«Золотой Витязь в Перми». Творческие встречи

За 5 дней, с 23 по 27 марта, в рамках фестиваля духовно-нравственного кино «Золотой Витязь в Перми» жители столицы Прикамья смогли пообщаться на творческих встречах и кинопоказах с всенародно любимыми актёрами театра и кино Николаем Бурляевым, Борисом Щербаковым, Ларисой Голубкиной, Алексеем Петренко, Владимиром Гостюхиным, Зинаидой Кириенко, Ольгой Кабо, Ингой Шатовой и другими артистами.

Николай Бурляев – народный артист России, президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь»:

«Печально я гляжу на наше поколенье». Поэт, автор этих строк, был воплощен в художественном фильме «Лермонтов» 30 лет назад. Роль мятежного и страдающего за свою страну поэта сыграл известный артист Николай Бурляев, который в этом году отмечает своё 70-летие. Он же стал и режиссером картины. Кинолента в этом году открыла кинофестиваль «Золотой Витязь в Перми». Николай Бурляев сам представил свою работу юному поколению зрителей. Он также рассказал о принципах подбора фильмов для форума, президентом которого является уже 25 лет.

Николай Бурляев:
Не каждый сюда может попасть. Только те, кто жизнью, творчеством, душою доказал то, что он не хочет отступать от главного, от того, для чего он призван в этот мир. Одна из главных задач фестиваля ̶ открыть для молодых зрителей другой кинопрокат, показать лучшие отечественные фильмы, которые давно уже нигде не демонстрировались. К примеру, лента Сергея Бондарчука «Судьба человека», пронзительная история, главный герой которой теряет семью, попадает в фашистский концлагерь. В картине сыграла и знаменитая актриса Зинаида Кириенко.

В конце 2014 года президент Путин сделал великий шаг, за который ему будут благодарны потомки: он издал указ о новой государственной культурной политике. Этот указ означает, что время порнухи, чернухи, гомосексуализма, красных человечков и черных квадратов безвозвратно ушло. Пусть они, если им это угодно, творят свои грязные дела в подворотне, но не на государственные деньги.

– Николай Петрович, есть ли в России силы, которые способны вернуть культуре потерянные духовные и нравственные идеалы?

– Силы у нас огромные. Но они были не нужны рыночному кинематографу, который, начиная с так называемой «перестройки», превратился в филиал американского кинопроката. Мутный поток — пошлость, бездуховность, пустота — топил Россию с 1991 года. И наша задача, задача фестиваля – вернуть культуру с уличной панели. Раньше нам говорили, что все фильмы нашего фестиваля – «неформат», что такое кино никто смотреть не будет. И вот теперь, надо признать, Запад со своей чернухой и порнухой сдался.

– Министр культуры Владимир Мединский поддерживает Ваш фестиваль?

– Да, при Мединском наметился положительный сдвиг. У меня к нему множество претензий, но именно при нем был принят этот президентский указ. Это и его заслуга.

– А как можно сломить волю прокатчиков?

– Во-первых, есть президентский указ. Теперь государственные деньги будут выделяться только на те картины, которые проповедуют духовно-нравственные ценности. Во-вторых, необходимо строить новые государственные кинотеатры и показывать в них лучшие советские и российские фильмы. Правда, российскому кино надо еще расти, и расти до уровня советского кино. Бывая во многих странах, в США, к примеру, или в Венесуэле, я сам видел очереди на фильмы Тарковского. Люди выходили из залов и спрашивали: неужели есть такое кино?

– Вы открываете фестиваль в Год кино. Почему Вы выбрали для фестиваля именно Пермь, а не какой-нибудь другой город?

– Не мы выбрали Пермь, а Пермь — нас. На одном из симпозиумов ко мне подошел Игорь Гладнев и предложил провести фестиваль в Перми, мы мгновенно согласились, а ваш губернатор мгновенно отреагировал. И вот мы здесь.


Борис Щербаков – народный артист России

Знаменитый артист приехал в Пермь на фестиваль «Золотой Витязь». Свою встречу с пермским зрителем Борис Щербаков начал с того, что прочитал отрывок «На смерть Ленина» из неоконченной поэмы Сергея Есенина «Гуляй-поле»:

Еще закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода…

– Поэма написана как будто вчера. Когда-то, будучи на гастролях в Молдавии, я выступал перед партийной верхушкой этой республики и прочитал этот отрывок. После выступления в зале стояла мертвая тишина, и мне сказали, что у Есенина нет такого произведения, спросили, где я его взял? И в срочном порядке меня в течение 24 часов выдворили из Молдавии, ̶ рассказал артист. – Больше я там никогда не бывал.

