Энергетика «Золотого Витязя». Василий Лановой и Владимир Гостюхин о любимом фестивале

На открытии VII международного театрального форума «Золотой Витязь» народному артисту СССР Василию Лановому была вручена Золотая медаль Н.Д.Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». Медаль вручил народный артист Беларуси Владимир Гостюхин. Сегодня любимцы публики отвечают на вопросы «СВ».

Что вы думаете о театральном форуме «ЗВ», насколько он вписался в контекст современной культуры в России?

В.Л.: Движение «ЗВ» возникло много лет назад, на славянской основе, отличительной чертой его была защита христианских ценностей в мировой культуре. Фестиваль стал популярным, кроме кинематографистов теперь ежегодно собираются вместе и деятели театра. Раньше я принимал участие в кинофорумах «ЗВ». При сегодняшней деградации культуры считаю фестиваль очень ценным – у него есть связь с великой культурой прошлого. В этом году театральный форум открывался спектаклем Малого театра «Дети солнца» по замечательной пьесе Горького. Когда-то я играл Протасова, и это дорогая для меня пьеса. Сам факт того, что таким спектаклем открывается фестиваль, говорит о его качестве.

В.Г.: Первое впечатление – очень слабое финансирование, и почти нет информации о фестивале. Вот и в этом году, думаю, ни один из каналов не показал открытие. А на самом деле тихий и немодный фестиваль мог бы составить конкуренцию раскрученной «Золотой Маске», потому что существует в традиции русской театральной школы. А то, что президент Николай Бурляев разрывает сердце на проведении форума, проблема государства. Руководители России делают громкие заявления о больших проектах, нацеленных на развитие страны, и недостаточно, на мой взгляд, заботятся о нравственной составляющей в жизни россиян. Уверен, прохладно относясь к деятельности «ЗВ», государство делает большую ошибку, потому что фестиваль обладает энергетическим полем, заряд которого способен сообщить людям созидательный настрой, независимо от западных влияний.

Как художник я существую в пространстве «ЗВ» и недавно снялся в российско-белорусском фильме Геннадия Полоки «Око за око» по повести Бориса Лавренева. К сожалению, работа над фильмом приостановилась. Чтобы довести его до ума, требуется миллион долларов…

– Насколько значимой кажется вам Золотая медаль Н.Д.Мордвинова?

В.Л.: Фестивальная премия учреждается в память о великих людях, и это приятно. Например, Пушкинская медаль вручалась в год 200-летия поэта. В своем театре я все время ратовал за учреждение именных медалей великих вахтанговцев – Мансуровой, 100-летие которой мы отмечали, Астангова, Плотникова, Гриценко, к сожалению, этого не случилось. А на белорусском фестивале «Листопад» в прошлом году удостоился приза Президента Беларуси, Александр Лукашенко вручил мне его сам.
С Николаем Дмитриевичем Мордвиновым я был знаком. Дело в том, что на протяжении многих лет, буквально до 1991 года, между Театром имени Моссовета и нашим, вахтанговским, существовала традиция – по выходным обмениваться сценами. Помню, я без конца смотрел Мордвинова в лермонтовском «Маскараде». Арбенина в театре, в отличие от кино, он играл уже будучи человеком мудрым, в его игре ощущался уход от частного случая к общечеловеческой трагедии. Все внимание позднего Мордвинова было сосредоточено на внутреннем состоянии персонажа. Каким-то непостижимым образом он передавал зрителям свой человеческий опыт, и думалось о том, до какой глупости может дойти человек, ослепленный обидой и болью.

В.Г.: Мордвинов – великий русский актер, и, хотя это не государственная награда, медалью можно гордиться. Когда ее вручают, конечно, нет такого шума и пафоса, как при вручении госнаград, зато есть пафос искренности наших сердец. Хотя бы на территориях наших стран мы должны чествовать лучших актеров и режиссеров, и эта традиция заслуживает уважения.

– Каково, на ваш взгляд, состояние театрального процесса в России и Беларуси на данный момент? Одерживает ли развлекательный театр верх над искусством духовным?

В.Л.: После 15 лет развлекаловки, на мой взгляд, началось движение к серьезным гражданским вещам. Появляются спектакли и фильмы, в которых ставятся вечные вопросы, касающиеся сущности жизни и смерти. Ставят Островского, и от этого радостно на душе. На своих сольных концертах, где читаю классическую поэзию, в отличие от середины 90-х вижу полные залы. Недавно побывал в Ханты-Мансийске и других сибирских городах, дал концерт в БДТ, в декабре повторю его. А в феврале вместе с Ириной Купченко будем читать в концерте поэзию Золотого и Серебряного века. Бываю на гастролях со спектаклем «Посвящение Еве». Два раза в месяц играю свою премьеру «Последние луны» – об отношении в мире к старикам.

За зрителя надо бороться, об этом постоянно говорим в Общественной палате, в Комиссии по культуре. Прекратить деградацию великой русской культуры – задача дня ставится именно так. Мы должны быть достойны своих классиков – Пушкина, Толстого, Достоевского, Лермонтова. Обладая таким богатством, немыслимо разменивать искусство на однодневки. Я и студентам своим на кафедре художественного слова и сценречи в Щукинском институте не устаю говорить об этом.

В.Г.: Хороший театр всегда несет в себе умное развлечение. Сужу по зрительской реакции на спектакли, которые я поставил по пьесам российского драматурга Михаила Ворфоломеева «С Новым годом!», «Голоса», Механический человек».

В целом о процессе судить не могу, но расскажу, как в Минске принимали два спектакля. Малый театр привез «Волки и овцы», в котором фантастически играли актрисы Полякова и Муравьева. Это был настоящий театр Островского. Овация не стихала полчаса. А вот спектакль по Чехову режиссера из Литвы Някрошюса зрители не приняли. Была проведена широкая рекламная кампания, по ТВ спектакль объявили «мировым шедевром», билеты в зал на 2 с половиной тысячи мест продавали по 100 долларов. Увы, к концу спектакля в зале осталось человек 200.

– Что вы думаете о «войнах» между Россией и Беларусью последнего времени? Что мешает нашим руководителям подписать, наконец, Конституционный акт, в результате чего мы реально объединимся?

В.Л.: Это трудности роста, не больше. И это цветочки, если посмотреть на то, что творится в Украине. Налицо результат того, что американцы увлекались завоеванием Украины и Грузии, когда им надо было затащить их в НАТО. Вспомните их принцип – ни при каких условиях не допустить воссоединения Украины с Россией. Отсюда все эти «оранжевые» революции. И что же, американцы победили? Убежден, их «победа» кончается. У них теперь новые заботы – что делать с Китаем. СТО в Киеве выполнит максимально качественно ремонт любой сложности, вам нужен стартера ремонт приезжайте по адресу: ул. Садовая, 70, сектор Б, место 18 Пусть занимаются…

В.Г.: В СССР Беларусь, по традиции, была сборочным цехом, у нас не было такой литерной экономики, поэтому и сейчас мы не совсем совпадаем в подходе к развитию своих стран. Модель развития Беларуси, страны, небогатой ресурсами и далеко не европейской, на мой взгляд, во многом ближе к китайской. В России же сложились свои политико-экономические реалии – отсюда проблемы объединения…

Нина Катаева