Православный музыкальный праздник от Святой Пасхи до Вознесения

В рамках XXIII Международного фестиваля православной музыки в последние майские дни празднования Пасхи в московском Концертном зале им. П.И.Чайковского состоялось Торжественное закрытие II Славянского музыкального форума «Золотой Витязь», проходившего более месяца в 38 городах России, Украины, Белоруссии и Словении. С Приветственным словом к присутствующим обратился Президент II Славянского форума искусств (включающем в себя в этом году уже восемь самостоятельных образований) народный артист России Николай Бурляев, а вёл концерт организатор СМФ и Председатель Православного церковно-певческого общества Георгий Поляченко.

Наряду с явным процессом деградации академического искусства либо, по крайней мере, с уменьшением силы его влияния на общество, православная культура в России по-прежнему полнокровна и представляет собой уникальную ветвь общественной жизни. Это особенно важно сегодня, когда ребром стоит болевой вопрос о будущем России, «имеющей свое Место, свое Слово, свой Голос в мировой истории» (слова Георгия Свиридова). В нынешней страшной российской безголосице нельзя переоценить значение не только сохранения, но и развития исконно русской традиции многоголосного пения без сопровождения. Когда бываешь на концертах Международного фестиваля православной музыки, проводимых (ещё с советских времён) его бессменным художественным руководителем, а ныне и Председателем Оргкомитета Славянского музыкального форума «Золотой Витязь» Георгием Поляченко, то кажется, что попал в какой-то чудесный, нездешний мир. Не чудо ли в наши дни, например, возрождение Московского Синодального хора, которое состоялось в 2009 году после назначения настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» митрополита Волоколамского Илариона? До революции синодалы были в Москве и далеко за ее пределами в той же славе, что и Шаляпин, Рахманинов или Чайковский (кстати, очень немало сделавший для этого хора). Они представляли целый пласт музыкальной культуры, и не только духовной, потому что пели они и классику, и народные песни. В нынешнем Синодальном хоре регентом служит Алексей Пузаков – талантливый и опытный в церковном делании музыкант.

На концерте современные синодалы исполняли произведения шести русских композиторов XX-XXI веков, и правильно, что начали с корифея – Николая Голованова. Его сочинение «Свете Тихий» — замечательное, светлое лирическое песнопение, высоко совершенная партитура мастера. По моему глубокому убеждению, писать духовную музыку должны если не священнослужители (как диакон Сергий Трубачев, священники Иооанн Соломин, Алексий Косолапов, архиепископ Ионофан и митрополит Иларион, чьи сочинения с успехом прозвучали в концерте), то, по меньшей мере, люди воцерковленные, причащающиеся, постящиеся. Как нельзя быть полусолдатом (то есть ходить в лихой форме, но служить не по часам и жить не в казарме, а в отдельной квартире с удобствами), так нельзя быть и «полуправославным» песнотворцем, если творишь в таком возвышенном жанре. Как воцерковленность автора влияет на выразительность музыки – трудно сказать, думаю, что объяснить такое просто невозможно, но влияет несомненно, так, как у священника Алексия Колосапова в знаменитом гимническом песнопении «Утверди, Боже», прозвучавшем в концерте с замечательным солистом Николаем Диденко. Простодушная музыка, а в ней само сердце молится и радует до слез.Георгий Свиридов вознесся своими одухотворёнными хорами из «Песнопений и молитв» в завершении первого отделения как истинное светило. И здесь хочется отметить творческое подвижничество московского композитора Антона Вискова, который возродил к жизни «Пасху красную» Свиридова, уже вошедшую в концертный обиход. Прекрасно передает она тихую радость наступившего праздника праздников, само его состояние, вплоть до аромата куличей, первой полоски весеннего света за окнами храма, младенческой ранней травы на мрачной ещё земле… Невозможно было остаться равнодушным, слушая сочинение Владимира Довганя «Богородице Дево, радуйся» — чистая, трепетная музыка с дивной гармонической вязью, созданная искренним православным человеком и превосходным мастером.

Во время концерта не покидала еще одна мысль: как все-таки важен для такой музыки именно большой состав хора! Какая от этого глубина звучности и та сила проникновения, которой никак по-другому больше не достичь. А что говорить о сердечной растроганности от голосов совсем юных певцов! Московский детско-юношеский хор храма Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово под духовным руководством протоиерея Сергия Киселёва и регента Сергея Сальникова уже воспитал четыре поколения певчих. Вновь при прослушивании сочинений корифеев — Калинникова, Чеснокова и наших современников – например, Глеба Печенкина с его проникновенным духовным стихом «Расставание души с телом», посещала мысль о пути православной певческой культуры. Сегодня сложилась своеобразная область ее – концертная духовная музыка. Подобного рода сочинения, как правило, неприемлемы для исполнения за богослужением – слишком в них всё динамично, нюансировано. Тем труднее задача композитора: либо он должен создать шедевр, который будет сам иметь силу молитвы, как это получалось у богоодарённых Рахманинова или Свиридова, либо его сочинение может просто превратиться в музыкальное фарисейство.

Настоящим триумфом концерта стало выступление мужского Концертного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (регент диакон Василий Попадинец), исполнившего и обиходную, и современную духовную музыку. Вот где настоящее, что называется – неподдельное церковное пение! Сразу слышна традиция великого подвижника певческого делания приснопамятного о. Матфея (Мормыля). Очень важно, что она жива: существованием такого искусства Россия продляет себе спасительный путь. Когда слушаешь лаврское пение, невольно желаешь, чтобы как можно больше исполнялось в православных концертах молитвенной музыки безымянных песнотворцев-анонимов, представляющей (если так можно выразиться в отношении богослужебных песнопений) подлинные шедевры: обиходные монастырские распевы, созданные «монахами трудолюбивыми» для ежедневных служб. И, думается, что всё-таки это лучшее и непревзойдённое, что создано в церковном песнотворчестве!

Алексей Вульфов