Первой большой ролью Бориса Щербакова в театре МХАТ стал эпизод в спектакле «Сталевары». Вот, что он рассказал по этому случаю:

– С этим спектаклем мы выступали во всех социалистических странах. Он шел на русском языке, но существовало такое правило: в обязательном порядке надо было какую-то фразу произнести на языке страны. И вот были мы однажды в Болгарии. Одну из ролей играл Евгений Евстигнеев. Он спросил, как на болгарском языке будет слово сталевары. Ему ответили: сталемондиямы или что-то в этом роде. Он полдня учил это слово, но выучить так и не смог. На сцене он произнес только стале… Потом пошло что-то неприличное… Короче, перешел на русский.

– Мне повезло: когда пришел в Художественный театр, возглавляемый Олегом Николаевичем Ефремовым, я еще застал стариков. Помню мое самое первое появление на сцене – я стоял рядом с Алексеем Николаевичем Грибовым. Стоило ему выйти на сцену, ни слова не говоря, в зале уже были аплодисменты. Потому что от него исходила аура таланта. Что бы он ни сказал, все смеялись. Он даже на спор иногда это делал: «Вот давай с тобой поспорим ̶ после этой реплики будет смех в зале». И точно – был смех в зале. А потом: «Сегодня не будет после этой реплики смеха». И не было! Так он владел залом – уникальный был человек.

А Евгений Александрович Евстигнеев! Про него известно много всяких историй. Был спектакль, где в первом акте он еще действует, а во втором сидит в кресле и вроде как спит. И у него – финальная фраза: «Финита ля комедия!» И вот он сидит, все разговаривают. Вдруг пауза. Он просыпается и понимает, что должен сказать что-то иностранное. А что – не помнит. И поэтому говорит: «Перпетуум-мобиле», – и сразу – занавес!

– Без ложной скромности скажу: я люблю все свои роли. Я никогда не отказывался от работы, ну если уж совсем меня прижимало, если времени нет, и я понимаю, что могу подвести людей, тогда отказывался. Когда у меня в 1980-м году появилась первая машина – «копейка», я как-то раз в один день умудрился сняться в трех картинах! Все они снимались в Москве, тогда пробок не было, улицы были пустые…

– Я люблю свою работу. Многие артисты жалуются, что сейчас нет подходящих сценариев, интересных предложений, поэтому они отказываются от приглашений сняться. Меня же не смущают современные сценарии. Я не понимаю, что артистов смущает. Если ты отказываешься от роли, ты расписываешься в собственной профнепригодности. Что значит сказать: «Я не буду, это не мое»? Что значит «не твое»? Ты что, не артист, что ли?! Даже Станиславский говорил: «Сделай это своим». На то ты и артист.


Ответил Борис Щербаков и на вопросы зрителей.

– Как вы выбираете себе роли?

– Повторю, я не отказываюсь ни от одной роли. Одни актеры отказываются от каких-то ролей, говорят, например, что не нравится сценарий, что это роль – не его. Так сделай эту роль своей! Так учил Станиславский.

– А «Солдаты»?

– Мне нравится этот сериал. Он честно рассказывает об армии, о том, что в ней хорошие люди. Я играл там полковника Бородина.

– Потом же он стал генералом.

– Растем!

– Как Вы относитесь к современному искусству?

– Я консерватор, люблю искусство классическое: и в театре, и в живописи.

– Долго ли вам приходится вживаться в роль? В одном фильме вы – капитан корабля, в другом – генерал, в третьем – полковник…

– Вы напомнили мне анекдот: Один человек говорит другому: — Поехали на рыбалку, а второй отвечает: да я не умею. А тот ему: Да что там уметь? Наливай да пей. А если серьезно — артисты очень не любят никого пускать в свою актерскую кухню.

– Какие-то фильмы, в которых вы снимались, повлияли на вас? Сделали вас лучше?

