«Золотой витязь» раздал призы лучшим спектаклям

VII Международный театральный форум «Золотой витязь» завершился 2 ноября в Москве. На церемонии закрытия, которая проходила в Центральном доме актера, министр культуры РФ Александр Авдеев поприветствовал театральный форум, отметив его «особенное» место в ряду огромного количества других фестивалей. Он назвал президента «Золотого витязя» Николая Бурляева «государственником», делающим очень важное дело. В центр своего внимания этот театральный смотр полагает проблему нравственности, одновременно ставя вопрос о «судьбе нашей национальной культуры, в частности, православной культуры», подчеркнул министр. «Но судьба культуры – это судьба великой российской цивилизации», – обобщил А. Авдеев.

В номинации «Большая форма» победителями оказались два спектакля:

«Последний срок» в постановке Геннадия Шапошникова по повести В. Распутина«Последний срок» в постановке Геннадия Шапошникова по повести В. Распутина (Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова), а также «Рассказы Шукшина» в постановке режиссера Алвиса Херманиса (Государственный театр Наций).

Получать приз за спектакль «Последний срок» на сцену поднялся писатель Валентин Распутин.

В номинации «Малая форма» главную награду получили «Пять рассказов Шукшина» (реж. Б. Фурнэ, Содружество актеров и музыкантов «Золотой Лев»). А поскольку в спектакле занят лишь один актер – петербуржец Владимир Борисов, то он был отмечен и за лучшую мужскую роль. Покорив зрительный зал своей игрой, этот исполнитель оставил ощущение осязаемости шукшинской прозы.

«Я хочу, чтобы наши люди чаще привлекали для решения тех или иных ситуаций совесть», – предваряют спектакль с экрана слова самого Шукшина.

Как отметил Н. Бурляев, неслучайно победителями стали постановки по произведениям двух замечательных современных писателей – В. Шукшина и В. Распутина: «Интерес к России, который они пробудили, выходит сегодня на передовую», сказал президент фестиваля.

Среди не отмеченных наградами, но достойных работ, участвовавших в номинации «Малая форма», стоит упомянуть проникновенную сербскую постановку «Москва — Петушки» по В. Ерофееву (режиссер и исполнитель С. Симич, Камерный путешествующий театр «КаПуТ»). Ее герой – юродивый богоискатель, подверженный страсти алкоголизма, душой не устает стремиться в некие «райские» Петушки.

Санкт-Петербургский православный драматический театр с названием, родственным упомянутому сербскому – «Странник» – представил камерный спектакль «Раскольников». Героев Достоевского – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову – с высоким драматизмом исполнили Александр Чередник (ранее сыгравший эту же роль в фильме А. Сокурова «Тихие страницы») и Елена Станчиц, актриса ярославской театральной школы, которая буквально доносит до сердца каждого зрителя евангельское повествование о воскрешении Лазаря.

Владимир Уваров, режиссер этого очень молодого театра, образованного в 2007 году, рассказал «Благовест-инфо» о его становлении: «Мы начинали как радиотеатр на «Православном радио Санкт-Петербурга». В какой-то момент захотели выйти на сцену. Многие актеры, воцерковляясь, не могут работать в обычном светском театре – они приходят к нам. Кто-то на радио пришел, а кто-то – к протоиерею Иоанну Миронову, нашему духовнику, ведь театр существует в помещении при домовом храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Актеры зарабатывают на жизнь за счет ролей в кино – на нашу зарплату им не выжить. У театра есть свой зритель, который имеет тенденцию к расширению – и это очень хороший зритель. Месторасположение нашего зала, рассчитанного на 150 человек, не самое удобное – около 15 минут пешком от метро. Постранствуй – и попадешь в «Странник».

Ирина Стовбыра