«Экология души – спасение человечества»

Слово Николая Петровича Бурляева на международной конференции I МКФ экологических фильмов «Золотой Витязь»

 

I. Душа первична.

Дорогие друзья!

Сегодня мы пригласили в Союз кинематографистов России деятелей культуры, кинематографа, учёных, экологов, политиков и политологов, представителей государственной власти. Сегодня мы все вместе вышли на поле боя за душу человека, за экологическое выживание на планете тех душ, которым ещё только предстоит прийти в этот прекрасный, Божий мир.

Возможно, при слове «Божий» кто-то напряжётся. Мол, мы не верим в Бога и гордимся тем, что мы – атеисты. Мы сами себе боги, сами творим свою судьбу. Хочется напомнить уважаемым «атеистам» слова выдающегося поэта Державина, учителя великого поэта и христианина Пушкина:

…Но будучи я столь чудесен,
Отколе происшёл, безвестен?
Но сам собой я быть не мог!
Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь!
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Моё бессмертно бытиё,
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец, в бессмертие Твоё…

Впрочем, для просвещённых, горделивых «атеистов», увенчанных высокими научными степенями и нобелевскими премиями, вряд ли будет весомым аргументом то, что жившие до них сотни, тысячи не менее учёных и великих людей верили в Бога: Ломоносов, Менделеев, Пирогов; литераторы – Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Пастернак, Солженицын; композиторы – Глинка, Мусоргский, Рахманинов, Свиридов; художники – Рублёв, Феофан Грек, Дионисий, Суриков; полководцы – Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков; кинематографисты Бондарчук и Тарковский …

Если для наших атеистов нет пророков в своём Отечестве, вспомним чужих: Леонардо да Винчи, Коперник, Микельанджело, Ньютон, Галилей, Паскаль, Пастер, Вальтер Скотт, Гёте, Дидро, Дарвин, Диккенс, Спиноза, Кеплер, Фарадей, Кант, Бор, Эйнштейн …

Не случайно я начал, казалось бы, с такой далёкой от экологии темы, как душа и вера человека.

Не случайно тема нашей конференции, как и девиз первого Международного Кинофорума экологических фильмов «Золотой Витязь», гласит: «Экология души – спасение человечества». Об экологии окружающей среды говорится и пишется достаточно много. И на нашем Кинофоруме мы покажем несколько десятков фильмов, посвящённых этой кричащей проблеме. Но мы решили поставить во главу угла экологию души. Ибо душа первична. Душаизначальна и бессмертна. Тело без души жить не может. А душа, как известно, живёт и без тела. Возродим бессмертную душу человека – спасём и экологию окружающей нас среды.

II. Планетарная, экологическая катострофа.

Готовясь к экологическому Кинофоруму и к данной конференци, нам — кинематографистам — пришлось начать погружение в глубины сколь необъятного, столь же и устрашающего, леденящего ужасом океана экологических проблем. Мы всё больше открывали, к какому убийственному состоянию привели нашу Россию и нашу планету люди, всё более теряющие нравственный закон внутри себя.

Сто восемьдесят миллиардов тонн мусора буквально придавили Россию грязным покрывалом. Горы зловонных отходов разбросаны по российским просторам. Только вокруг Москвы – несколько десятков гигантских мусорных свалок, своеобразное «пятое мусорное кольцо». А если прибавить к этому 200 миллионов тонн особо токсичных сельскохозяйственных и ещё более убийственных радиоактивных отходов, да ещё сотни тонн отходов, остающихся буквально от каждой отрасли производства, от всех сфер деятельности «царя природы» — человека… Эти отходы никуда не исчезают, напротив постоянно прирастают: ежегодно на 4 миллиарда тонн. Человек ухитрился замусорить даже космос. Теперь и полёты в космос стали не безопасным занятием.

Загрязнение, уничтожение водных ресурсов России.

Истребление лесов и животного мира.

Реки нефтепродуктов, отравляющих моря и океаны.

Генно-модифицированные продукты, мутирующие человека изнутри.

Испытания атомного и химического оружия.