– Наверное, не столько съемки в кино, сколько работа в театре – 31 год. Когда работаешь с великими мастерами, невольно подтягиваешься, стремишься к этой планке. Особенно Олег Николаевич Ефремов ставил высокую рамку. Не для других – для себя. Причем как в творческом плане, так и в человеческом. Моя супруга 11 лет работала зав. режиссерским управлением и зав. труппой театра. И она, и я очень много общались с Олегом Николаевичем. Особенно в последние годы, когда он болел. По сути своей, он был очень добрым человеком. Хотя многие его осуждают: вот, мол, он разделил МХАТ… и т.д. Но ведь это же он только из добрых побуждений. Кстати! Эта идея разделения МХАТа у него возникла именно здесь – в Перми. Мы были здесь на гастролях. Работали целый месяц. И в итоге он сократил процентов 20 труппы. И, я так думаю, у него возникла мысль: «А куда эти люди пойдут? На улицу?» И после приезда в Москву он и начал разделение МХАТа. Он был удивительный человек и даже сам не осознавал своей значимости.

– А из молодых актеров вам кто-то близок, интересен?

– Мне очень нравится Паша Деревянко. Мы играли вместе с ним один спектакль. Пьеса так написана – ну, просто по острию ножа. Если чуть-чуть в сторонку – будет безумная пошлость. Когда Паша начал сниматься в «Батьке Махно», вместо него взяли другого актера… И всё – спектакль закрыли. Эту грань мог держать только Паша.

– Как сохранить оптимизм?

– Я вам приведу один пример. Моя жена написала книгу. Называется она «Матильда». Это о Матильде Кшесинской, русской балерине, светлейшей княгине Романовской-Красинской. Она прожила без нескольких месяцев 100 лет. Родилась еще тогда, когда не было электричества, а умерла, когда люди в космос полетели. Сколько эта женщина пережила – уму непостижимо. Первый особняк, который заняли большевики в Петрограде, это был ее особняк. Ленин ездил в ее машине. Коллонтай и Крупская ходили в ее шубах. Пропали все ее драгоценности, все пропало, все было национализировано. Но так как она всегда ко всему относилась с юмором, то и прожила вот столько лет.

Особый восторг вызвал у зрителей исполненный Борисом Щербаковым отрывок из филатовского «Федота-стрельца». С хулиганским прищуром актер изображал то генерала, то царя, то самого Федота, то Бабу-Ягу…

«Нет войны — я все приму: ссылку, каторгу, тюрьму. Но желательно — в июле, И желательно — в Крыму…»

– Если сегодня кто-то из вас улыбнулся, значит – я достиг своей цели. Никогда ни о чем не жалейте!

Затем зрителям был предложен фильм «Десять лет без права переписки» режиссера Владимира Наумова, который актер считает одним из самых значимых и любимых в своей карьере.


Алексей Петренко – народный артист РСФСР и Украины

Встреча с Алексеем Петренко была не очень долгой. Дело в том, что великий артист болен. Поэтому половину запланированного для встречи времени на экране шли отрывки из фильмов с его участием: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Агония», «Сибирский цирюльник», «12». Но на сцене актер преобразился. Алексей Васильевич начал встречу со зрителем монологом из произведений Гоголя. Публика замерла. Торжественный и проникновенный голос актера гремел на весь зал. А когда закончился монолог, раздались дружные аплодисменты.

Прочитав еще несколько произведений, Алексей Петренко обратился к зрителям:

– Пермяки, вы сейчас хозяева этого замечательного славянского фестиваля «Золотой витязь». Вообще, мне так показалось, что Пермь и Пермский край могут сказать всей России: «Следите за мной и делайте, как я, и тогда все будет в полном порядке!» Это девиз танкистов. Я вижу, что Пермь трудится и Пермский край цветет. Ваш край может быть примером для всей России: здесь и промышленность, и культура, и люди. Люди в Перми очень трогательные, очень тактичные и очень разумные. Счастья вам и хорошей жизни! Здоровья вам и ангела-хранителя!

Провожали актера стоя и громкими аплодисментами. Зрители остались смотреть фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», а Алексей Васильевич в гримёрке рассказывал журналистам, как снимался в фильмах, почти во всех – с первого дубля.

– Роль Распутина в фильме «Агония» досталась мне почти случайно, — вспоминает артист. – Режиссер приехал в театр на спектакль, в котором я играл с Алисой Фрейндлих. Ее уже почти утвердили на роль. Приехали смотреть на нее, а заодно заметили и меня. Хотя на эту роль пробовались многие великие актеры.

Почти также случайно выпала актеру судьба играть летчика в фильме «20 лет без войны».

– Я должен был завезти сценарий Евгению Леонтьеву, — вспоминает Алексей Васильевич. — Поезд мой приходил рано утром. Вот я к нему рано утром и приехал. Он вышел весь заспанный. И я сразу уехал. И вдруг раздался звонок: «Леонтьев не сможет играть, может быть, вы?»


