“Золотой Витязь” cмеётся и плачет

Конкурс игрового полнометражного кино на восемнадцатом “… Витязе” начался с “послевоенной” драмы “Кадет” (режиссёр Виталий Дудин, Белоруссия). Странное впечатление производит эта драма.

Аккуратная стилизация, живо напоминающая фильмы подобного жанра, снятые этак в году 1987-м или 1988-м (бравый суворовец гоняется в Полесье за “лесным братом”, который совсем не бандит, а запутавшийся в тенётах Большой Истории молодой крестьянин). Эротический флёр с десятисекундной “женской обнажёнкой”, выводящий в общем-то детский, подростковый фильм за рамки “дозволенного”. Романтическая “любовь до гроба” (“лесного брата” в финале убивают сотрудники НКВД, а его невеста умирает от ран). Добавьте к этому схематизм характеров при отсутствии хоть сколько-нибудь запоминающихся актёрских работ – и вот результат. Даже члены белорусской делегации были настроены к картине весьма скептически, признав её морально устаревшей.

К слову сказать, в игровом конкурсе мелькнула не только обнажённая женская натура (снятая, впрочем, весьма стыдливо). В сербских “Гастролях” (режиссёр Горан Маркович), трагикомической истории о театральных актёрах, попавших в пекло гражданской войны 1993 года, есть сцены с ненормативной лексикой. Как считалось ранее, “Золотой Витязь” сторонится особенно “сильных выражений”, смущающих душу зрителя. Но кино бывшей Югославии, раскрепощённое идеологически и стилистически, мата не стесняется, а “Золотой Витязь” к сербскому кино явно неравнодушен, каким бы оно ни было, пусть даже сквернословящим, депрессивным и страшным. Что же касается кино как такового, то и оно производит странное впечатление – этакое истерическое “чудо в перьях”, срывающееся то в смех, то в плач, то в оцепенение. C исторической дистанции досталось всем: и сербам, и хорватам, и боснийцам, православным и мусульманам. Гражданская война рассматривается Марковичем не как итог некой политической игры или социальных обострений, а как всеобщий нервный срыв накануне нового тысячелетия.

Пацифистскую, призывающую к миру и объединению “Прикольную сказку” (режиссёр Роман Ширман, Украина/Эстония) при всём желании не назовёшь детским фильмом, хотя она и приписана к конкурсу кино для детей. Изображение, как ни странно, не играет в “…сказке” особой роли, при том, что картина c актёрами на фоне масштабных декораций обильно сдобрена “прикольной” анимацией. Важен текст – плотный, пряный, постмодернистский в самом прямом смысле этого слова. Дети остаются в стороне, поскольку понять в чём, например, “прикол” отрицательной героини, которую зовут Эсмеральда фон Гармишпартенкирхен, они не в состоянии, если только не прочитали “Собор Парижской богоматери” и не посмотрели хотя бы одноимённый мюзикл. Взрослые, наверное, получат удовольствие, сравнивая Военное королевство и Несчастливое королевство с государствами, существующими в реальном мире (Украина? Россия?). Думается, однако, что все эти аллюзии и аналогии довольно абстрактны и служат исключительно для остраняющего комического эффекта. Для возвышения души смех “Прикольной сказки” несколько холодноват, потому и эта картина выбивается из общего стиля “Золотого Витязя”.

Похоже, никаких патриотических чувств (а “Золотой Витязь” традиционно взывает к патриотизму) не испытывают герои “Разговоров по пустякам” режиссёра Владимира Краева (Болгария; конкурс игрового полнометражного кино). Кто-то, не выдержав пустоты существования между домом для душевнобольных, очистной станцией и биологической лабораторией, уезжает поближе к цивилизации, кто-то остаётся, обливаясь слезами над “Дядей Ваней” Чехова. Кроме того, что Чехов актуален всегда и везде, из “Разговоров…” вынести нечего, да и кинематограф с движением камеры и монтажом на этот раз интеллигентно уступил место добротному телевизионному фильму-спектаклю с прочувствованными актёрскими работами и приятными глазу пейзажами (снимали недалеко от Варны).

Нетрудно согласиться: сильных и осмысленных кинематографических впечатлений за два дня набралось маловато… Продолжает радовать сам Липецк: фонтаны, липы, тополя, целебная вода и нежнейшее мороженое местного производства (говорят, одно из самых лучших в России). Радует и благодарная публика – зрители искренне реагируют, с удовольствием аплодируют и сожалеют об отсутствии должной фестивальной рекламы. А это значит, что Липецку фестиваль интересен.

www.proficinema.ru