Россия и православный Мир

Кинематограф и Православие.

Россия не переставала быть православной и в самые жестокие антихристовы времена. Россия не переставала быть примером для всего православного мира.

И в XX веке, несмотря на внешне атеистическое, советское бытие, лучшие представители русского искусства, не исключая кинематограф, несли в своих произведениях свет христианской нравственности. Довженко, Бондарчук, Шукшин, Тарковский и десятки других, менее громких имен. Они творили в те годы, когда о вере в Бога открыто говорить было нельзя. Но их произведения покоряли мир именно той духовной, нравственной, христианской по сути, высотой, о которой прочий мир уже не помышлял, сам ничего подобного создать не мог, но, видя это на экране, внимал с восхищением и надеждой.

Потом грянула «перестройка». Российский кинематограф, подражая иноземному рыночному кинобизнесу, погрузился в пучину экранного ада, увлекая за собой миллионы людей. Но факел христианского служения продолжал гореть в сердцах русских кинематографистов. В начале девяностых годов выдающийся русский кинорежиссер документалист Борис Леонидович Карпов провел первый фестиваль православного документального кино, организовал первую православную киностудию «Отечество», начал сплачивать вокруг себя православных режиссеров и сценаристов.

В 1992 году, развивая и укрепляя начатый процесс воцерковления кинематографа, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, родился Международный кинофорум славянских и православных народов «Золотой Витязь», провозгласивший своим девизом: «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека».

Случайно ли, что именно в православной России был зажжен факел православного кинематографа? На зов «Золотого Витязя» откликнулись во всем православном мире, словно давно ожидали этого призыва. А ведь это были 90-е годы! ХХ столетие завершалось глобальным политическим внутрироссийским и межславянским нестроением. Узурпация власти новоявленными иудами. Расстрел первого российского Парламента. Расчленение Союза, а потом и России. Отделение Украины и Белоруссии. Аналогичное, еще более кровавое распятие Югославии, подкрепленное мировым геноцидом против этого маленького, но гордого православного народа: эмбарго, блокада, санкции, ковровые бомбардировки. Православные болгары, братья-славяне поляки, чехи устремились в НАТО.

Пословицу «когда говорят пушки — музы молчат», опровергло появление на культурном поле России Всеславянского кинофорума «Золотой Витязь». Пользуясь наработанными за предшествующие десятилетия личными кинематографическими связями мы пригласили на Всеславянский кинофорум ведущих деятелей кинематографа Украины, Белоруссии, Болгарии, Югославии, Литвы, Польши, Греции, Грузии, Чехии, Казахстана. Многие из них ехали в Москву с чувством тревоги, но атмосфера добросердечия и высоких нравственных художественных, вне политических идеалов вселяла в их сердца покой, делала друзьями и единомышленниками «Золотого Витязя». Вот что говорили о Всеславянском кинофоруме некоторые из них:

Юрий Ильенко (Украина):

На многих фестивалях я старался смотреть как можно больше фильмов, но такой вдохновенно талантливой коллекции я давно не встречал. Главная заслуга «Золотого Витязя» в том, что он закрыл на свой экран дорогу пошлости

Витас Жалакявичус (Литва):

Я воспитанник великой Русской культуры. И не намерен от этого отказываться: Лев Толстой в 1908 году писал, что человек, который познал свою духовность, выше всяких бедствий, которые могут его посетить. Я думаю, что наш фестиваль — еще один шаг к осознанию своей духовности, каждого из нас и всех нас

Владимир Гостюхин (Белоруссия):

Этот фестиваль для меня главный, потому что его принцип, его девиз близок мне как художнику и актеру

Кшиштоф Занусси (Польша):

В год столетия кино желаю «Золотому Витязю» успеха, надеясь, что будет не только первое столетие, но и второе, и третье

Иован Маркович (Сербия):

«Золотой Витязь» должен продолжать свой путь. Должен бороться с мужеством одинокого рыцаря

Маргарит Николов (Болгария):

Наш «Витязь» сегодня пытается своим путем спасти и славянство, и православие, и мир, и культуру, искусство наших народов, а с ними, конечно, и все другие народы, и все, что можно спасти

Эльза Дильмухамедова (Казахстан):

Я уверена, очень скоро этот форум станет главным российским киносмотром, ибо люди повсеместно ищут веру, нащупывают дорогу к Богу. А «Золотой Витязь» на эту дорогу уже давно вышел

Никита Михалков:

Я хотел бы пожелать фестивалю плавного поступательного движения, покоя и мудрости, когда внутренней молитвы нам достаточно, чтобы бороться с теми, кто нас не любит

Можно привести десятки подобных высказываний выдающихся деятелей мирового кинематографа, свидетельствующих о том, что в последнее десятилетие в мире распадающихся связей Всеславянский кинофорум, стал не только удерживающим от распада соборным местом деятелей экрана славянского, христианского мира, но рожденный по Промыслу Божию в России, стал надеждой на возрождение и укрепление межславянских, православных связей. «Золотой Витязь» своим существованием очищал экран от скверны, озаряя его светом правды и высоких нравственных идеалов.

Среди почетных попечителей Всеславянского кинофорума — Святейший Патриарх Алексий II, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, президенты и министры культуры многих славянских стран.

Год от года Всеславянский кинофорум набирал силу, превращался в движение. На пятом году жизни «Золотого Витязя» из Форума выросло Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов (МОКСПН), на Съезде которого была принята Программа «Кинематограф созидающего духа». Сегодня МОКСПН насчитывает в своих рядах около 10000 кинематографистов из 15 стран славянского, православного мира (что в два раза превышает численность членов Союза кинематографистов России).

«Золотой Витязь» триумфально шествует по городам и странам: Москва, Киев, Минск, Нови Сад (Сербия), Приднестровье, Смоленск, Тамбов, Рязань, Калуга, Иркутск: Открыты киноклубы «Золотого Витязя» в Плевене (Болгария), Кракове (Польша), Праге и Брно (Чехия), Хельсинки (Финляндия), Пожиге и Косовской Митровице (Сербия), Афинах (Греция), в Москве, Санкт Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Алма-Ате, Риге, Мичуринске, Сергиевом Посаде, Александрове, Борисоглебске.

На пятом году жизни «Золотого Витязя» Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление о выделении Всеславянскому, православному кинофоруму отдельной строки в государственном бюджете России. «Золотой Витязь» стал признанным государственным кинофорумом. Он становился все популярнее в православных странах: в Сербии, Болгарии, Украине, Белоруссии, Грузии. Режиссеры этих стран начали создавать фильмы специально для участия в православном кинофоруме. Один из молодых сербских режиссеров сказал: «Мы работаем не для Канн и Оскаров, а для «Золотого Витязя». Все творческие Союзы Болгарии, включая Софийскую Киноакадемию и Национальное телевидение Болгарии стали коллективными членами МОКСПН.

Сегодня во Всеславянском кинофоруме принимают участие не только православные страны, количество стран участниц выросло до 35: Индия, Китай, Иран. Япония, Монголия, Англия, Франция, Италия, США, Германия, Голландия, Испания.

Молодые режиссеры из католических, не православных стран по зову сердца снимают фильмы о православии. В период мировой травли Югославии немец снял фильм под названием «Сербы — добрый народ». Поляк поставил фильм о православном монастыре в Польше. Полячка создала телефильм о болгарской духовной музыке. Эстонка сняла для Великобритании правдивую картину о косовском монастыре. Итальянец представил на конкурс фильм о русском монастыре. В Румынии благодаря деятельности «Золотого Витязя» и при нашей поддержке создается Румынский фестиваль православного кино. В Грузии вскоре состоится открытие Грузинского православного фестиваля.

В прошлом году в Москве, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, с большим успехом прошел первый Международный театральный форум «Золотой Витязь», в котором приняли участие 32 театральных коллектива. Пора и на театральных подмостках задуматься о соответствии театра исполнению Промысла Божия на земле, вспомнить слова великого русского православного артиста Щепкина: «Театр это — храм. Священнодействуй или убирайся вон».

Все больше в сознании кинематографистов, участников Всеславянского кинофорума утверждается новая, прежде не формулируемая мысль: экран должен быть выходом в горний мир, должен стремиться к тому, чтобы стать своеобразной иконой. А для этого сам художник должен становиться лучше, стремиться к очищению, спасению своей души. Ведь экран влияет на сознание миллионов людей. «Спасись сам, — говорил преподобный батюшка Серафим Саровский, — и тысячи спасутся вокруг тебя».

Николай Бурляев
Выступление на VIII Всемирном Русском Народном Соборе
Сергиев Посад-Москва