Малый в Европе

Среди сенсаций, скандалов и шумных московских премьер Малый театр невозмутимо высится как цитадель театрального академизма и его последний оплот. Одних это раздражает, другим — нравится, третьи мечтают стереть его с театральной карты России вместе с остатками репертуарного театра, разлагающегося, по их мнению, на глазах. Между тем одним из самых значимых событий прошедшего сезона стало принятие Малого театра в Союз театров Европы.

Европейский театральный союз — это альянс лучших европейских театров, созданный по инициативе знаменитого итальянского режиссера Джорджо Стрелера. В нем представлены такие громкие режиссерские имена, как Кристиан Люпа и Деклан Доннеллан, а Россия до недавнего времени была в нем представлена такими разными театрами, как МДТ Льва Додина и «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Последний от членства отказался в связи с насильственным отлучением от своего театра.

Таким образом, Малый театр в некотором смысле сменил его в этом престижном сообществе. Особенность искусства Малого театра в том, что оно направляется и развивается не чьей-либо режиссерской волей, а мощной театральной традицией, у истоков которой — фигуры Щепкина и Мочалова, Садовского и Ермоловой. В спектаклях Малого дышит, обновляется и освежается та самая традиция русского актерства, которую ныне крупнейшие мастера мирового театра признали ценным культурным достоянием не только России, но и всей Европы.

Вот и прошедший сезон в Малом театре определился не столько крупными режиссерскими удачами, сколько актерскими свершениями (не случайно на сайте театра всегда можно найти информацию о каждом новом вводе в текущий репертуар). Порадовал возвращением Василия Бочкарева на сцену после длительной болезни. Вернулись в репертуар и задышали по-новому спектакли с его участием — «Дети солнца», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Мнимый больной», «Последняя жертва». В самом начале сезона художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин — исполнитель заглавной роли в булгаковском «Мольере» — был отмечен дипломом «За лучшую мужскую роль» на Международном форуме «Золотой Витязь». Артиста увлекла тема трагически печальной судьбы, идущей к своему закату, а в этом сезоне тема прощания и прощения зазвучала в полную меру и силу.

Ценность разумного художественного консерватизма Малого имеет и другую сторону, не менее важную, чем актерскую, а именно — зрительскую. Глядя на зрителей, заполняющих из вечера в вечер зал Малого театра, понимаешь, что все разговоры о разделении публики на элитарную и массовую — фикция. Здесь, в торжественном и прекрасном зрительном зале, зрители по-прежнему остаются представителями народа, а не частью «электората», «налогоплательщиками» или «потребителями».

В новом сезоне традиция обращения к высокой классике будет поддержана двумя постановками. Пушкинская формула о «судьбе человеческой, судьбе народной» найдет свое выражение в своеобразном сценическом диптихе. Судьбе человеческой посвящена чеховская «Скучная история» в постановке Сергея Женовача, судьбе народной — толстовский роман «Война и мир» в постановке Сергея Соловьева. Что касается фестивальных инициатив Малого театра, то необходимо упомянуть о двух объединенных темой театрального братства. По давней традиции, в апреле состоится фестиваль «Островский в доме Островского», в программе которого — лучшие спектакли провинциальной России, отражающие творчество великого русского драматурга. Ну, а в феврале впервые в России пройдет фестиваль Союза театров Европы, который призван поддержать идею диалога разных национальных культур. На прославленной сцене Малого выступят труппы из Италии, Франции, Германии, Чехии, Израиля, Испании.

Нина Шалимова