Курск посетила режиссер Наталья Бондарчук

В минувшую пятницу, 28 января, в киноцентре духовной культуры имени М.С. Щепкина состоялась творческая встреча с известным кинорежиссером Натальей Бондарчук, которая представила курянам художественный фильм «Гоголь. Ближайший», снятый в 2009 году к 200-летию великого писателя.

Курск посетила режиссер Наталья БондарчукНаталья Сергеевна Бондарчук родилась 10 мая 1950 года в Москве, в семье режиссёра Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Сестра (по отцу) Фёдора Бондарчука и Елены Бондарчук.

В 1971 окончила актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), в 1975 — режиссёрский факультет ВГИКа (у тех же мастеров).

В кино Наталья Бондарчук дебютировала в 1970 году, в фильме «У озера», затем снялась в лентах «Пришёл солдат с фронта», «Ты и я». Наибольший успех к ней пришел после исполнения роли Хари в фильме Андрея Тарковского «Солярис». Также зрители прекрасно ее помнят по роли Марии Волконской в картине «Звезда пленительного счастья».

В качестве режиссёра и сценариста Наталья Бондарчук дебютировала в 1975 году новеллой «Бессчастная Матренка» в альманахе «Пошехонская старина». Наибольшую известность получили два фильма, поставленные Бондарчук в конце 1980-х годов по своим сценариям, — «Детство Бемби» и «Юность Бемби». Кроме того, она создала свой собственный детский театр «Бемби». Сейчас существует два филиала театра в Москве и в Одинцово. Театр выезжает на гастроли по России и по ближнему зарубежью.

Дальнейшие режиссерские работы Бондарчук: «Господи, услышь молитву мою», «Одна любовь души моей», «Пушкин. Последняя дуэль», «Гоголь. Ближайший».

Последняя картина рассказывает о последних днях жизни Николая Гоголя. По сюжету, он живёт в доме своего друга графа Александра Толстого и его жены. Дописывает второй том «Мёртвых душ» и вспоминает о прошлом. В воспоминаниях — жизнь за границей. Особое место в них занимают Италия, поездка в родное поместье к матери и сёстрам, день, когда он, находясь в Париже, узнал о гибели Пушкина, а также взаимоотношения с семьёй Вильегорских и Александрой Осиповной Смирновой-Россет.

Названия картины связано с известной картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Известно, что одного из персонажей картины – ближе всех стоящего возле Христа – Иванов писал именно с Гоголя.

Смерть великого гения окутана тайной, литературоведы до сих пор спорят, как и отчего умер Гоголь. Достаточно распространена версия, что писатель был мистиком, очень боялся смерти, а также быть заживо погребенным, а в конце жизни он и вовсе сошел с ума. Однако данный фильм напрочь опровергает эту гипотезу, показывая Гоголя человеком глубоко религиозным.

Гоголь не сходил сума, он страдал. Душа его была страждущей, но цельной. У него был гениальный разум, который он сохранил до самой смерти. Умирая, он произнёс потрясающую фразу: «Как сладко умирать!». А ведь принято считать, что Гоголь очень боялся смерти, настолько, что у него появился страх быть похороненным заживо. Но не самой смерти он страшился, а боялся предстать пред Богом «неприбранным», как он говорил, не готовым. На самом деле его отпели, он ушёл в окружении верующих людей. Такова авторская позиция режиссера картины.

Показ фильма предваряло вступительное слово автора картины. «Я сегодня так перенасыщенная духовно, посетив Коренную пустынь, испив святой воды, поставив свечи за упокой моего отца Сергея Федоровича Бондарчука, за здравие моей мамы Инны Владимировны Макаровой», — сказала режиссер, добавив, что ее мама в 82 года продолжает выступать на сцене, читая Чехова, Бунина, причем ее сольные выступления в театре длится 2,5 часа.

Стоит отметить, что последние картины Бондарчук связаны именно с ее родителями. На днях была завершена работа над четырехсерийным фильмом «Бондарчук. Послесловие». В фильме участвуют Никита Михалков, Богдан Ступка, Олег Табаков, Николай Бурляев. Кроме того, в картине прозвучит и голос самого Сергея Бондарчука, который здесь читает свою книгу «Желание чуда». «Голос Сергея Федоровича сопровождает всю картину, он сам рассказывает о главных вехах своей жизни», — отметила его дочь.

Кроме того, режиссер открыла такой малоизвестный факт, что первоначально Сергей Бондарчук на роль Андрея Болконского в его легендарном фильме «Война и мир» хотел пригласить космонавта Германа Титова, так как Андрей все время говорил о космическом начале, а Титов первым увидел Землю, в моем фильме папа обо всем этом расскажет, поведала режиссер.

«А следующий фильм будет о моей маме. Съемки уже начались, 5 февраля будет ее творческий вечер. Я 3 числа поеду на репетицию, посмотрю, как с двух камер будет проходить съемка», — сообщила режиссер.

Очень интересен актерский состав фильм «Гоголь. Ближайший». Главную роль исполнил артист российского академического молодежного театра Евгений Редько, уникальный, по мнению режиссера, актер, которому подвластно проникновение в самые глубины человеческой трагедии, что видно в сцене сжигания Гоголем своей рукописи, так и прекрасное владение комедийных сцен в фильме тоже не мало.

Кроме того, Бондарчук отметила уникальную внешнюю схожесть актера с великим писателем, добавив, что его практически не приходилось гримировать.

Бывший супруг Натальи Бондарчук, известный актер Николай Бурляев сыграл в фильме Александра Толстого, человека, в чьем доме Гоголь жил последние четыре года жизни. Мария Бурляева, их дочь, сыграла в фильме главную женскую роль.

Своеобразным открытием стала для многих зрителей совсем не похожая на своих прежних телегероинь Анастасия Заворотнюк в роли необыкновенной, любящей и страдающей Александры Смирновой-Россет, вошедшей в нашу историю благодаря дружбе и с Пушкиным, и с Лермонтовым, и с Гоголем.

По окончании фильма некоторые время в зале была полнейшая тишина, картина никого не оставила равнодушным, всегда активный на вопросы курский зритель вот этот раз находясь под впечатлением безмолвствовал, тогда слова взяла сама Бондарчук.

«Картина действительно не простоя, тяжелая жизнь была у Гоголя, но он вышел из этой истории победителем, он прошел все искусы и даже искус собственного творчества, – отметила автор фильма.
— И его книга «Божественная литургия», вышедшая уже после смерти, сейчас украшает полки всех храмов, так что он вышел из этой истории победителем, чего и вам желаю».

Несколько придя в себя, почитатели таланта режиссера уже в фойе киноцентра окружили Наталью Сергеевну, долго ее благодарили, делились впечатлениями, попутно задавая свои вопросы.

Артём РЕУТОВ