановича с очередной очень важной работой, важной для России. Этот фильм говорит о том, что поднимается в России новая волна русского кинематографа, который утверждает традиции и высокую духовность».

Владимир Хотиненко: «Спасибо всем, кто оценил наш труд, спасибо за награду „Витязю“. Совершенно искренне могу сказать, что хорошо, что было много картин-победителей. Сам, будучи часто членом жюри, знаю, как трудно выделять, присуждать призы, поэтому очень хорошо, что многие картины отмечены, это принесет радость их создателям. Это еще важно для тех, кто работает над картиной, их много, им это даже важнее, чем мне. Спасибо всем огромное».

В заключение Николай Бурляев поздравил лауреатов, протоирей отец Владимир Волгин пожелал кинофоруму долгих лет жизни, несмотря не все трудности, которые переживают его организаторы.

Завершилась церемония закрытия традиционной фразой «Фестиваль закрыт» и показом картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние».

 

Екатерина Гоголева
rudata.ru