Разговор о театре в «театральной державе»

10 ноября состоялся Круглый стол, посвящённый IX Международному театральному форуму «Золотой Витязь». Президент МТФ, Народный артист России Н.П. Бурляев сказал об основной задаче театра: дать людям опору, почву, размываемую под нашими ногами рыночными отношениями, которые допущены в культуру.

Дезориентация общественного сознания коснулась и творчества театра. «И на Золотой Витязь, отметил Н.П. Бурляев, – попадают спектакли, которые не соответствуют по качеству, не отвечают девизу: «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Причиной тому он считает отсутствие идеологии, т.е. идеи существования государства. Именно из-за отсутствия национальной политики государства происходит то, что наш кинопрокат, – по словам Бурляева, – пополняет казну Голливуда.

«Пресса, – говорит Н. Бурляев, – «раскручивает» театры, в которые наше жюри приходит и видит, какое идёт издевательство над классикой».

Организатор форума напоминает актёрам и режиссёрам слова Михаила Щепкина: «Театр – это храм. Священнодействуй или убирайся вон». А также евангельское предупреждение: «Невозможно не прийти в мир соблазнам, но горе тому, через кого они придут».

По замечанию Бурляева, Церковь в последнее время стала менять отношение к театру и кино. И происходит это во многом благодаря работе «Золотого Витязя».

Доктор искусствоведения Нина Шалимова в своём выступлении провела краткий экскурс в историю театра, рассказав о том, что наш театр возникал трижды: при царе Алексее Тишайшем, при Петре I и при Екатерине Великой. Только возникший при Екатерине театр остался жить, ибо возникал он, как дело государственной важности. Не смотря на свою занятость, императрица уделяла внимание развитию театра. «Это, – отмечает Н. Шалимова, – стоит напомнить тем, кто сегодня рекламирует выход театра из-под опёки государства».

«Начавшись, как копия с европейского театра, наш театр постепенно становится национальным. Благодаря русским драматургам во главе с Пушкиным, театр обрёл национальный характер. Это национальное, – продолжает Н. Шалимова, – и привлекло в театр народ. А на рубеже XIX–XX веков русский театр, который учился у Европы, стал лучшим в Европе. И стал учителем для мирового театра». Теперь петербургский Театр Льва Додина и московский Малый театр приняты в Союз театров Европы.

«На театр всегда смотрели, как на зеркало эпохи, а ни как на лицедейство». Сейчас, по мнению профессора Н. Шалимовой, «студенты идут больше на яркое, чем на настоящее представление».

Говорилось также об ответственности театра перед зрителем, о том, что театр должен показать качественное произведение, но важна также и ответственность зрителя, в том, что он поймёт представленное ему. Говорилось и о том, что в каждом театре особенно дорог свой зритель.

Н. Шалимова подняла острый вопрос о загруженности информационной сети Интернета, о вредном влиянии виртуальной реальности на детей.

«Наша задача, – сказала Н. Шалимова, – понять, какие богатства заключены в нашем театре».

«Театр, – заключила Н. Шалимова, – это то, чего стоит держаться. Но и сам театр надо культивировать и поддерживать».

Театральный критик, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров уверен, что театр возможно оживить, обращаясь к библейской притче о воскресении Лазаря. Не только в русском театре, но и во всей Европе, по мнению О.И. Пивоварова, идёт поединок между масскультурой и традиционной культурой. «Шедевры (в том числе и в театре), – продолжает критик, – штучное, уникальное явление. Они, как райские птицы, могут не появляться по нескольку сезонов». О.Пивоваров уверен, что не должно быть бездарного театра, но все остальные – разножанровые – должны существовать в такой театральной державе, как Россия.

Режиссёр- постановщик Театра живой поэзии «Эмпирей» (Австралия) Вячеслав Миллер признался, что для него большая честь участвовать в фестивале под девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». «Такой же девиз я приношу и в свой театр» – сказал автор пьес и исполнитель.

Режиссер-постановщик самарского Театра для детей и молодёжи «Витражи» Станислав Горковенко, также выразил свою признательность фестивалю «Золотой Витязь», сказав, что актёры театра многое почерпнули в этом сотрудничестве и увидели, на что им нужно равняться. С. Горковенко выразил свою озабоченность тем, что в нынешнем театре порой «не понятно о чём хотели сказать режиссёр и актёры и для чего». В связи с этим С. Горковенко видит, что нынешний театр – «большая и живая проблема».

Но театр может стать и спасением. «Ноевым ковчегом» представляет театр режиссёр-постановщик Театра «Астрея» при киевском Доме актёра, который в своём выступлении в стихах выразил отношение к театру. Его работа «Евгений Онегин. Шелест страниц романа…», привезённая на фестиваль, – это прочтение в игровой форме произведения Пушкина, сопровождаемое рисунками героев романа.

«Художник делает то, чем он сам по своей сути является», – уверен президент театрального фестиваля «Золотой Витязь» Н. Бурляев. Он пожелал всем участникам и деятелям кино и театра «создавать такие шедевры, которые будут нравственно поднимать души людей». Одним словом, «Нужно делать то, что угодно Богу».

Ирина Ушакова, пресс-служба МФ «Золотой Витязь»