Открытое письмо кинематографистов, участников XXVIII Международного Кинофорума «Золотой Витязь» Президенту Российской Федерации В.В.Путину

31.05. 2019

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Кинематографисты и деятели культуры России и славянских стран, участники XXVIII Международного Кинофорума «Золотой Витязь», собравшиеся на героической севастопольской земле, выражают Вам искреннюю благодарность за принимаемые Вами меры по сохранению и укреплению традиционной отечественной культуры, являющейся примером и образцом для культуры всех славянских народов.

Мы обращаемся к Вам со словами поддержки Ваших усилий по созданию исторического документа – «Закона Российской Федерации о культуре», который призван стать основой её возрождения и процветания.

Будущий  Закон о культуре должен безусловно базироваться на двух основных документах: на Указе Президента «Об основах государственной культурной политики» и на «Концепции национальной безопасности», утверждающей, что «культура – важнейшая составляющая национальной безопасности государства».

Справедливо целеполагание Концепции, гласящее о «Передаче новым поколениям присущей российской цивилизации системы ценностей, понятия о морали и нравственности. Воспитание поколений, способных обеспечить будущее величие и силу России».

Нельзя не отметить главное противоречие проекта Концепции будущего Закона: признавая фундаментом Закона Указ Президента об «Основах государственной культурной политики», Концепция полностью снимает ответственность государственной власти за исполнение Закона. Концепция оставляет в действии «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденные в 1992 году, главной целью которых было полное исключение идеологического воздействия на культурные процессы, закрепив за властью единственную обязанность – «обеспечение прав и свобод творцов».

Права и свободы государство исправно обеспечивает по сей день, полностью освободив от ответственности и творцов, и само государство.

Предлагаемый проект Концепции красной нитью проводит мысль «о невмешательстве государства в творческую деятельность…». «…Органы власти и управления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность, либо в содержание профессиональной культурной деятельности ни в форме указаний, приказов и требований, ни в форме принятия кадровых решений».

Продекларировав это в Законе о культуре, государство вновь выразит поддержку либеральному принципу: «пусть цветут все цветы», что позволит и впредь расцветать сорнякам русофобии, антиисторизма и патологической нетрадиционности.

В Концепции разумно подчёркивается: «Полноценное культурное развитие страны возможно только при всестороннем взаимодействии общества и государства». Принцип этого взаимодействия должен быть оформлен в Законе – укреплением института гражданского контроля со стороны Общественного Совета Минкультуры и других творческих и общественных организаций культуры, опирающихся на компетентную экспертизу.

Концепция справедливо предлагает выделить в отдельный подвид т.н. «современное», «актуальное» искусство. Положение Закона в этой части следует сформулировать так, чтобы исключить практику господдержки проектов, оскорбляющих общественную нравственность и сеющих раздор между группами населения на религиозной, национальной и этической основе.

В Концепции говорится: «Законодательство о культуре должно строиться на понимании особой миссии культуры, не сводимой к рыночным механизмам». Эта спасительная для культуры аксиома является признанием государством простой истины: культура и рынок – понятия несовместимые. Необходимо более определённо прописать в Законе шаги по выведению культуры, поддерживаемой государством, из рынка.

Необходимо законодательно закрепить ежегодное увеличение бюджетной строки на культуру: бюджет Министерства культуры должен со временем встать вровень с бюджетом Министерства обороны, ибо культура – главная линия обороны – оборона души нации. Потеряем душу – потеряем государство.

Концепция утверждает: «Повсеместно бытует представление о праве чиновника диктовать условия и содержание творческого, культурного процесса», то есть о праве на цензуру. Подобного «диктата» чиновников, испуганных угрозой цензуры, ныне – не существует. Коснёмся столь пугающего понятия – «цензура». Греческое слово «censura» переводится, как – «строгое суждение, взыскательная критика». Разве «строгое суждение» государства в вопросе формирования грядущих поколений является незаконным? Вспомним отношение к цензуре А.С. Пушкина: «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось… Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем. Всякое правительство в праве не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придёт, и может остановить раздачу рукописи».

Проект Концепции положительно отзывается о т. н. рыночной «оптимизации» культурных учреждений, их «реорганизации и ликвидации, назначении и увольнении руководителей учреждений культуры». Имеющаяся практика показала, однако, что рыночный механизм работает далеко не во благо культуры, а является, как правило, орудием уничтожения подлинной традиционной культуры: репертуарного театра, кинематографа, музыки, живописи, литературы, школ искусства и народных промыслов.

В связи с вышеизложенным предлагаем ввести в Концепцию Закона о культуре следующие основные положения, часть которых была ранее озвучена руководством Кинофорума «Золотой Витязь» на заседании рабочей группы Госсовета по культуре, Общественного Совета при Минкультуры и ОНФ:

  • о поэтапном выведении государственной культуры из рынка.  Разделение творческой и административно-хозяйственной деятельности и выведение творческой деятельности из  Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственные закупки должны распространяться только на административно-хозяйственную деятельность;
  • об ответственности Министерства культуры Российской Федерации за исполнение «Основ государственной культурной политики» и «Закона о культуре». Основой деятельности Министерства культуры и всех государственных учреждений культуры должна стать  просветительская и воспитательная функции;
  • о законодательном закреплении решающей роли Общественного Совета при Минкультуры и Общественных советов всех учреждений культуры Российской Федерации. При существующем положении дел только общественные советы могут осуществлять действенный контроль над духовной и хозяйственной деятельностью государственных учреждений культуры;
  • о назначении на руководящие должности во всех государственных творческих коллективах специалистов с высшим профильным образованием. Руководить учреждениями культуры должны профессионалы,  а не «эффективные менеджеры» без профильного образования;
  • о восстановлении руководящей роли главных режиссёров, дирижёров и художественных руководителей творческих коллективов, специалистов с высшим профильным образованием и опытом работы;
  • о введении в творческих коллективах Российской Федерации института общественных и художественных советов;
  • об усилении роли Государственного заказа во всех отраслях культуры. Государство должно поддерживать лишь социально-значимые проекты, сохраняющие духовное здоровье нации и укрепляющие её нравственные устои. Необходимо законодательно закрепить направления творческой профессиональной деятельности, государственная поддержка которых обязательна. Государственные театры и особенно театры для детей и юношества должны иметь гарантированную государственную поддержку;
  • о системном производстве фильмов, спектаклей и других произведений искусства для детей и подростков. Минкультуры и Минобразования Российской Федерации должны совместно выработать программу воспитания детей, которые, начиная с детсадовского возраста, должны быть окружены атмосферой духовно-нравственной традиционной культуры;
  • об усилении государственного влияния на электронные средства массовой информации, использующие сетевые ресурсы, и об интегрировании в интернет-пространство поддерживаемых государством социально-значимых проектов;
  • о поддержке телевизионных каналов, создающих позитивные социально-значимые проекты. Придание ТК «Культура» статуса самостоятельного канала.
  • Приняв позитивный, ответственный, духовно-нравственный Закон о культуре и контролируя его исполнение, Россия сможет духовно возродиться и стать примером для человечества.

Принято участниками XXVIII Севастопольского Международного Кинофорума «Золотой Витязь» на конференции «Новая государственная культурная политика – возрождение России». Севастополь. 23 мая 2019 г.

Президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь»

Cопредседатель Общественной Палаты Союзного государства

Председатель Славянского Творческого Союза

Первый Заместитель Председателя Общественного совета

при Министерстве культуры РФ

Член Патриаршего Совета по культуре

Народный артист России                                                                                                                         Н.П.БУРЛЯЕВ