Отсвет «Золотого Витязя»

Отсвет «Золотого Витязя»Режиссеры из 30 стран мира представили свои фильмы в Хабаровске

Подводя итоги XXII Международного кинофорума «Золотой Витязь», член Патриаршего совета по культуре, председатель Союза деятелей славянской культуры, народный артист России Николай Бурляев подчеркнул, что кинофестиваль прошёл на самом высоком уровне: за 10 дней было показано 215 кинокартин кинорежиссеров более чем из 30 стран мира.

«Участники и гости Кинофорума успели полюбить хабаровскую землю и полюбиться местному зрителю. Это было видно по всегда заполненным залам кинотеатров. Более того, Хабаровский край установил рекорд посещаемости мероприятий нашего фестиваля за всю его историю. За неделю кинопоказы и творческие встречи посетили более 33 тысяч человек», — отметил президент кинофорума «Золотой Витязь».

В дальневосточной столице с населением 593 894 человек на просмотрах «Золотого Витязя» побывал почти каждый 18-й житель.

Кроме того, почти 7 тысяч человек стали участниками творческих встреч и мастер-классов, которые провели гости и участники форума.

«Многие фестивали созданы, чтобы шокировать зрителя, даже ранить его, — уверен народный артист России Аристарх Ливанов, возглавивший на Хабаровском кинофоруме жюри анимационных фильмов, — а «Золотой Витязь» следует своему девизу — возвышает души зрителей».

Подлинным началом кинофорума был молебен в кафедральном Преображенском соборе, который отслужил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. В храм гости оправились прямо из аэропорта. Вместе молились представители российской, белорусской, украинской, сербской и грузинской делегаций.

«Золотой Витязь» — единственный кинофестиваль в России, благословленный Святейшим Патриархом.


Участники кинофорума посетили православные храмы Хабаровска, отмечающего в этом году свое 155-летие. В храмах православных форумчан встречали настоятели. Очень радушной была встреча в первом же храме, в честь святителя Иннокентия Иркутского. Настоятель храма протоиерей Олег Хуторской рассказал о реабилитационном антиалкогольном и антинаркотическом центре при храме.

Этот храм — восстановленный. А две нынешние высотные доминанты (в прямом и переносном смыслах) города, кафедральный Преображенский и Успенский, построены совсем недавно, в новейшие годы России.

В храме Успения Пресвятой Богородицы, который также посетили участники кинофорума «Золотой Витязь», находится одна из главных святынь дальневосточной земли — Албазинская икона Божией Матери, которая, по преданию, прибыла сюда из средней России в XVII в.

Удивительный вид на Хабаровск, реку Амур с зеленеющими островами и на Китай, видневющийся на расстоянии 35 километров, открылся «витязям» с 96-метровой колокольни Преображенского собора, в котором гости поклонились Богородичным иконам «Блаженное чрево» и Порт-Артурской (образ которой тоже имеется здесь в каждом храме).

Необычно было видеть в храмах Хабаровска православные цветные буклеты с иконками — на китайском языке. Отрадна эта просветительская миссия, поддерживающая недавний визит нашего Патриарха в Китай.


26 мая от Преображенского к Успенскому собору прошел Крестный ход, посвященный чествованию святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия — эти дни уже прочно стали в Русском мiре праздниками славянской письменности и культуры. Крестный ход возглавили владыка Игнатий и Николай Бурляев.

Завершилось шествие на ступенях Успенского собора. У кирилло-мефодиевской иконы прозвучали выступления представителей славянских делегаций. В частности, режиссер и философ, вице-президент «Золотого Витязя» Маргарит Николов (Болгария), сказал: «Славянская культура — это самое пресветлое и нерушимое, что у нас есть. Этот свет проявился и в Победе в Великой Отечественной войне. Славянский свет мы дарим всему миру для счастья и радости».


В Хабаровской духовной семинарии в рамках кинофорума состоялась конференция «Духовные традиции. Культура христианского мира».

Открывавший конференцию глава кинофорума Н. Бурляев призвал «мерить все мерою Христа и, как говорил философ И. Ильин, не бояться остаться в одиночестве».

Президент «Золотого Витязя» подчеркнул, что культура — это умение слышать Господа в своем сердце; так поступали Пушкин, Лермонтов, Рахманинов, Тарковские, шедшие к Господу порой трудно, греша, падая и поднимаясь…

Согласуясь с девизом кинофорума «За нравственные идеалы, за возвышение души человека», митрополит Игнатий отметил, что в христианстве критерием любого искусства является душа и стремление ее к Царствию Божию. Обращаясь к кинематографистам, владыка напомнил, что визуальный образ имеет большое влияние на сознание, а потому с людей кинопрофессий — особый спрос. Владыка выразил надежду, что люди, причастные к «Золотому Витязю», и есть часть той «малой закваски», ради которой Господь спасает весь наш народ.

