С «Орлом» в руке

В знаменитом первом павильоне «Мосфильма» прошла девятая церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» за 2010 год.

С "Орлом" в рукеМосква. Главный киноцех страны. В незакрывающиеся двери входят гость за гостем. Большинство со средиземноморским загаром. Это особенно бросается в глаза на фоне монотонных производственных стен в стиле хай-тек.

В исторических коридорах «Мосфильма» суета. За артиллерийской пушкой образца 1805 года сидит мировая звезда оперной сцены — певец Зураб Соткилава и проговаривает слова будущей речи сразу на нескольких языках: «вручанты» премии — самые заслуженные деятели нашей культуры.

Премия «Золотой орел» учреждена в 2002 году рядом общественных и государственных организаций, в том числе и редакцией «Российской газеты», и стала самой престижной в области отечественного кинопроизводства. Ее попросту называют российским «Оскаром».

Минувший год принес много наград на зарубежных кинофестивалях и стал переломным в нашем кинематографе — он произошел в пользу авторского художественного кино, в пользу молодых талантливых кинематографистов. «Орел» помолодел. Владимир Машков сейчас снимается в Голливуде в фильме «Миссия невыполнима», а Алексей Попогребский монтирует фильм в Берлине, поэтому они не смогли приехать.

Церемония вручения «Золотого орла» в этом году модернизировалась. Сцена и декорации стали объемнее и лаконичнее, подсветка — идеальной. На заднике сцены парил орел с триколором на перьях. Приветствие президента России Дмитрия Медведева зачитал министр культуры Александр Авдеев: в нем говорилось, что присуждение премии символизирует профессионализм.

Цвет киноэлиты представляют дети тех, кто крепил фундамент отечественного кинопроизводства: Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Павел Чухрай, Павел Санаев, Елизавета Боярская, Алексей Попогребский… «Вручанты» символизировали преемственность поколений. Династию Михалковых представлял сам Никита Сергеевич с супругой Татьяной. Никита Сергеевич отказался от соискания премии в номинации «Лучший игровой фильм», сославшись, что его фильм «Утомленные солнцем-2. Предстояние» не закончен.

Ведущие менялись каждые полчаса, но неизменным оказалось ноу-хау премии — представления пяти лучших фильмов. В прошлом году образы лучших фильмов создавались на песке. В этом году на голове… с волосами — особенно эта затея понравилась режиссеру фильма «Овсянки» Алексею Федорченко, ведь он тоже экспериментировал с этим видом растительности в своей картине.

Больше всего «Орлов» собрал фильм «Край», лучшим фильмом признан «Как я провел этим летом». Патриотический фильм «Брестская крепость» выиграл в двух номинациях из трех. Не скрывал на этот счет сожаления художник по костюмам Сергей Стручев, работавший как в фильме «Брестская крепость», так и в фильме «Утомленные солнцем-2». На что актер Андрей Мерзликин пошутил, что художник, видимо, не там выкладывался…


Блицинтервью

Алексей Учитель, режиссер («Край»)

Российская газета: Когда вы начинали работу, вы могли предположить, что будет такой успех?

Алексей Учитель: Когда я после шестнадцатичасовой съемки спал, видел, что стою с «Орлом» в руке. Если бы в другой руке у меня был «Оскар», было бы еще лучше.

РГ: Как вы отнеслись к тому, что вам не дали «Золотой глобус» и не взяли на «Оскар»?

Учитель: Мы только учимся. «Золотой глобус» — это соревнование крупных дистрибьюторов. Я только что вернулся с церемонии вручения «Золотого глобуса» — в шаге от меня был Джонни Депп, рядом стоял Спилберг, который протягивал руку и здоровался… Я люблю побеждать, если честно.

Алексей Федорченко, режиссер: Нынешняя раздача «Орлов» меня устраивает. Мне нравятся все пять фильмов, которые вышли в финал. Если бы победил «Край», я бы аплодировал, если бы победил «Кандагар», я бы тоже был счастлив. Глупо говорить, что мы не хотели бы выиграть, но мы номинировались в семи номинациях, и это уже круто! У нас много других призов. Фильм «Овсянки» на Венецианском кинофестивале получил приз за лучшую операторскую работу.


Лауреаты премии «Золотой орел-2010»

Лучший игровой фильм — «Как я провел этим летом»
Лучшая режиссерская работа — Алексей Учитель, «Край»
Лучший сценарий — Алексей Попогребский, «Как я провел этим летом»
Лучшая женская роль в кино — Аньорка Штрехель, «Край»
Лучшая женская роль на ТВ — Полина Кутепова, «Пелагея и Белый Бульдог»
Лучшая мужская роль в кино — Владимир Машков, «Край»
Лучшая мужская роль на ТВ — Владислав Галкин, «Котовский»
Лучшая женская роль второго плана — Юлия Пересильд, «Край»
Лучшая мужская роль второго плана — Виктор Сухоруков, «Овсянки»
Лучшая операторская работа — Павел Костомаров, «Как я провел этим летом»
Лучшая работа художника-постановщика — Наталья Кочергина, «Маленькие трагедии»
Лучшая работа художника по костюмам — Лидия Крюкова, «Маленькие трагедии»
Лучшая музыка к фильму — Евгений Дога, «Рябиновый вальс»
Лучший монтаж фильма — Мария Сергеенкова, «Брестская крепость»
Лучшая работа звукорежиссера — Филипп Ламшин, «Брестская крепость»
Лучший телефильм — «Вербное воскресенье»
Лучший телесериал — «Исаев»
Лучший неигровой фильм — «Виктор Астафьев. Веселый солдат»
Лучший анимационный фильм — «Белка и Стрелка. Звездные собаки»
Лучший зарубежный фильм — «Аватар»
За вклад в мировой кинематограф — Клаудиа Кардинале

Татьяна Хорошилова