Вышел юбилейный номер журнала “Родная Ладога” №2 2012

ЗНАЧЕНИЕ ЖУРНАЛА “РОДНАЯ ЛАДОГА” В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ПРОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Вышел юбилейный номер журнала “Родная Ладога” №2 2012  В новейшей демократической формации, когда государство сложило с себя координационные функции во многих сферах общественной жизни, в частности в сфере национальной культуры, люди творческих устремлений ищут единомышленников и самостоятельно создают общности, соответствующие своим мировоззренческим устремлениям и нравственным убеждениям. Журнал, в печатном и электронном вариантах, в наше время становится той живой средой, тем базисным элементом, в плоскости которого происходит зарождение и образование нового (в смысле литературно-художественного процесса) творческого мира. Любой, создающийся вновь журнал, претендует на существование в длительной литературно-исторической перспективе по примеру известных российских изданий, живущих многие десятилетия. Не всем современным изданиям удается долго держаться на волнах бурного нынешнего времени. Так что пятилетний возраст журнала можно считать значительным, позволяющим осмыслить степень решения поставленных задач, проанализировать достижения и недостатки.

Наш, санкт-петербургский литературно-художественный и культурно-просветительский журнал “Родная Ладога” зарегистрирован в начале 2007 года. В апреле 2012 года с выходом 20-го номера ему исполняется 5 лет. Журнал издается при участии Союза писателей России, Санкт-Петербургского отделения СПР, Собора православной интеллигенции, ЗАО “Утро”.

Журнал “Родная Ладога” задумывался и создавался как необходимое звено в отечественной культурной политике в связи с насущной необходимостью обращения к традиционным государственным ценностным ориентирам, направленным на укрепление духовно-нравственного потенциала народа России. Журнал справляется с задачей освоения выбранного участка в процессе культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения и сплочения современного российского общества. Мы исходим из того, что современное общенациональное возрождение, заключающееся в возвращении страны на путь ее естественного, закономерного, самобытного развития, к богатейшим отечественным культурно-историческим традициям, может рассматриваться, как оборонный фактор государства.

Название для журнала имеет такое же значение, как имя для человека. По мнению выдающегося русского философа А. Лосева — имя есть «тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность». Безусловно, имя журнала может только объявить, но не объять духовную сущность, истинные размеры которой, конечно же, гораздо больше территории Северо-Западного края и глубины Ладожского озера. Эти размеры верно определил повидавший мир выдающийся русский писатель Иван Гончаров, однажды воскликнувший: «Свет мал, а Россия велика!».

Известно, что именно на берегах Ладоги впервые прозвучало слово «русский». Привычно значение этого слова от корня «рус», что значит светловолосый, русоволосый. Но родственный общеславянский корень «ruds» имеет еще значение рыжий, а точнее бурый. Песчано-илистое дно Ладожского озера является причиной того, что его воды не прозрачны, а имеют желто-бурый оттенок. Так не от цвета ли вод этого великого озера, что финны еще называли «Морем русских», произошло имя великого народа, древнейшие предки которого поселились на каменистых берегах пять-шесть тысяч лет назад, когда еще и в помине не было ни реки Невы, ни Свири? Невская история — особая история жизни Ладожского озера, которое само когда-то носило имя Нево, что в переводе с древних языков означает – море. И само это озеро-море по своему исконному предопределению, несло в себе бремя будущей жизни, возникшей в те времена, когда уже существовали египетские пирамиды, и получившей по рождению имя Нева.

На берегах Ладожского озера, где Богом созданы природные условия для монашеской жизни, где по преданию в древние времена Апостол Андрей Первозванный разрушил языческие капища и воздвиг христианский каменный крест, где монашеский подвиг может проявиться во всей полноте, образовалась Северная Фиваида. Несколько древних великих монастырей—Валаамский Cвято-Преображенский, Александро-Свирский, Коневецкий по сей день оберегают славу Божьего мира.

