Колокольные звоны России

В четвертый раз в храме Живоначальной Троицы деревни Аверкиево Павлово-Посадского района Московской области прошел фестиваль «Колокольные звоны России». Колокольное мастерство продемонстрировали звонари из Москвы, Подмосковья, Ярославля и других городов.

Храм Живоначальной Троицы в д. Аверкиево Павлово-Посадского р-на Московской обл.

Храм Живоначальной Троицы в д. Аверкиево Павлово-Посадского р-на Московской обл.

Целый город мастеров раскинулся на лугу вокруг храма. Гончары и кузнецы проводили мастер-класс для всех желающих. Официальное открытие фестиваля предварял концерт и выступления православного детского конного клуба. Посетить ярмарку и послушать колокольные звоны собралось несколько тысяч человек из ближайших сел и городов. Этот праздник полюбился местным жителям, и каждый год собирает все больше и больше участников.

В этом году фестиваль колокольного звона проходил в рамках первого славянского форума искусств «Золотой витязь». В начале фестиваля был отслужен молебен, во время которого была освящена изразцовая икона художника Вадима Сташкевича. Спустя 80 лет храм обрел свою запрестольную икону Богоматери «Знамение». Интересно, что эта икона – изразцовая, и была изготовлена Вадимом по технологии XVII века специально к этому дню. Как рассказал Вадим Сташкевич икона «Знамение» – не единственная его работа, которая украшает храм. Совсем недавно на фасаде храма, над входом, были установлены изразцовые украшения – два райских грифона, два древа жизни и два владимирских льва. Храм Живоначальной Троицы в деревне Аверкиево является копией храмов XVII века, а для подобной архитектуры изразцы были неотъемлемой частью убранства. Когда-то под Павловским Посадом было производство изразцов, и остались глиняные карьеры. Рядом с храмом Живоначальной Троицы в здании старинной школы для Вадима оборудовали мастерскую. По просьбе настоятеля храма отца Алексея Попкова Вадим Сташкевич будет работать не только над созданием новых изразцов, но и начнет работу по росписи притвора храма.

После молебна к участникам фестиваля со словами приветствия обратился президент фонда «Золотой витязь» Николай Петрович Бурляев, который представил участникам международную делегацию. На фестиваль приехали деятели искусства и кино из России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Грузии – наши единоверные православные братья, которые считают своей целью творить во славу Божию, и выносить на экран только самое лучшее. Ведь искусство – это огромная сила воздействия на общество.

Синюшкина Ольга — звонарь Толгского монастыря города Ярославля

Синюшкина Ольга — звонарь Толгского монастыря города Ярославля

Среди участников фестиваля колокольного звона были совсем юные звонари. Например, Синюшкина Ольга девятнадцати лет – звонарь Толгского монастыря города Ярославля. Ольга рассказала о некоторых особенностях этого мастерства, и о том, почему она стала звонарем.

– Как давно вы звоните? Почему вы решили стать звонарем, мне кажется, что это довольно тяжелое, мужское занятие?

– В Толгском монастыре я звоню с одиннадцати лет, уже почти девять лет. Училась я в общеобразовательной школе для девочек, живущих при монастыре. Мы никуда не выходили из монастыря, школа была на территории обители. Мы учились, пели, читали, звонили в колокола. Я жила при монастыре, пока не закончила школу. Теперь живу в городе, учусь на преподавателя музыки.

Колокола меня привлекали с детства, ведь колокол – это голос храма. Это благодатное и очень интересное занятие. Я училась звонить в ярославской школе звонарей у Владимира Евгеньевича Зверева, это очень хорошая школа, там работают замечательные мастера своего дела. Мы начинали звонить на учебной звоннице при храме архангела Михаила в Ярославле.

Обычно в школе звонарей одновременно обучаются только около десяти человек, поскольку всем учащимся нужно уделять особое внимание. Я окончила школу звонарей в 15 лет, четыре года назад.

– Расскажите о звонах. Каким звоном вы сейчас звонили?

– Это был праздничный воскресный звон. Это мой самый любимый звон, он очень радостный. Есть, например, погребальный звон – это грустный звон. Он начинается со звона маленьких колоколов, затем добавляются большие колокола, звон идет перебором. Сначала удар в самый маленький, а потом в колол побольше и так далее. Потом ударяет большой, и затем звонят все колокола одновременно. Удар малого колокола символизирует рождение человека, удар средних колоколов – это возрастание человека, юность, возмужание, большой колокол – старость, когда начинают звонить все колокола вместе – это символизирует обрыв человеческой жизни.

Во время звона колокола звонарь использует приспособление, которое позволяет задействовать не только руки, но и ноги. Самый большой колокол – благовестник, им отбивают такт, он всегда звучит одинаково ритмично, его звон не становится ни быстрее, ни медленнее, этот колокол одинаково звучит на протяжении всего звона. А маленькие колокола создают мелодию.

– Влияет ли звонарское искусство на здоровье человека, например на слух?

– Колокол только положительно влияет на людей, я знаю, что звонари всегда долго жили.

– Кроме вас в Толгском монастыре есть другие звонари?

– Конечно, есть и другие. Сейчас я не так часто бываю в монастыре, потому что занята учебой. В Толгском монастыре я звоню по большим церковным праздникам. Меня приглашают звонить в разные ярославские храмы. Я звонила на всех колокольнях Ярославля!

Дарья Огранович