«Золотой Витязь» подвел итоги

В Москве подвел итоги 19-й Международный кинофорум «Золотой Витязь». В этом году смотр утратил свою автономность, став одной из главных частей внушительной программы Первого Славянского форума искусств. Но цели его остались прежними — демонстрировать и укреплять единство славянских культур в современном контексте. В конкурсе участвовали более 200 лент из 30 стран. Церемония награждения победителей состоялась в Центральном доме кинематографистов. Подробности — у «Новостей культуры».

Под патриотичную музыку кадетского оркестра создатель «Золотого Витязя» Николай Бурляев готов часами говорить о другом кино.

Николай Бурляев, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», рассказывает: «Девяноста восемь процентов кинофестивалей грешат одним грехом – вседозволенностью отборочной политики. Они показывают все, будто не знают, что каждая душа по природе христианка».

Картина «Поп» Владимир Хотиненко, получившая гран-при фестиваля, основана на реальных событиях. Во время великой отечественной псковская духовная миссия восстанавливала храмы и проводила службы на оккупированной фашистами земле. Жертвенный отец Александр появился не сразу – говорит режиссер Владимир Хотиненко.

«Было несколько священников, хронику о которых мы отсмотрели, людей открытых, таких, как Иоанн Крестьянкин, например, — говорит Хотиненко. — Для тех, кто не любит положительных героев в кино, пусть посмотрят хронику о Крестьянкине. Он был для нас прототипом».

«Золотыми витязями» награждены два фильма: «Святой Георгий убивает змия» сербского режиссера Срджана Драгоевича и «Верую» российского режиссера Лидии Бобровой.

«Святой Георгий убивает дракона» — это настоящая драма о мужестве простых людей, которые во время войны на Балканах противостояли натиску турецкой армии. Герои Драгоевича бросаются на врага с голыми руками.

Фильм «Верую» Лидии Бобровой снят по мотивам одноименного рассказа Шукшина. Герои — жители современной деревни, которые никак не могут найти свое место в жизни.

«В октябре 1974 умер Шукшин, и с момента его смерти я шла к этой картине. Шла все эти годы», — признается Боброва.

Сегодня в различных номинациях — около полусотни картин. Фильмы о трагедии в Беслане, о разрушенных в советские годы храмах, о человеческом одиночестве – похожие темы звучат почти на всех славянских языках. Например, обладательница диплома за лучшую женскую роль – Гражина Блецка-Кольска – из Польши.

Гражина Блецка-Кольска говорит: «Я очень счастлива, что получила награду в этом месте, в Москве, на этом фестивале. Ведь все мы — народ славянский. И Польша, и Россия – все это один народ».

В этом году география «Золотого Витязя» еще шире — от Сербии до Узбекистана. Есть даже картина из Японии. Ведь главное – не национальность. Условие отбора по сути одно – фильм должен нести христианские ценности. Именно этого, уверены лауреаты, современному массовому кино не достает больше всего.