Жемчуг и золото Евразийского Маргарита

Станислав Минаков

Станислав Минаков

В декабрьском своем посте я упомянул профессора Болгарской киноакадемии им. Сафарова, выпускника ВГИКа (1969) Маргарита Николова, который известен еще и тем, что демонстративно-протестно вышел на белградский мост, когда преступники NATO начали бомбить сербскую столицу.

7 декабря с.г. в Зале Церковных собраний Храма Христа Спасителя в Москве профессору Николову был вручен орден Русской Православной Церкви — преподобного Сергия Радонежского (III степени). По получении патриаршей награды профессор М. Николов произнес мощную, взволнованную речь о новой эре славянского единства. Активный сторонник перспективы большого Евразийского союза, он не первый раз выступает с идеей объединения духовных и материальных ресурсов «для развития образования, экологии, науки, искусства и культуры, управляемых ведущими творцами интеллигенции государств будущего «Евразийского Союза» — для реализации автономии Второй духовной сферы (у Церкви — Первая)». Они, по мнению М. Николова, являются предпосылкой перехода в совершенно новую парадигму и с точки зрения философии образа жизни, который мы до сих пор продолжаем вести.

Фиксируя и сам стиль речи (письма), приведу фрагменты выступления М. Николова в ХХС 7 декабря: «Пpoшy Bac — в cвязи c yдостаиванием caмой высокой в моей жизни награды … принять, Ваше Святейшество, сокровенную благодарность от меня, гражданина Болгарии. И, пользуясь моментом, хочу выразить Вам особую радость за тот просветленный чудотворный факт, — воссиявший в мире нашем 17 августа в Королевском Дворце Варшавы, где Вы вместе с Председателем Епископской Конференции Польши Архиепископа, митрополитом Перемышльским Юзефом Михаликом подписали Совместное Послание народам России и Польши».

Дальше проф. Николов цитирует слова из того послания, которые, по его словам, нe пepecтают его вдохновлять (сразу скажу, что чрезвычайные впечатления гражданина Болгарии от этого послания полностью совпадают с моими личными, я тоже замирал, когда слушал по телевидению, а потом это Совместное Послание в прессе): «Чувствуя ответственность за настоящее и будущее наших Церквей и народов и движимые пастырской заботой… Мы призываем наших верующих просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло. Мы верим, что это первый и самый важный шаг к восстановлению взаимного доверия, без которого нет ни прочного человеческого сообщества, ни подлинного примирения. Прощение, конечно, не означает забвение. Память представляет собой важную часть нашей идентичности. … Простить — значит отказаться от мести и ненависти, участвовать в созидании согласия и братства между людьми, нашими народами и странами, что является основой мирного будущего. … Мы призываем всех уважать неотъемлемое достоинство каждого человека, созданного по образу и подобию Божию (Быт. 1:27). Ради будущего наших народов мы выступаем за то, чтобы уважать и защищать жизнь каждого человеческого существа от зачатия до естественной смерти. …Мы хотим научить молодежь любви к Богу, человеку и земному отечеству и приобщить ее к духу христианской культуры, плодом которой будет уважение, терпимость и справедливость».

«Это не только слова, — cказал вслед за цитатой болгарский проф. Николов. — Это совершенно новая парадигма. Этo yжe для вcex cлавян, для всего Православия, всего человечества спасенная жизнь. Это начало совершенно новой эпохи — Третьего тысячелетия — эпохи любви человечества. Этим вашим Совместным Посланием славянский мир несет Евразии и всем народам Мир и любовь свою. Haм вceм, миллиардам нормальных людей, — христианам и представителям других конфессий — ocтaeтся cделать после вашего Совместного Послания тoлькo маленькое, малюсенькoe, нo ответственное усилие в свете слов ваших общих, и заветных Святого Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». … И воссияет тогда в истинном свете своем Человек — тут, на Земле. И в бесчисленных, бесконечных мирах. И как смысл, как Дух просветленный означать будет: Спасающий жизнь».

Я бы не цитировал речь болгарского профессора столь подробно, если бы она тогда, сразу, на торжественной церемонии не показалась весьма духоподъемной и актуальной даже политически. Впечатление было настолько сильным, что я потом позволил себе побеспокоить координатора фестиваля «Золотой Витязь» Ирину Ушакову и через президента фестиваля Николая Бурляева попросить уважаемого проф. М. Николова прислать этот текст для меня.

В нашей привычной суете, когда мы живем, зачастую не поднимая к Небу головы, забывая о молитве, о смысле жизни и назначении человека, слова М. Николова могут показаться избыточно выспренними, экзальтированными. Но это, не побоюсь сказать, почти равноапостольские просветительские слова.

От себя, в завершение, приведу еще один, предпоследний абзац Совместного Послания глав Русской и Польской Православных Церквей: «Мы убеждены, что Воскресший Христос есть надежда не только для наших Церквей и народов, но и для Европы и всего мира. Да дарует Он нам Свою Благодать, чтобы каждый поляк в любом росcиянине и каждый росcиянин в любом поляке видели друга и брата (выделено мной — С.М.)».

Эти слова чрезвычайно важны для сегодняшних и будущих русских и поляков. Но столь же важны они, и профессор Николов абсолютно прав, для всех славянских народов, для любых народов вообще.

Мы видим сейчас античеловечный рукотворный кошмар, устроенный известными силами в Северной Африке, мы помним, что они сотворили с нашей сестрой Сербией и понимаем: мир фактически находится в начальной фазе Третьей Мировой войны.

Что мы могли бы противопоставить гегемонии однополярного и безнаказанного зла? Режиссер Николов, человек с жемчужным именем Маргарит, является активным сторонником и пропагандистом большого Евразийского союза, начинаемого со славянского, который может стать, по его словам, «предпосылкой перехода в совершенно новую парадигму и с точки зрения философии образа жизни, который мы до сих пор продолжаем вести».

Станислав Минаков