Ольгу Кабо и Нину Шацкую связала поэзия Серебряного века

Фото: Яков АНДРЕЕВПятый день кинофорума «Золотой Витязь» прошел под знаком поэзии. Народная артистка России Ольга Кабо и заслуженная артистка России Нина Шацкая в сопровождении Томского Академического симфонического оркестра представили томичам спектакль по стихам Анны Ахматовой «Память о солнце». С рассказа о рождении этого проекта началась пресс-конференция с актрисами.

— Еще будучи студенткой в Петербурге, я познакомилась с композитором Златой Раздолиной. Ее романсы, которые звучат в спектакле, меня захватили. Я и сформировалась, наверное, под воздействием этих десяти баллад и реквиема, — вспоминает Нина Шацкая. — Долгое время я жила этим проектом в одиночку. Когда мы познакомились с Ольгой, выяснилось, что она часто читает поэзию Серебряного века. И мы решили сделать не просто концерт, а спектакль.

— Нашему спектаклю пять лет, — добавляет Ольга Кабо. — Когда мы познакомились с Ниной, не знали, чего конкретно хотим, но из этого незнания и безумного желания родился спектакль «Память о солнце». В нем перед зрителем проходит вся жизнь Анны Андреевны: от босоногого юношества (когда она девчонкой приезжала гостить к родственникам в Херсонес), ожидания принца (ее девические сны и мечты) до «Реквиема», наверное, самого драматического произведения в мировой литературе. Лирическая героиня этого спектакля — женщина, которая полностью отдала себя поэзии и любви, но она «соткана» из потерь.

А через несколько лет у нас родился следующий проект «Я искала тебя». Он посвящен жизни и творчеству Марины Цветаевой. Музыку к нему написал замечательный молодой композитор Дмитрий Селипанов. В этом спектакле я читаю монологи, воспоминания и фрагменты писем дочери Марины Цветаевой — Ариадны Эфрон. Моя героиня ведет диалог с уже ушедшей мамой, а из уст Нины звучат ответы на мои вопросы, воплощенные в романсах.

Мы путешествуем с этими спектаклями по городам и весям, нас часто приглашают в филармонии. Мы очень любим работать с симфоническими оркестрами. Музыка завораживает, мне кажется, она объединяет тех, кто на сцене и в зрительном зале. Для нас большая честь выступать в Томской филармонии, и мы надеемся, что когда-нибудь привезем в Томск и «Цветаеву».

На пресс-конференции в рамках кинофорума, разумеется, коснулись вопросов кинематографа. Ольга Кабо вспомнила о своем участии в ярком проекте Юрия Кары, который предполагал съемки в космосе на станции «Мир», а также свою самую знаменитую роль в «Комедии о Лисистрате».

— В этом фильме не было ни одного артиста, которых бы не раздели. Но почему-то в народной памяти остался наш замечательный пробег с Константином Райкиным, — смеется Ольга Кабо, — Это был 1989 год, я тогда заканчивала ВГИК. На съемочной площадке столько прекрасных артистов — Константин Райкин, Евгений Стеблов, Александр Калягин, и все они, мягко говоря, в неглиже. И когда дошла моя очередь, я подумала, что, если уж такой известный артист – Константин Райкин — разделся, то и мне не стоит переживать. Мы до сих пор, когда встречаемся с Райкиным, начинаем хохотать, потому что наша первая встреча произошла «в чем мать родила». Хочу подчеркнуть, что это был этап развития советского кинематографа, когда рухнул занавес, мы поняли, что в Советском союзе тоже есть секс, и тогда не было ни одного фильма без какой-нибудь откровенной любовной сцены. Для меня это — работа. Мы все говорим о любви, думаем о любви, живем в любви, и я понимаю, что на экране должна быть показана красивая любовь.

Нина Шацкая в кино снималась редко, однако работа в фильме Глеба Панфилова «В круге первом» имела для нее огромное значение.
— Работа с Панфиловым дала мне серьезный опыт. У меня был сложный творческий период. И в те два дня, которые мы общались с режиссером, он нашел для меня время и нужные слова. Глеб Анатольевич сказал мне, что не надо размениваться по мелочам, если у тебя есть путь, то надо несмотря ни на что идти по этому пути. В картине моего участия, возможно, и не видно, но для меня оно было очень важным. Я всю жизнь пела музыку, которая называется ужасным словом «неформат». И мне всегда говорили: «Пой что-нибудь повеселее, полегче». Но я продолжала петь русские народные песни, романсы. Очень долго это было никому не нужно, но сейчас ситуация изменилась — я собираю залы, меня часто показывают по каналу «Культура». Это мое предназначение, и это счастье.
Рассуждая о современном российском кино, Ольга Кабо (мать двоих детей) отметила, что сегодня снимается очень мало хороших детских фильмов.

— Я много лет являюсь президентом детского кинофестиваля «Сказка», который проходит в дни зимних каникул в Москве. И каждый год мы буквально по крупицам находим детское кино. Его невыгодно снимать, потому что туда, например, нельзя вставить рекламу. А меценаты, к сожалению, сейчас — очень редкое явление в нашей жизни.

Если говорить о моей личной творческой кинобиографии, то мне не хватает ролей Карениной, госпожи Бовари. Мне очень хочется играть сильных, страстных героинь. Я чувствую, что мне пришло время раскрыться в таких образах. Но, к сожалению, мне поступают друге предложения. Мне предлагают сериалы, истории повторяющиеся и уже не очень интересные.

И все же стоит отметить, что российское кино пусть медленно, но просыпается. Есть очень хорошие фильмы, однако их видят только зрители фестивалей. Нет проката, это очень невыгодно. Прокат заполонили достаточно средние фильмы. Шедевров среди них не сыскать, но зато касса хорошая.

На пресс-конференции выяснилось, что кинофестивали имели судьбоносное значение в судьбе актрис.

— Мне кажется, что моя жизнь во многом сложилась именно так, благодаря тому, что однажды я попала в концертную программу кинофестиваля «Созвездие», — говорит Нина Шацкая. — Моя мама работала директором Дворца культуры в Угличе. А фестиваль «Созвездие», путешествующий на корабле, давал концерт в нашем городе. Мама, занимающаяся оргвопросами, забыла документы и попросила меня привезти их в Дом кино. Там меня увидел Евгений Жариков и пригласил участвовать в концертной программе «Созвездия». Там я познакомилась с Олегом Янковским и Марком Рудинштейном, которые пригласили меня на «Кинотавр». С тех пор я частый гость разных фестивалей. И с Ольгой Кабо мы познакомилась именно на фестивале.

На «Золотом Витязе» мы познакомились с замечательным коллективом – Томским Академическим симфоническим оркестром под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ярослава Ткаленко. У вас замечательный дирижер! Он обаятельный мужчина и прекрасный тонкий музыкант. Даже с одной репетиции стало понятно, что на спектакле нас ждет огромное удовольствие!

Текст: Наталья БАБЕНКО
Фото: Яков АНДРЕЕВ