Открытие выставки «Русский Крым» Филиппа Москвитина

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открылась выставка художника Филиппа Александровича Москвитина

Филипп МосквитинВ Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации при поддержке Социальной платформы Партии «Единая Россия» 31 марта открылась выставка художника Филиппа Александровича Москвитина. Выставка проводится в рамках VI Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь».

На открытии присутствовали руководители фракция Государственной Думы, представители различных общественных объединений и организаций. С приветственным словом к художнику и к устроителям выставки обратился встреченный аплодисментами собравшихся президент Международного кинофорума «Золотой Витязь» народный артист России Николай Бурляев. Николай Петрович прочитал отрывок из стихотворения Николая Языкова «К ненашим».

Филипп Москвитин – современный русский художник, развивающий традиции московской школы живописи. Москвитин – член Московского союза художников (2003), Союза художников России (2007), является членом-корреспондентом Академии Российской Словесности (2012), членом Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная».

На выставке представлено свыше 60 живописных работ – исторические портреты, картины и пейзажи. К выставке подготовлен альбом-каталог. Автор вступительной статьи каталога – Валентина Валентиновна Ефимовская, поэт, литературный критик, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога». Ниже публикуется фрагмент её статьи.

«Во имя грядущей России вглядывается в прошлое и настоящее любимой Родины на своих исторических картинах известный московский художник Филипп Москвитин.
Показательна новая его выставка, посвященная былым векам и новейшей истории Крыма и Севастополя, утверждающая неизменно русские смыслы в грядущем бытии этой святой земли.

Представленные на выставке картины сгруппированы по живописным жанрам, внутри которых произведения объединены и сопоставлены по уровням духовно-исторического значения события или личности, отдельные части экспозиции расположены в сюжетно-хронологическом порядке. Но какая бы обобщающая линия ни была выбрана автором, вся выставка воспринимается как целостное художественное явление, обладающее динамичной гармонией.

Главное – она отражает особенно ощущаемое в Крыму соответствие всеобщего единичному, великого малому, как следствие драматичной истории этой земли, пропитанной кровью многих поколений русских воинов. Земля Крыма в сакральных точках – Малахов курган, Сапун-гора, побережье Балаклавы и Инкермана – кажется подобной антиминсу: такое число жертвенных останков принято ею, так обильно полита кровью защитников, что не ходить по этой земле надо, а стоять на коленях, вознося молитвы во имя героев – защитников русского полуострова-бастиона.

Выставка картин Филиппа Москвитина, приуроченная к годовщине «Крымской весны», в год 70-летия Победы воспринимается не только как дань сегодняшним героям России, но и как приношение всему отечественному героическому воинству в его историческом единстве.

В этот же год, названный «Годом литературы», экспозиция, в которой художник представляет портреты знаменитых русских писателей, чьи судьбы были связаны с Крымом, понимается как дань великому русскому литературному Слову, сыгравшему большую роль в обеспечении и увековечении русских побед. Но важнее всего, что в тысячелетний юбилей преставления Святого равноапостольного князя Владимира этой экспозицией определена главная точка отсчета и русской истории, и русских побед, начало которым было положено первой, величайшей русской Победой – Крещением Руси в Православную веру.

Портрет-икона «Святой князь Владимир» показывает святого не только в его историческом величии на фоне Херсонеса, где он принял Крещение, но символизирует просвещенную светом веры мудрость русских православных властителей, свидетельствует о промыслительном ходе всей русской истории. Художник находит на древней Крымской земле духовные свидетельства этой встречи и отображает ее важнейшие жизнеобеспечивающие следствия. Пейзажи с видами разрушенного временем Херсонеса Таврического, виды руин и сохранившихся монастырей и церквей не только свидетельствуют о насыщенной трагическими событиями и благодатными свершениями истории русского Православия, но создают символичный образ Крымской земли, как земли-матери, как элемента вечности в русской истории. Так, кажется, художник спорит с известным утверждением Державина, что «Река времен в своем стремленье/ Уносит все дела людей/ И топит в пропасти забвенья/ Народы, царства и царей».

Глядя на картины Филиппа Москвитина, посвященные русским венценосцам и государственным личностям, невозможно согласиться, что их деяния, их победы потонули в забвении.

Крымская земля – понятие сложное, всеобъемлющее, близкое и родное в своей красоте и истории каждому российскому человеку. Живописными средствами удается выразить художнику многие откровенные и сокровенные особенности этой историко-географической данности.

Природе полуострова Филипп Москвитин посвящает немало своих работ. Пейзажи Крыма он пишет всю свою творческую жизнь. В них, отражающих разные времена года и разные состояния погоды, выявляются многие стороны мастерства живописца. Художник приглашает вместе с ним полюбоваться диковинными растениями, приветливыми горами, благородными в своей архитектурной сдержанности дворцами русских аристократов. То откровенные, солнечные, то пасмурные, сомкнутые небеса венчают пейзажи мастера, на которых прибрежные камни или развалины древнего Херсонеса объяты животворными морскими волнами. Мотив чистоты и беззащитности сквозит во многих пейзажах, которые кажутся пронизанными трепетной вибрацией, наполненными золотым светом Вечности. Притом что все пейзажи художника достоверны, современны, они, объединенные экспозицией, символизируют духовную непрерывность русской истории, от которой не отделяет себя и художник, пишущий крымский автопортрет. Без образа самого художника экспозиция была бы неполной, потому что именно он своим упорным и вдохновенным трудом над крымской темой, растянувшимся на десять лет, своей любовью к Крымской земле, своими молитвами, кажется, предвещал и отчасти способствовал возвращению Крыма в Россию. То, что произошло в феврале – марте 2014 года не кажется случайностью, но имеет метафизическое содержание, выстраданное сердечными надеждами и душевными чаяниями всех жителей России и, конечно, крымчан».