Эмоциональным было выступление режиссера Шамиля Алиева (Азербайджан): «Я, как мусульманин, говорю вам спасибо за то, что вы делаете». Режиссер с горечью вспомнил трагические страницы азербайджано-армянского конфликта, унесшего около 300 тыс. жизней, и сокрушенно воскликнул: «Но чего мы все достигли в результате?!» Ш. Алиев считает, что СССР мог стать примером синтеза высоких культур для всего мирового сообщества и, в сущности, в лучших образцах таковым и являлся. Кинематографист снял свой фильм с конкурса в Каннах, поскольку понял новые каннские «тенденции», где побеждает фильм о «любви» лесбиянок. «Я не хочу стоять в ряду с этими людьми!» — воскликнул азербайджанский гость. В завершение выступления он подчеркнул: «Мы в Азербайджане очень болеем за Россию. Помните: если не будет России, то не будет и нас!»

Автор этих заметок, будучи членом жюри кинофорума, в своем выступлении на конференции подчеркнул, что в шествии «Золотого Витязя» по Отечеству есть особая миссия, которая пока не всем видна, но чрезвычайно значительна. Это — обильное сеяние духовных зерен в области культуры. Маргарит Николов верно называет это «второй духовной сферой».

В детстве и юности мы смотрели чудесные фильмы, лучшие из которых составили духовную сокровищницу мирового кино. Мы становились лучше, когда смотрели возвышающие картины, получая нравственный идеал. Потому чрезвычайно важно сегодня приложить максимум усилий, чтобы ленты разных жанров из фонда «Золотого Витязя» были увидены Россией, а, по возможности, также славянским и всем прочим миром.

У нас сегодня нет также альтернативы единству. Евразийское объединение межгосударственного пространства начинается на духовной основе, а военно-стратегическое, экономическое — приложатся. Международный форум славянских искусств «Золотой Витязь» является духовной основой внятно наметившейся в последнее время тенденции к собиранию евразийского пространства.

Вице-президент кинофорума, профессор Болгарской киноакадемии им. Сафарова М. Николов в своем выступлении предложил создать «Портал духовного общения и развития “Золотой Витязь”» (вплоть до использования современной спутниковой космической техники) в будущем Евразийском союзе.

В своем слове владыка Игнатий подчеркнул, что для реализации такого посыла потребуются немалые материальные средства, также возникнет необходимость загрузить ресурсы контентом, а наши объемы кинопродукта пока существенно уступают голливудским… Впрочем, сказал митрополит, за 13 лет его пастырского служения на Камчатке удавалось с Божией помощью воплотить в жизнь проекты, которые казались неосуществимыми.


В рамках конкурсной было представлено немало фильмов, прямо связанных с духовной тематикой, с проблемами веры и поиска Истины.

Скажу несколько слов о документальном полнометражном кино, поскольку я работал в жюри именно в этой номинации. Поразили более всего портреты, вдумчивое и сострадательное вглядывание авторов в людей, о которых они решили нам рассказать. И сам этот выбор создателей фильмов — уже красноречив.

Назову замечательный фильм «Где ты, Соня?» (удостоен «Бронзового Витязя») режиссера Радки Франчак (Польша), воспитанницы Академии Анджея Вайды, — деликатно и мастерски визуально снятая лента раскрывает тонкий и трепетный внутренний мир молодой ижевской православной послушницы.

Фильм режиссера Максима Гуреева «Крест Никона» рассказывает о Патриархе Никоне и перебрасывает мосток к резчику Поклонных Крестов из Соловецкого монастыря Георгию Кожокарю, тому самому, что не столь давно изготовил Крест для Бутовского полигона.

Поражает рассказ об аресте Креста Патриарха (с частицами мощей свв. угодников Божиих, со вставками драгоценных камней, привезенных со Святой Земли) — его осудила тройка НКВД и сослала на Соловки!

Специальным призом митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия, книгой «Иисус Христос, Сын Божий — спаситель мира» (автор П.С. Лебединский), был отмечен фильм Валентины Матвеевой (Россия) «Русь еще жива», об известном православном песнопевце иеромонахе Романе (Матюшине).