Владимир Гостюхин – заслуженный артист России, народный артист Республики Беларусь

В этом году Владимиру Васильевичу Гостюхину исполнилось 70 лет. Актер сыграл свои звездные роли в фильмах «Урга: территория любви» и «Тихий Дон». Всенародную любовь Владимиру Гостюхину принесла и роль Федора Иваныча из сериала «Дальнобойщики». Но актер также сыграл во множестве других фильмов, кадры из которых увидели пермяки во время фестиваля «Золотой Витязь». Сам Владимир Гостюхин не стал много говорить об этих ролях или о себе: на творческой встрече со зрителями он читал стихи любимого поэта Сергея Есенина. Сорок минут! Перерывы делал лишь для того, чтобы сделать глоток воды. А потом поблагодарил публику за внимание и поделился своим мнением о современном кино.

– Я сам – уральский пацан, родом из Свердловска, И приезд на Урал, на мою родину, — волнующее событие для меня, — признался Владимир Гостюхин на встрече с пермскими зрителями. – Хотя в Перми я впервые. Я чувствовал сегодня, как вы жили со мной, сопереживали мне. Это и есть искусство – когда есть единение, – пояснил Владимир Гостюхин. – А развлекательная попса, где все мелькает, где ослепительный свет, безумие, какая-то дьявольщина… Где нет интимного сопереживания, погружения в сердце друг друга… Такой технический кинематограф я называю аттракционом. В советское время были тупые номенклатурные картины, но много было и шедевров, которые можно смотреть бесконечно! В СССР были введены всесоюзные премьеры – в один час во всех кинотеатрах страны. Запад у нас это перенял: американцы делают мировую премьеру и сразу собирают огромную кассу. Причем зачастую это пустышка, жвачка. Сидит человек с попкорном, смотрит эту развлекаловку – и что? Сейчас такие технические ухищрения, что и артистов хороших не нужно. За них сыграет техника. Это — аттракцион, буржуазное пошлое, взывающее к порокам. А кино настоящее – оно другое… Оно о душе.

В рамках фестиваля «Золотой витязь в Перми» жителям города показали ряд фильмов, ранее не выходивших на экраны российских кинотеатров. В том числе – и картину «Око за око», снятую в 2010 году белорусским режиссером Геннадием Полокой. Одну из главных ролей в этом фильме, действие которого происходит в 1918 году, сыграл Владимир Гостюхин.

– Работа в фильме «Око за око» была для меня очень важным событием в жизни, потому что это одна из тех картин, которые говорят о серьезных вещах — о вере, чести, дружбе. И когда вдруг съемки были остановлены, я решил обратиться к президенту Белоруссии Александру Лукашенко, — рассказал Владимир Гостюхин. – Я писал письмо всю ночь, а утром принес в приемную президента и сказал его помощникам, что если обращение не дойдет до Лукашенко, то я устрою им такой скандал! Очевидно, они мне поверили, что я так сделаю, и вскоре Лукашенко вызвал нас с режиссером, попросил показать материалы фильма. «Что, — говорит, — Володя, интриги?». «Есть такое дело», — отвечаю. «А хороший фильм получается, продолжайте снимать!». И на следующий день съемки были возобновлены.

Перед показом картины «Око за око» Владимир Гостюхин прочитал публике стихи Сергея Есенина. Читал вдохновленно, со свойственным ему артистизмом. А когда актер вдруг запнулся, забыв слова, зрители хором подсказали ему: «Розу белую с черной жабой я мечтал на земле повенчать».

– Я мало что успел увидеть в Перми за эти три фестивальных дня, — признался после встречи со зрителями артист. — Но почувствовал главное — людей. Здесь очень отзывчивые люди.


Ольга Кабо – заслуженная артистка России:

На открытии кинофестиваля «Золотой Витязь» в Перми актриса не побоялась пройти по красной дорожке в элегантном вечернем наряде с открытыми руками, несмотря на холод и снег.

Актриса призналась зрителю:

– Приезжаю в Пермь уже с ощущением того, что приезжаю к близким людям и в родные края. Обожаю вашу выпечку, невзирая на всякие диеты. Не могу себе отказать в этом удовольствии, поесть пирожки, которые можно только здесь, у вас, и попробовать.

– В Москве сегодня солнце и весна, а здесь зима. Но — ничего страшного! Ведь русская женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и в холодную погоду выйдет на улицу… Погода на мой внешний вид и настроение повлиять не может – у природы нет плохой погоды. Неважно, мороз, ветер или дождь! Тепло – в душе. Вот сегодня я встретилась со своими коллегами, зрителями, а дома меня ждут дети, семья. Поэтому мне все равно, какая погода. Главное – чтобы близкие, коллеги и члены семьи, были рядом.

