«Светлое кино или лакировка действительности?» На ММКФ прошел показ фильма Юрия Шиллера «Воробей»

В рамках конкурсной программы 32-го Московского Международного Кинофестиваля в переполненном зале кинотеатра «Октябрь» состоялся показ единственной картины из России- «Воробей» Юрия Шиллера.

фильм «Воробей»Сюжет фильма следующий: в деревне Васильевка много лет живет табун лошадей. Местные жители за ним ухаживают, гордятся, но от решений нового председателя сельсовета защитить не могут. В неурожайный год коней решают отправить на скотобойню, чтобы выручить хоть какие-то деньги. Сын пастуха Митя Воробьев встает на защиту с ружьем в руках. И побеждает.

Фильм, снятый в селе Сергино Пермского края, после его просмотра стал самым обсуждаемым в среде кинокритиков. Мнения специалистов о картине разделились. Хочется процитировать многочисленные высказывания:

«…Нарочито корявый и заплетающийся инфантильный язык повествования звучит довольно фальшиво», «Юрий Шиллер учит любить родину и вообще все живое предельно прямолинейно» (Коммерсант)

«Режиссер сказал то, что все люди думают, только стесняются сказать вслух…Здесь есть просто мысль, с которой может кто-то согласиться, кто-то нет, но ясно, что у человека это болит. Я почти никогда не вижу современных фильмов, в которых что-то болит. У них, как правило, болит только желание что-то наворочить.» (Радио Свобода)

«…подлинность настолько нарочитая, что фальшью от нее разит за версту…Картину мог бы спасти обаятельный герой. Но выбор Воробья оказался неудачным. Мальчик так старается быть естественным, что хочется дать ему конфетку и вывести из кадра.» (Ведомости)

«Сегодня делать такое светлое кино, которое дарит людям надежду, — это подвиг.» (Русский журнал)

«Вы скажете: а что же не существует в России крепких хозяйств, где и надои высоки и балалайка в почете? Наверняка существует. Но кино строится на серьезных драматургических конфликтах, которых предостаточно в нашей жизни – и сельской, и городской. Если только не закрывать на них глаза и не заниматься лакировкой действительности.» (Комсомольская правда)

«В «Воробье» не произносится ни единого матерного слова, никто не напивается до потери пульса, зато все рады поговорить о душе» (Газета.ру)

«..развесистая нелепица на фоне берез и лошадок покорно ложится в лоно модного нынче православно-духовного кино.» (Независимая газета)

«Это картина большой горечи и при этом большого оптимизма. В ней есть и горькая правда нашей жизни, и вера, что мы не погибнем.» (Труд)

Сам же режиссер Юрий Шиллер говорит, что мнение критиков ему не известно и волнует гораздо меньше, чем отзывы обычных зрителей, для которых он снял свой фильм.
— Документальные картины, которые я снял за сорок лет в кино, — это мое отношение к тому, что происходит. Вообще к моей Родине. То, что мы видим сегодня по телевизору, это не моя Родина. Моя Родина , которую я вижу в реальности. Вот это моя Родина. Есть правда, есть достоверность. То, что сегодня происходит на телевидении, это достоверность, но не правда. Я могу о правде судить по Сибири, в которой уже живу 40 лет. Я вижу, что процессы происходят очень сложные, трудные, но доброго намного больше, чем злого. И в деревнях спиваются, но все равно людей работящих больше. И потом меня всегда поражала, когда разговариваешь с сельскими русскими людьми, какой у них ум. Они говорят о Боге по-настоящему. У них душа есть. Они не только куском хлеба живут. Почти нищий человек. Начинаешь с ним говорить, обязательно начинают тебя выводить о размышлениях о жизни, о душе. Думаешь – ему надеть нечего, а он об этом. Едешь по дороге, видишь табун, стадо кров, пастух, подъезжаешь, уже знаешь, что что-то обязательно интересное вылетит, а не обязательно про деньги, про кусок хлеба. Мало, кто плачется и говорит, что он зарабатывает мало. У них есть интерес к жизни.

По поводу поступка главного героя, Мити Воробьева, Юрий Шиллер сказал: «Я думаю, таких мальчишек много у нас, которые могли бы вот так взять, встать на защиту своих отцов, дедов, а если это есть, то они встанут на защиту родины своей, я думаю»

В субботу станет известно мнение жюри, которое возглавляет Люк Бессон, о картине «Воробей». Но, как говорят специалисты, его результат вряд ли повлияет на прокатную судьбу фильма — для прокатчиков это «не формат».

Юрий Андреевич Шиллер родился 13 августа 1942 года в городе Оха Сахалинской области. После армии учился во ВГИКе, в мастерской Григория Чухрая. Выпустился в 1969 году. Дебютировал в кино документальной лентой «Рыбаки» в 1970 году. Хотя учился в мастерской игрового кино, до «Воробья» снял только один игровой фильм в 1971 году. На счету Шиллера— около 60 картин. Работал в Алма-Ате, Новосибирске. Сценарий к фильму «Воробей», написанный режиссером, завоевывал главную премию конкурса «Вера, надежда, любовь» в 2008 году. Картина снята «Центр- Cтудией национального фильма ХХI век», ранее специализирующейся на съемках документального кино. Фильмы студии регулярно участвуют в программе кинофестивалей «Золотой Витязь», «Радонеж», «Волоколамский рубеж»

По словам продюсера студии, Александра Гундорова, интерес к картине очень велик. «После пресс-показа к нам поступило несколько предложений от кинофестивалей. За последние два дня Юрий Андреевич раздал более 20—ти интервью, а наши телефоны разрываются от звонков желающих попасть на премьеру. Кроме того, поступают предложение к сотрудничеству от региональных прокатных организаций.»

Дойдет ли фильм «Воробей» до массового зрителя, или его смогут посмотреть только гости и участники различных фестивалей, станет известно не раньше сентября.

Следующий показ фильма «Воробей» состоится 25-го июня в 16-00 в Доме кино СК России в рамках «Российских кинопрограмм ХХХII ММКФ.

Пресс-служба СФИ «Золотой Витязь» по материалам СМИ