Агрессия НАТО на Балканах: разрушение девятнадцатью цивилизованными странами непокорной Югославии. Бомбардировка ракетами, начинёнными обеднённым ураном, сегодня, спустя 10 лет, отозвалась по всей Сербии резким ростом раковых заболеваний, особенно среди молодёжи. В этот же ряд можно поставить другие смертоносные американские войны: атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, сожженный напалмом Вьетнам, «буря в пустынях» Ирака и Афганистана…

Впрочем, не меньше бед приносит и «мирный атом». Чернобыль показал планете, сколь этот атом «мирен». Мины замедленного действия, заложенные по всей России в виде «мирных» атомных электростанций и затонувших в разных местах морей и океанов атомных подводных лодок…

В фильме выдающегося русского режиссёра Валентины Гуркаленко «Звезда Полынь», повествующем о Чернобыльской трагедии, есть такой эпизод. Ведущие учёные атомщики во главе с главным атомным гомункулом страны академиком Александровым буквально накануне Чернобыльской трагедии справляют свой корпоративный шабаш. Иначе это действо назвать невозможно. Мы видим на экране парад-алле, шествие по стадиону учёных атомщиков, разряженных в чертей, ведьм на помеле и прочей нечистой силы. В огромном котле восседает крупный атомный специалист, с хвостом и рогами. Этот котёл везут, на ходу поджаривая атомного беса на огне, бесенята помельче, видать младшие научные сотрудники. А над ними возвышается красноречивый транспарант: «Чёрт с нами!» Шествию нечистой силы аплодирует академик Александров, олицетворявший в то время всю полноту ответственности за «мирный атом» страны, но не предусмотревший элементарной защиты реакторов двух десятков атомных электростанций, понастроенных по всей стране. Через несколько дней, после этого безумного корпоративного веселья взорвался Чернобыльский реактор, накрыв радиоактивным покрывалом Украину, Белоруссию, Россию и почти всю Европу.

Глобальное потепление, изменение климата. Снег в Африке и жара на севере. Истаивание, казалось бы вечных льдов. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Начало всемирного потопа, уходящие под воду города… Обо всё этом говорят фильмы, собранные нами на Кинофоруме, об этом и многом другом будут говорить специалисты на нашей конференции…

Вред окружающей среде человек приносил во все века. Однако дело заспорилось, когда дехристианизированный западный мир и атеистический советский мир начали рубить сук природы и жизни, на который их усадил Господь, вместе, с двух сторон. Ещё живее процесс экологического безрассудства пошёл с начала 90-х годов, когда российское руководство и младореформаторы, не спрашивая согласия народа, начали «перестраивать», переводить Россию на западные, капиталистические рельсы. Причём Россию принялись впихивать в капитализм, на последней стадии его существования, на стадии издыхания оного, накануне того, когда мыльный пузырь капитализма лопнул и вверг всю планету в мировой кризис.

Закон капитализма: «Человек – человеку, а тем более природе – волк», принцип – «после нас – хоть потоп!», восторжествовали на всем экономическом и географическом пространстве планеты, не исключая нашей чересчур доверчивой и терпеливой страны. Россия и её экологически безграмотный народ, ведомые столь же экологически безграмотными временщиками-менеджерами и «новыми русскими» бизнесменами, навалившимися на наше спящее, в алкогольно-наркотическом анабиозе, Отечество — не отстают от процесса мирового экологического апокалипсиса.

Из этого следует вывод: весь этот планетарный, экологический Армагеддон – прямое следствие не только экологической безграмотности, но и духовной деградации обезверившегося человека.

III. Что делать? Смена планетарной идеи.

Для экологического спасения человечества необходимо позаботиться не только об экологическом просвещении, экологии души человека. Назрела необходимость смены планетарной идеи.

Много говорится и пишется о двух духовно разнонаправленных, цивилизациях: цивилизации западной – атлантической, и восточной – Русской цивилизации. Разнонаправленность их выражена в том, что западная цивилизация исповедует идею «самоутверждения», а русская цивилизация – идею «самоотдачи».

Мир безудержного, ненасытного накопительства, стяжания, потребления, самоутверждения, благодаря постигшему человечество планетарному кризису, себя изжил. Алчное, безрассудное стремление некоторых особей обрести все блага мира и Куршавель в придачу – потерпело крах. Об этом просто и исчерпывающе сказано в Евангелии: «Что пользы – если ты приобретёшь весь мир, а душе своей повредишь?»