Фильм «Архимандрит» выходца из православной белорусской семьи Ежи Калины посвящена истории создания скита во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских на северо-востоке Польши, близ маленькой деревушки, строителем которого стал бывший наместник Супрасльского Благовещенского монастыря архимандрит Гавриил (Гиба). Сам режиссер вспоминает, что все, казалось бы, дерзновенные замыслы архимандрита воплотились в жизнь, «все получилось благодаря простым верующим, которые его поддержали, потому что он обладает внутренней духовной силой, притягивающей людей. Эти люди — и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые — безвозмездно трудились на строительстве скита вместе с отцом Гавриилом, приносили свои пожертвования. …Сегодня — это единственный православный скит в Польше. Возможно, и в Западной Европе». Рекомендую всем посмотреть эту ленту. Как, скажем, архимандрит Гавриил варит кастрюлищу борща, а потом разносит его в баночках своим польским прихожанам, которые помогали строить деревянную гать к скитскому островку, стоя в холодной воде чуть ли не по пояс. И как горестно ходили с ним по скиту, когда какой-то вражина сломал ночью золоченый крест на скитской часовне и пробил ломом все ульи, а семьи пчел замерзали прямо на глазах оператора…

Как нынче говорят, «неоднозначное» впечатление произвел полуторачасовой (замах-то!) фильм Павла Медведева (автор сценария и режиссер) «После Византии», сработанный, как заявлено в каталоге «Центром национального кино». Съемки проводились в Турции, России, Сирии и Сербии. По ходу фильма видим множество прекрасных картинок и кусков, метафоричных и образных, однако, к сожалению, в цельную мысль этот пазл не складывается. Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Византийский урок» на близкую тему критиковался профессионалами за «недочеты», вызвал острую полемику, получал престижные кинонаграды и остается ярким событием отечественной духовной и исторической публицистики. Этого решительно невозможно сказать о фильме «После Византии», о котором осталось «странное» впечатление, будто вокруг «темы» и, быть может, транша собралось сообщество весьма одаренных профессионалов-коллег-друзей.

Картина Людмилы Коршик (Екатеринбург) «Вернулись мы на Родину» (Диплом за актуальную публицистику) рассказывает о русских переселенцах из Таджикистана, бегством спасшихся от кровавой резни после распада Советского Союза и спустя два десятилетия продолжающих ютиться в бараках Борисоглебска; увы, никому до них с до сих пор нет дела. Это не единственная лента автора о русских беженцах. Людмила лично присутствовала на кинофестивале, на просмотре ее фильма, мы благодарны ей также за то, что она, как продюсер, привезла в Хабаровск замечательную ленту известного екатеринбургского мастера Анатолия Балуева «Звездная пыль» (посмертно — диплом им. А. Сидельникова за лучшую режиссуру).

Несомненно, духовный, нравственный аспект, хотя и в ином понятийном и языковом ряду, затрагивают и другие документальные полнометражные конкурсные фильмы этого года. В частности, картина Андрея Зайцева «Игорь Николаев. Моя великая война» (Россия), удостоенная «Золотого Витязя», рассказывает об окопной правде устами 88-летнего ветерана, а в годы войны 17-летнего минометчика, молодого художника. Фильм «Золотая свадьба» режиссера Владимира Дашука (Беларусь), трогательно рассказавший о простой сельской супружеской паре, получил «Серебряного Витязя».

Дипломами были отмечены замечательные российские ленты Юрия Шиллера «Праздник» (за глубокое проникновение во внутренний мир человека), белорусский фильм «Дочь Припяти», снявшие который Игорь Бышнев и Павел Зубрицкий получили диплом за лучшую работу операторов. За мужество правды и боль сострадания присужден диплом фильму «Нина» режиссера Миры Лолич-Мочевич (Республика Сербская), повествующему о страшных страницах 1941-го, когда хорватские нацисты вырезали православных сербов.


Вся деятельность кинофорума «Золотой Витязь» оказалась соустремленной с объединительным посылом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который 4 июня с.г. на Святой Горе Афон после молебна в соборе Протата обратился к присутствовавшим с такими словами: «Я хотел бы поблагодарить всех вас, дорогие отцы, за соучастие в возрождении, воскрешении Святой Руси. Прошу особо молиться об Отечестве нашем, о Церкви нашей. Новые испытания и искушения не поколебали веры нашего народа.

Сегодня огромные силы работают на то, чтобы разрушить Православие на Святой Руси. И вы знаете об этой невидимой брани. Потому прошу вас всегда помнить Святую Русь и Церковь Русскую в своих молитвах.

Русская Церковь простирает свое пастырское попечение на современные Российскую Федерацию, Украину, Беларусь и другие страны. И состояние Православия на этих огромных просторах имеет большое значение для Православия во всем мире».

Фото автора
Станислав Минаков
Столетие.RU