В АГЗ МЧС России проходит уникальная фотовыставка об Афоне

В Академии гражданской защиты МЧС России в рамках VII Международного Славянского Форума искусств «Золотой Витязь» проходит уникальная выставка фотохудожника Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона», посвященной 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон.

видео: Пресс-служба АГЗ МЧС

Торжественное открытие Выставки состоялось ещё накануне Светлого Христова Воскресенья. Её инициатором стал президент Международного Форума «Золотой Витязь» и директор Института культуры МЧС России Николай Петрович Бурляев, он и перерезал торжественную красную ленту, символизирующую начало работы выставки.

Фотовыставка Костаса Асимиса в марте этого года уже была показана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Патриаршем музее церковного искусства в Храме Христа Спасителя г. Москвы; теперь в рамках VII Международного Славянского Форума искусств «Золотой Витязь» она будет проходить по всей России.

Академия гражданской защиты МЧС России стала первой площадкой в системе чрезвычайного ведомства, где представлена эта экспозиция.

На выставке — около 180 фотографий, на которых запечатлены уникальные святые места во всём многообразии их служения. Это и моменты праздничных богослужений и периоды будничных трудов святогорских монахов, скиты, кельи, строения афонских монастырей, и ещё — удивительная природа. Центральную, наиболее значимую часть экспозиции составляют мастерски выполненные портреты афонских старцев, монахов, послушников. Фотографии сделаны в 1984-2016 годах. Всего в коллекции около 300 работ.

Своеобразным введением в жизнь современного Афона стали исторические фотографии конца XIX — начала XX вв., передающие атмосферу жизни Пантелеймонова монастыря времен последних десятилетий Российской империи.

Фотохудожник Костас Асимис родом из Ташкента, куда его родители попали после гражданской войны в Греции в 1949 году. Затем семья переехала в Югославию, где Костас Асимис получил филологическое образование и где он всерьёз занялся фотографией.

Впервые Костас Асимис попал на Святую гору Афон в 1984 году, приехал — и решил остаться там работать. Долгие годы фотохудожник по крупицам собирал артефакты афонской истории, в числе которых – уникальные дагерротипы, хранившиеся в старой фотолаборатории на Святом Афоне. Именно он занялся спасением и реставрацией бесценного старинного фотоархива в русском Свято-Пантелеймонове монастыре. Среди редчайших снимков – тот, на котором запечатлён лик Пресвятой Богородицы, который чудесным образом явился в языках пламени во время раздачи хлеба убогим монахам у стен монастыря. Фотографией на святой земле Афона начали заниматься очень давно. Первое фотоателье появилось здесь в начале 70-х годов XIX столетия. По благословению старцев Свято-Пантелеймонова монастыря — архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима – монахи-фотографы тщательно фиксировали не только все значительные события жизни обители, но и проводили жанровую съемку. Вскоре, по примеру русских, своими фотографиями обзавелись и некоторые греческие монастыри.

Благодаря трудам афонских фотографов сегодня мы можем получить представление о сокровенной жизни святой земли Афона и тех, кто жил на этой земле много лет назад.

фото: Алексей Давыдов — Институт культуры МЧС России
Вячеслав Луговов — Обьединённая редакция «МЧС-Медиа»