Человечество подведено к роковой черте: к необходимости принять новый закон существования, полярно противоположный общепринятому ныне закону потребления – принять закон самоограничения. Мир «потребителей», ожесточённо борющихся за свои «права», должен преобразиться в мир самоограничивающихся личностей, исполненных чувства долга, обязанности, жертвы… Должна восторжествовать вечная, временно преданная забвению, истина нравственного закона, сопряжённого с вечной идеей долга и жертвы.

Человечеству следует признать, что возведённое в ранг планетарной религии, понятие «права человека» — имеет ложное направление. Ибо юридически-правовой основой «прав человека» является эгоизм, эгоцентризм, гордыня, тщеславие: целый букет грехов… «Права человека» подразумевают войну каждого против всех. Плодотворно лишь то право, которое видит в себе обязанность. Без обязанности право – мыльный пузырь, не сила, но слабость. Утверждение «я имею право делать всё, что захочу», имеет ложный посыл, если человек не считает себя обязанным сделать то, что должно. Право истинно тогда, когда способствует воплощению в жизнь высших религиозно-нравственных законов – праведности, милосердия, любви, создаёт условия торжества добродетели и обуздания порока.

IV. «Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя».

С пришедшим в мир Интернетом, окутавшим планету новой электронной ноосферой – сетью мировой паутины, человечество вступило в новую фазу своей эволюции. Сегодня и бедуин в пустыне, и дети доярки Маши, сидя у компьютера, один в своей палатке, другие в своей избе, в глухой сибирской деревне, могут обменяться мыслями по любому вопросу и получить информацию обо всём на свете. Мир стал воистину единой субстанцией, а это означает, что и людям планеты придётся стать единым существом,устранив, противодействующие этому процессу силы и препятствия.

Что делать человеку, чтобы спастись самому и спасти окружающую его среду?

Человеку необходимо обрестиубеждённость в существовании Бога. Осознать благодарность Творцу, чувстводолга перед Создателем и перед миром. Понять смысл жизни, как реализацию своей индивидуальной жизненной программы, ради исполнения Промысла Божьего на Земле.

Необходимо изменение сознания человека, религиозное постижение смысла бытия.

России необходимо кардинальное изменение культурной политики. О путях выхода из духовного кризиса было внятно сказано в недавно опубликованном «Манифесте кинематографистов», принятом Союзом Кинематографистов России, как основополагающий документ грядущей деятельности нашей организации.

Необходим «Национальный проект в области культуры и духовного развития народа», включающий серьёзное экологическое образование населения. Изучение основ православной культуры и культур основных конфессий России. Духовно воспитанный, впитавший традиции Русской культуры человек, живущий в согласии с Евангелием или Кораном, не станет губить окружающий его мир.

Культура и искусство – самый кратчайший путь к формированию сознания и возвышению, просветлению души человека. Только через культуру и искусство возможно осознание гармонии мира и смысла бытия. Культуре и искусству государство должно предоставить роль духовного лидера, надёжного локомотива, вывозящего народ из долгого тёмного туннеля к свету. Культура и искусство не должны жить по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли любыми способами, и не должны финансироваться государством по остаточному принципу. Бюджет Министерства культуры должен быть сопоставим с бюджетом Министерства обороны. Ведь культура – это оборона души нашего народа.

Особенно важную роль играют экранные искусства: кино и телевидение. Этим искусствам государство должно уделить особое внимание. Кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на формирование экологии души человека, на воспитание духовно-нравственного иммунитета молодого поколения.

Даже во времена жестокого атеизма великие режиссёры советского кинематографа создавали экологически чистые произведения: «Земля» — Довженко, «9 дней одного года» — Ромма, «Белый Бим, чёрное ухо» — Ростоцкого, «Степь» Бондарчука, «Живёт такой парень» и «Калина красная» — Шукшина, «Солярис», «Сталкер» и «Жертвоприношение» — Тарковского… Экологией души занимаются и лучшие современные режиссёры: Михалков и Сокуров, Герман и Рязанов, Панфилов и Прошкин, Хуциев и Тодоровский, Абдарашитов и Хотиненко, и десятки лучших режиссёров документалистов…

И последнее. Необходимо создать Министерство экологии, которое не должно быть подчинено только Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства.