Нестяжательство на Руси. Быть или не быть?

Анатолий Константинович Ехалов

Анатолий Константинович Ехалов

Анатолий Константинович Ехалов – настоящий человек-оркестр! Его многогранная деятельность не укладывается в узкие рамки, это человек широкой души, масштабная личность. Его жизнь насквозь пропитана патриотизмом и любовью к Родине, несмотря на то, что в последнее время понятие народность все более вымывается, подменяясь синтетической реальностью. В настоящее время Ехалов работает на вологодском областном телевидении. Трудно найти уголок Вологодчины, где за годы странствий не побывал автор книг, журналист и писатель, кинодраматург и публицист Анатолий Ехалов. Буквально в каждом населенном пункте вологодских земель его знают в лицо. Он и организатор народных праздников, и музыкант, и исполнитель… но генеральная линия в творчестве Анатолия Константиновича выпадает на роль режиссера-документалиста.

12 мая в Малом зале Дома кино, в рамках «Вологодских встреч», организованных Союзом кинематографистов России, Администрацией Вологодской области и кинофестивалем «Фрески Севера», прошел творческий вечер Ехалова. Свой новый фильм под названием «Сокровища Нестяжателей» московским зрителям представил сам автор, выступавший в трех ипостасях: как гость, герой и хозяин вечера. На показ были также приглашены кинематографисты, коллеги, земляки режиссёра.

В фильме немного закадрового текста, да это и не пленка вовсе, а зарисовка подлинно русской жизни в современном селе. Ехалов создал целую галерею уникальных образов, удивительных людей уходящей России. Драма, присутствующая в каждом кадре — драма великой страны. Герои фильма- не просто случайные типажи, это русский Человек, со своей широкой душой и верой в светлое будущее, несмотря ни на что. Село обезлюдело, но оно все еще держится из последних сил на больших, трудовых, на угрюмых плечах крестьянских. Они тянут эту ношу покорно, но что станет с русским селом, когда их не станет? Их богатство- природа матушка, крестьянский труд, народное творчество и промысел; вековая кадушка в погребе и кусочек черного хлебца с солью, да с зеленым лучком… Кто придет на смену, какие богатства изберет для себя новое поколение? Будущее остается призрачным… понятие нестяжательства постепенно уходит из нашей жизни, вместе с великой культурой, народом, и намоленными, плодородными когда-то землями…

«Надо пересматривать позиции, — отвечает Анатолий Константинович, — наша задача на сегодняшний день: в каждом человеке находить рациональное зерно будущего, только так можно собрать Россию!»

После показа и бурного обсуждения мы задали режиссеру еще несколько вопросов:

Есть такое понятие — национальная идея. Россия уже более двадцати лет находится в ее поиске, а сейчас и вовсе данная проблема стала выноситься к обсуждению уже чуть ли не на правительственном уровне. Скажите, что лично Вы вкладываете в это понятие, и что нужно делать для того, чтобы эта идея развивалась?

Вся северно-западная территория России по мнению аграриев вообще не пригодна для жизни, средняя годовая температура здесь отрицательная. Для того, чтобы произвести сельскохозяйственную продукцию в Европе затрат требуется гораздо меньше. Что бы не делал русский крестьянин-это дается ему с большим усилием. Становится очевиден миф о русском человеке, лежащим на печке. На протяжении тысячелетий наши предки создали огромный материковый пласт культуры, которая примирила человека с этим невероятно тяжелым трудом, более того, она сделала этот каторжный труд радостным, опоэтизировала его. Если открыть календарь земледельца и посмотреть — там нет ни одного дня, который не был бы окрашен каким-нибудь обрядом, традицией. То есть для человека каждый день — как праздник, а потеряв вот эти ценности, мы и пошли валяться туда-сюда. Главная национальная идея, на мой взгляд, в возвращении накопленных духовных ценностей.

Народная культура заканчивается тогда, когда одни — заходят на сцену, другие — садятся в зрительный зал. Когда народ становится потребителем культуры — это превращается в шоу. Народ сам создает и должен создавать традицию культуры, и для того чтобы культура восстанавливалась- должны создаваться такие праздники, на которых нет сцены, на которых народ творит сам.

На сегодняшний день мы провели уже более шести подобных народных праздников

Салтыков-Щедрин как-то сказал: Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: ПЬЮТ и ВОРУЮТ…» Как Вы относитесь к данному высказыванию классика?

Недавно у меня был спор с учеными философами. Они говорили, что русский крестьянин ворует, а я им возражал, и говорил, что все это было в 90х годах. То, что было взято с фермы, горючее.. они не воруют.. в их сознании это просто не есть воровство, и в деревнях их за это не осуждают. Это своего рода восстановление попранной справедливости. Это компенсация тяжелого труда, все мы знаем про зарплаты. Поэтому когда деревенский житель тащит что-то с той же фермы, в его сознании он не ворует, а как бы восстанавливает эту справедливость. Он берет то, что ему принадлежит по праву. А внутри деревенских отношений это действительно редкое явление, это только сейчас такие времена наступают, а ведь еще в 80-х годах такого не было

Возможно ли, что современная молодежь не сможет вернуться к истокам?

Есть мнение, что к тридцатому году где-то 60 процентов населения должно жить в деревне, потому что город уже разваливается. Каждый день — новая техногенная катастрофа, я уж и не говорю о социальных, психологических. Волей-неволей нужно будет расселяться. Тем более что жить на земле — это намного интересней. Этот процесс обязательно начнется, и пойдет дальше победоносным ходом

Автор текста: Ника Виноградова, Молодежный пресс-клуб Союза кинематографистов РФ