– Актерская жизнь такая яркая со стороны, — с улыбкой признала Ольга Кабо. — Но это ̶ ежедневное творческое познание самой себя. Жизнь состоит не только из ярких событий, но и из постоянного тренинга, постоянной работы, постоянных спектаклей и постоянных гастролей. Может быть, сейчас у меня нет каких-то премьер или творческих новостей, но я знаю: мой день расписан по минутам. В Театре имени Моссовета у меня спектакли, на которые любят приходить зрители. Сейчас идут гастроли, в том числе и с литературными спектаклями. Это моя жизнь, и она для меня — яркая.

– Весной я начинаю сниматься в фильме у Аллы Ильиничны Суриковой. Он называется «Любовь и сакс». Имеется в виду саксофон. В главной роли – Макс Аверин. С Аллой Ильиничной меня связывает с 1988 года творческая дружба и любовь – я начинала сниматься у нее – в фильмах «Две стрелы» и «Чокнутые». Она из близких мне людей, с которыми я могу посоветоваться. Она поможет, подскажет, найдет возможность пригласить меня в свои работы. Но о роли я пока не могу говорить.

– На протяжении последних десятилетий я делаю то, что доставляет мне радость и удовольствие. Отказываюсь от проектов, которые мне чужды, не соглашаюсь на работу ради просто работы. Если нет стержня в фильме, если нет души в роли, то я лучше потрачу время на своих детей. Младшему сыну Виктору – три с половиной годика. Он пока смотрит старые советские мультфильмы, в которых есть милые персонажи, добрые истории, с любовью сделанные картинки. Что касается новых иностранных мультфильмов про монстров… Мне кажется, что с монстрами сын в жизни еще встретится. А вот поверить в то, что добро побеждает зло, важно уже сейчас. Поэтому мы с ним смотрим много фильмов-сказок. Приучаю его к тому, что нужно смотреть хорошее, красивое, а главное, – доброе кино. Дочке уже семнадцать с половиной, у нее свой вкус, свои взгляды. Поэтому она смотрит разное кино, а потом мы просто обсуждаем его с ней вместе.


Иркутский театр народной драмы под руководством Михаила Корнева

Встань за веру русская земля!

Когда натовские «доброхоты» американскими бомбами разрывали Югославию на части, сербы приравняли этот небольшой коллектив к боевому подразделению. С тех пор они в бою – артисты Иркутского городского театра народной драмы под руководством своего наставника, заслуженного артиста России Михаила Корнева. Под бомбами в Белграде, на линии огня в Косово, на блокпосту в Чечне и вот теперь – под Донецком и Луганском. Они там, где люди бьются с силами зла за свою землю, за свое право оставаться самими собой. Они зажигают зал своей искренностью, драматургией настоящей, без фальши и стремления понравиться.
Концерт военной песни «Я в бою!» стал одним из лучших фестивальных вечеров «Золотого Витязя» в Перми.


Зинаида Кириенко – народная артистка РСФСР

Настоящая звезда! Женская красота и одухотворенность, мудрость и стойкость! Перед вами — легенда советского (лучшего в мире!) кино Зинаида Михайловна Кириенко.

Ее появление на сцене взрывает зал. Особенно, когда такой встрече предшествует видеомонтаж из фрагментов фильмов, хорошо знакомых не одному поколению зрителей. Их, горячо всеми любимых, – целое море: «Судьба человека», «Тихий Дон», «Казаки», «Любовь земная»… Три десятка кинолент, большинство которых по праву вошли в число лучших отечественных фильмов.

«Золотой Витязь» подарил жителям Перми редкую возможность в течение пяти дней общаться с Зинаидой Михайловной. И она покорила всех своими песнями, стихами, откровенным монологом о жизни и ее вечных проблемах. А потом мужественно подписывала автографы, фотографировалась, делилась впечатлениями…


По материалам: А.П. Давыдова – собственного корреспондента фестиваля «Золотой Витязь в Перми», Администрации губернатора Пермского края, ГУ МЧС России по Пермскому краю, Приволжского регионального центра МЧС России, Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, КП-Пермь, WDay.ru, «Пермского Обозревателя», Телекомпании «Рифей — Пермь»,

Фото: Алексей Давыдов – Институт культуры МЧС России, КП-ПермьПресс-служба ГУ МЧС России по Пермскому краюWDay.ru, «Пермский Обозреватель»