Ладога испокон веков своей природной мощью, своей победной историей, давала пример величия, постоянства, целостности, державности. Кажется, только вблизи такого источника жизни и могло зародиться и выжить государство с первой своей столицей, основанной 1250 лет назад — Старой Ладогой. Давшая жизнь Неве, а значит, и Санкт-Петербургу — столице на беспокойных западных рубежах, Ладога может считаться и прародительницей русского флота, и культуры, и литературы в новой истории России. Не потому ли Ладога спасала свое детище в дни смертельных испытаний Ленинградской блокады вместе со всем героическим народом, проложившим по ее льду, действительно, Дорогу жизни.

В сложной, подобной физической, системе с распределенными параметрами, имеющей бесконечное число степеней свободы, называющейся — бытие, — литературное творчество является своеобразной несущей образа этого бытия во времени. Каждого из нас волнует, какой образ нашего, во всех его противоречиях, времени, нашей сложной эпохи останется в вечности? И останется ли вообще, когда, кажется, произошел категорический разрыв с литературной традицией предшествующих поколений, и истинный образ бытия приобретает сугубо субъективное выражение, тонет в многообразии точек зрения.

Сегодня требуется творческое объединение писателей, поддерживающих традиционные исконно-русские исторически-общероссийские ценности, сущность которых испокон веков определялась такими вечностными категориями, как вера, душа, честь, совесть, свобода, любовь. Это не отвлеченные, не сами по себе существующие понятия. Они всегда имели и имеют по сей день своих носителей и защитников. Этими понятиями определяется жизнедеятельность всех социальных систем, всех областей общественной жизни — политики и экономики, армии, внутренних и внешних систем государственной безопасности, права и педагогики, философии и науки. Журнал “Родная Ладога”, издающийся в традициях русских толстых литературных журналов, исследует и отражает в художественном творчестве процесс сохранения и развития традиций во всех сферах российской жизни с учетом того, что художественная традиция не есть застывшая форма, что она может обладать множественностью и противоречивостью. Задумываясь о будущем, мы должны вглядываться в прошлое, которое есть кладезь примеров высоких духовных начал, где бессмертным хранителем выступает из века век Русская Православная Церковь.

История и современность русского народа неделима ни по национальностям, ни по социальным формациям, ни на “красных” и “белых”, — она едина и непрерывна, как непрерывна ее духовная составляющая – жизнь Русской Православной Церкви. Журнал “Родная Ладога”, ставя одной из своих главных задач – воцерковление через культуру, особенно молодежи, публикует разнообразные духовно-богословские материалы, веря в то, что это поможет и русской научной и творческой интеллигенции подняться хотя бы на одну ступеньку к храму, а в идеале – вернуться в свой родной духовный дом, Русскую Православную Церковь.

Журнал может справиться и справляется с поставленными задачами, так как является профессиональным печатным органом, где одним из главных критериев отбора материалов является мастерство. Высокий художественный уровень поэзии и прозы, публицистических и научно-популярных материалов, всегда отличавший русскую культуру, позволяет в полной мере решать поставленные задачи.

Наверное, уровнем значимости журнала и свидетельством доверия к нашему изданию является то, что в его редакционный совет входят многие известные современные писатели, деятели культуры, ученые, политики. Следует обратить внимание на современную, гибкую структуру издания. Журнал имеет основные, соответствующие его идеологии рубрики, но набор из всех заявленных нами рубрик в каждом номере может быть различным. Содержание текущего издания определяется поступающими работами, значимыми современными событиями или юбилейными историческими датами. Такой подход к комплектации материалов делает каждый номер “живым”, актуальным.

Главные разделы литературно-художественного журнала, конечно же, “Поэзия” и “Проза”. На страницах журнала “Родная Ладога” опубликованы поэтические подборки поэтов со всей России. Наравне с творчеством известных российских авторов , считающихся классиками национальной современной поэзии, представлено творчество молодых талантливых поэтов. Во всех публикуемых поэтических материалах, прослеживается любовь к Отечеству, попытка осмысления взаимосвязи времен, стремление выявить преемственность нравственных человеческих ценностей, титаническое усилие, как образно сказал поэт, священник Анатолий Трохин, связать “тысячелетий два материка”. Значимы имена авторов публикаций в разделе “Проза”.

Творчество священников – особые, наполненные светом веры, надеждой на духовное возрождение России, страницы.

Под рубрикой “Наша идеология” чаще всего публикуются передовые статьи. Способствуют рассмотрению и отчасти решению проблем, связанных со внедрением общероссийских президентских программ, вопросов, определяющихся сложностью и противоречивостью происходящих в нашей стране и во всем мире политических и социокультурных процессов, материалы таких рубрик, как “Национальная безопасность”, “Стратегия”, “Русские судьбы”, “Точка зрения”, “Вопросы творчества”, “Лествица”, “Мировоззрение”, “Гении России “, “Критика и литературоведение”, “Петербургский писатель”, “Родная речь”, “Искусство”, “Философия”, “Высокие технологии” и мн. др.

Особое значение имеет рубрика “Великая провинция”, показывающая в дополнение к публикациям столичных авторов богатство и творческое разнообразие литературы Пскова и Самары, Кузбасса и Краснодара, Новгорода Великого и Нижнего Новгорода, Костромы и Тюмени, Орла, Иркутска, Кургана и мн. др. городов России. Это свидетельствует о широком, всероссийском охвате журнала. Читатели “Родной Ладоги” проживают во многих городах России, чему свидетельствует перечень респондентов в ежеквартальной рассылке, состоящий из более двух сотен городов, регионов и организаций, имеющих с журналом постоянные связи. Журнал имеет связи с духовными центрами России и ближнего зарубежья. Он высылается в Александро-Невскую и Киево-Печерскую Лавры, в Оптину пустынь, в Боровский монастырь в Калуге, в Свято-Данилов монастырь в Москве, в Рождество-Богородицкий монастырь г. Задонска, в Тихвинский монастырь, г. Тихвин, передается на Валаам, на Леушинское Подворье в Санк-Петербурге. Журнал в небольших количествах распространяется в некоторых приходах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Петербургское издание поступает в библиотеку Президента РФ, в фонд “Духовно-нравственной культуры подрастающего поколения России”, в Государственную Думу, в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в Фонд русской культуры, возглавляемый Н.Михалковым, в библиотеку музея “Михайловское”, в библиотеку “Дома Романовых” в Костроме и другие библиотеки России. Журнал “Родная Ладога” известен и уважаем в университетах Новгорода Великого, Арзамаса, Костромы.

Практически с первых своих номеров журнал вышел на мировой уровень известности. Сегодня в журнале печатаются не только авторы из ближнего зарубежья: из Белоруссии, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Казахстана. Особо плодотворные связи у “Родной Ладоги” с писателями – поэтами, прозаиками и публицистами Крыма, журнал уже несколько лет высылается в Центральную библиотеку Крыма в Симферополе. Поддерживаются и расширяются творческие связи с дальним зарубежьем, с русской эмиграцией, проживающей в США, Аргентине, Австралии, Германии, Финляндии. Так, например, регулярно на страницах нашего издания публикуются материалы Игоря Андрушкевича о современной жизни и о сохранении патриотических традиций с императорских времен в русской диаспоре в Аргентине, берущей свое начало от эмигрантов первой волны. Журнал “Родная Ладога” благодаря сотрудничеству с писательницей Галиной Кучиной, которая является дочерью русских эмигрантов первой волны, известен в Аргентине. Интерес к “Родной Ладоге” проявляют русскоговорящие жители Финляндии, происходит обмен материалами с финским журналом “Иные берега”. “Родная Ладога” высылается в США, в Атланту. Здесь нашу миссию представляют издатели русского журнала под редакцией Геннадия Петрова “На любителя”. Теплые, дружественные связи у нашего издания с Сербией, в частности с известным публицистом, прозаиком, историком, писательницей Лиляной Булатович-Медич. Творческое сотрудничество со Словакией связано с именами словацкого публициста Изидора Початека и словацкого предпринимателя Василя Шевца.

Наш журнал уже несколько лет тесно сотрудничает с Министерством Иностранных дел России, публикует стихи дипломатов, широко представлены материалы на актуальные политические темы, подготовленные дипломатами, работавшими в странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Особым направлением постоянной литературной работы является сотрудничество, обмен мнениями и материалами со многими российскими и зарубежными литературными журналами, в частности, это: “Балтика” (Эстония), “Вертикаль” (Н.Новгород), “Русское эхо” (Самара), “Огни Кузбасса” (Кемерово), “Родная Кубань” (Краснодар), “Дон” (Ростов-на-Дону), “Тюмень литературная” (Тюмень), “Новая Немига литературная” (Беларусь), “Простор” (Казахстан) и мн. другие.

Журнал, который, по мнению бывшего председателя Думского комитета по культуре, а ныне заместителя министра культуры, Григория Ивлиева, высказанного в газете “Газета” (30.10.09), является одним из пяти лучших современных журналов, к сожалению, выпускается на весьма ограниченные спонсорские пожертвования и существует за счет безвозмездного труда членов редакции. При условии увеличения тиража и достаточной финансовой поддержке журнал может ставить и решать более сложные задачи, значительно расширить читательскую аудиторию, учредить литературные премии, углубить сотрудничество с государственными структурами, общественными и просветительскими организациями, русскими диаспорами за рубежом. Назревает необходимость повышения частоты издания до шести раз в год. Это позволит отслеживать и более подробно отражать событийные мероприятия как на государственном, так и на региональных уровнях. Может быть рассмотрена возможность тематических выпусков, могут быть открыты новые специальные рубрики, повышено качество и количество иллюстративно-художественного материала и объем издания.

В перспективе на базе редакции журнала “Родная Ладога” возможен выпуск художественных или учебно-научных книг современных писателей, ученых, работающих в соответствии с государственной идеологией. Считаем особо ценным то, что идеология журнала совпадает с идеологией Русской Православной Церкви, это оберегает его от крайних точек зрения, от любых проявлений экстремизма.

Свидетельством нужности и значимости журнала “Родная Ладога” стал его юбилейный выпуск, открывающийся избранными поздравлениями, поступившими в адрес редакции издания от известных писателей, деятелей культуры, общественно-политических деятелей, среди которых нам особенно радостно слышать имена Наталии Нарочницкой, Василия Белова, Владимира Крупина, Ильи Глазунова, Николая Бурляева, Леонида Ивашова, Ольги Куликовской-Романовой, Татьяны Дорониной и др. Проникнуты державной идеей многие стихи, опубликованные в номере. Среди их авторов Н. Зиновьев, О.Чупров, Г.Верещагин, В.Марухин, Е.Юшин, В.Ефимовская, В.Терехин, В.Семенов, А.Ребров. Поэтическим камертоном всего номера является открывающая его единая подборка стихов разных авторов “Мы будем петь: Христос Воскрес!”, посвященная Воскресению Христову, ведь журнал выходит в Пасхальные дни.

Пасхальной теме посвящены материалы А.Дугина “Великое время. Русская Пасха”, Н.Бурляева “В паломничество за Благодатным огнем”, В. Крупина “И ударили на Пасху колокола!”. Связана с духовно-творческими исканиями тема очерка о народной эстетике В.Белова “Весна”. Публикация глубоко нравственного материала В.Распутина “Планета Сибирь” посвящена 75-летию гениального русского писателя. Православная идея является стержневой и во многих других статьях, о чем говорят их названия, как это, утвердительное “Встать на позиции тех, кто стоял к Поясу Богородицы” название статьи Наталии Нарочницкой о главенстве духовно-нравственной идеи в решении многих современных проблем государственного и мирового масштаба.

Этим масштабным проблемам посвящены актуальные стати представительных, необыкновенно насыщенных в настоящем номере рубрик “Наша стратегия”, “Точка зрения”, “Национальная безопасность”. За каждым прославленным именем автора стоит огромный личный опыт, целое направление анализа новейшей истории России. С напряженным вниманием читается статья Е.Примакова “Взгляд в будущее из прошедшего. О тенденциях 2011 года, влияющих на путь России в будущее”. В этой же тематической плоскости находится статья М.Леонтьева “О текущей политической ситуации в России и не только”. О явных угрозах современности статьи С.Кургиняна “Три цвета времени или Перестройка-2. Экспресс-анализ митинга на Болотной площади в Москве” и Л.Ивашова “Жаркая работа департамента ‘С’. Климатическое оружие: блеф или реальность? ”

Уникальные материалы, представленные в рубрике “На рубеже цивилизаций”, показывают основные тенденции и противоречия зарубежного мира. О влиянии их на развитие и существование России говорится в статьях дипломатов и политических деятелей Жак-Жан Саррафа “Форпост Православия на Ближнем Востоке”, Бориса Ключникова “Мультикультурализм размывает атлантическое единство”, Е.Гуськовой “Косовский театр дипломатических действий и Россия”

Многие материалы номера посвящены году “Русской истории”. О необходимой крепости исторических связей, сцепляющих века, статья В.Ганичева с концептуальным названием “Рубежи истории – рубежи России”. Не только уникальной фактологией, но и твердой мировоззренческой позицией в границах смыслов Русского мира обладают исторические и историко-философские статьи В.Фалина “Путешествие в прошлое или Изотопы истины ”, С.Некрасова “Лицея день заветный”, Ю.Помпеева “Они забвения не просят”, А.Сахарова “Не уступая Наполеону”. Надо отметить, что это с настоящего номера начинается серия публикаций материалов, посвященных 200-летию победы России в войне 1812 года. Здесь особого внимания заслуживает мощная аналитическая работа архиепископа курганского и Шадринского Константина “Остается одна Россия”. Великим личностям недавней истории России ХХ века посвящены стати Н. Михалкова “Вершить конкретное русское дело. Подвиг Столыпина” и Е.Титкова “Историю мы выбрасывать не можем. О сталинском повороте к Церкви”.

Исторические аналогии прослеживаются и в произведениях раздела “Проза”, содержащего главу из романа Д.Рогозина “Барон Жолток” и повесть Н.Школьниковой “Лебедь белый, лебедь черный”. Вообще в традиции авторов журнала о сегодняшнем дне говорить с историческими аналогиями. Так, затрагивая вопросы современного образования, А.Корольков обращается к имени Пушкина в статье “Пушкин о полупросвещении и модернизации образования”. О приближающемся праздновании 400-летия Дома Романовых говорит О.Куликосвская-Романова, связывая грядущее событие с прошлым державного строительства нашего государства в эссе “Россия объединяет всех в любовь”.

Державная тема мощно звучит и в материале И.Глазунова из истории императорской России “Император и Поэт. Николай I и А.Пушкин”. Тема “русского гения” продолжается в связи с именем С. Есенина в отрывке из его жизнеописания С.Куняева и С.Куняева “…И читал стихи Императрице”. Имя С.Есенина упоминается в современном контексте в автобиографическом эссе Т.Дорониной “Вопреки времени”.

Мысль о беззащитности времени, о разрушающем действии современной бездуховности прослеживается в двух созвучных статьях Н.Скатова “ Погружение во тьму. Или Путеводные огни” и Н.Дорошенко “Кого на книжную полку рядом с Пушкиным поставишь?” В этих литературоведческих материалах авторы исследуют болевые проблемы современной литературы. О литературе и литературном процессе говорят на страницах журнала в своих интервью выдающиеся наши классики — прозаик Ю.Бондарев и поэт Г.Горбовский. С именами наиболее интересных современных петербургских литераторов знакомит читателей журнала литературовед О.Сокурова в статье “Дети Победы на литературном фронте”. Публицист Лиляна Булатович-Медичи рассказывает об известном представителе современной сербской литературы в статье “Золотое перо Новицы Джурича”.

К вопросам литературы, но в большей степени к проблемам духовно-философским, обращается митрополита Калужский и Боровский Климент в статье “Религиозное осмысление личного жизненного пути Константина Леонтьева”.

“Духовные беседы” протоиерея Бориса Николаевского, которые с продолжением публикуются на страницах журнала с первого номера, помогают читателю разобраться во многих вопросах веры, в жизненных ситуациях с помощью мудрого духовного наставника. Эта уникальная публикация еще одно свидетельство того, что журнал “Родная Ладога”, ставящий своей задачей быть полезным России, служить ее благу, ее процветанию, ее единению, не сворачивает с нелегкого избранного пути и постепенно осиливает его с помощью Божией.

Валентина Ефимовская