Николай Бурляев: «Золотой витязь» бросает клич к объединенью

В Москве стартовал II Славянский форум искусств «Золотой Витязь». Сегодня в гостях у «Файла-РФ» организатор форума и его постоянный руководитель, лауреат Госпремии СССР, народный артист России Николай Бурляев.

Его имя стало широко известно публике после фильма Андрея Тарковского «Иваново детство». Затем артист снялся более чем в 50 картинах. Роли, сыгранные им в «Андрее Рублёве», «Военно-полевом романе», «Метели», «Герое нашего времени», «Игроке», «Вступлении», памятны зрителям разных поколений. В качестве режиссёра он снял три фильма, в том числе «Лермонтов».

С 1992 года Николай Бурляев – генеральный директор киноцентра «Русский фильм»; уже два десятилетия он проводит Международный кинофорум славянских и православных народов «Золотой витязь».

– Николай Петрович, если бы вас попросили вспомнить самое яркое впечатление от воздействия искусства на зрителей, о чём бы вы рассказали? У вас наверняка есть формула такого понятия, как объединяющая сила искусства?

– Да, в течение последних 20 лет именно этим я и занимаюсь – на платформе форума «Золотой витязь» объединяю людей посредством искусства. Смотрите, какие непростые времена мы переживаем: политики нас дробят, делят, растаскивают по разным «квартирам», а вот на уровне искусства и культуры мы можем быть едины.

Главный итог в том, что мы создали Международное объединение кинематографистов славянских православных народов, куда входят 15 стран. Этот крупнейший в мире творческий союз насчитывает 11 тысяч членов и действует уже более 10 лет. Среди моих соратников – передовые деятели культуры самых разных стран. Когда зарождался «Золотой витязь», этого братства ещё не было, мы все были разрознены. А в прошлом году на основе Международного объединения родился Славянский творческий союз – СТС, который объединит представителей творческих профессий всех стран славянского мира. И, надеюсь, укрепит наше чувство собственного достоинства.

Теперь мы доказали миру, что славянская культура существует. На 19-ти кинофорумах показано более пяти тысяч фильмов – но, учитывая, что третий год проводим ещё и экофорумы, должны называть большую цифру; в течение 8 лет более 150 театров славянского мира показывали свои спектакли в Москве.

В течение последних пяти лет «Золотой витязь» открыл 60 киноклубов на территории, простирающейся от Дальнего Востока до Косовской Митровицы. Клубы есть в Пекине, Иркутске, Омске, Петербурге, Брно, Праге, Кракове, Киеве, Минске. Повторные кинопоказы прошли в Вене, Зальцбурге, Братиславе. В эти клубы приходят русскоязычные сотрудники посольств, консульств и наши соотечественники.

А что такое объединяющая сила искусства, я понимал и прежде. Помню, с каким триумфом проходили представления «Военно-полевого романа». Казалось бы, чем могла быть интересна история нашего солдатика Александра Нетужилина венесуэльцам, вьетнамцам или бельгийцам? Было ли им дело до наших проблем послевоенного быта? Но когда произведение искусства, в частности, фильм, создано талантливо – оно попадает точно в сердце людей любой национальности. Помню, как после показа фильма в Венесуэле я шёл по залу, как сквозь строй. Людям хотелось обнять меня, поцеловать, пожать руку.

Кто-то заметил, что «Золотой витязь» способен опережать политиков. Прежде мы силой искусства творим добро и объединяемся в поле гармонии – а потом уже и политики догадываются, что пора сделать какие-то шаги. Имею в виду наш первый визит в блокадную Югославию в 1993 году. «Золотой витязь» собрал тогда деятелей кино России, Белоруссии, Украины – и приехал в Сербию. Мы показали политикам, что нам нельзя разделяться, надо друг друга поддерживать. Мы выразили своё отношение к Сербии, наш опыт был оценён политиками – и они начали делать свои поправки.

– Как вы считаете, разговоры об особой роли славянского искусства в мире имеют под собой почву? Ему действительно присущи какие-то особые черты?

– На заре рождения кинофорума «Золотой витязь» мы с коллегами сделали открытие, что такое понятие, как славянская кинематографическая культура, существует в реальности. Режиссёры славянского православного ареала часто одерживают победы на крупнейших международных кинофестивалях, и присутствие на «Золотом витязе» Никиты Михалкова, Александра Сокурова, Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, Эмира Кустурицы, Горана Паскалевича – признак успешности нашего форума в мире. Эти режиссёры – законодатели экранного вкуса, и все они, несмотря на то, что делятся на католиков и православных, славяне.

На мой взгляд, особенность славянской культуры в том, что к ней применимо понятие «русской идеи». Говоря словами Ивана Александровича Ильина, русская идея – это идея сердца, идея любви. Именно она заложена в славянской культуре – и она была, есть и будет источником живой, спасительной воды для дехристианизировавшегося и увязшего в потребительстве человечества. А нам, живущим в России, следует неустанно повторять формулу Фёдора Достоевского, который говорил, что у России есть две всемирно-исторические задачи – славянство и православие. И не только повторять, но и следовать ей.

– Высшие награды «Золотого витязя» осенены именами Сергея Бондарчука и Николая Мордвинова. Награда имени Андрея Тарковского, судя по всему, факт недалёкого будущего. Эти титаны духа незримо всегда присутствуют на ваших форумах. Что значат для вас эти имена?

– Смею сказать, что они – духовный щит не только русской культуры, но и мой личный щит. Случилось так, что с этими людьми я был близок, дружил. Это люди моей судьбы, мой оберег в жизни. Все трое, каждый по-своему, они дали мне что-то неоценимое.

– Какова роль этих великих деятелей кинематографа в возникновении в России кинофорума «Золотой витязь»?

– Тут всё очень просто. Каждый из дорогих мне старших коллег давно уже стал частью меня, если можно так выразиться. Они отдали мне своё духовное знание о жизни, и я иду с этим дальше. Поэтому и родился «Золотой витязь», и поэтому я выбрал девиз «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».

А сейчас я вам скажу очень важную вещь. Когда Тарковский уже умирал, я увидел его последнее интервью, где он от первого лица рассказывал о собственной жизни. Он говорил об искусстве – о том, что оно должно быть нравственным, возвышающим душу человека, поэтичным. О том, что в этом заключается наша задача. Так мы с Андреем, не договариваясь, оказались в одном духовном поле и, говоря об искусстве, говорили и думали об одном и том же, о высоких идеалах.

– Скажите, почему так бурно в последнее время начал расширяться «Золотой витязь»?

– Искусство и культура славянского мира многогранны. Мы начали с кинематографа, потом занялись театром. Теперь и литература, и музыка, и живопись появились, ремёсла и промыслы. Всем, чем занимается славянская культура, будем заниматься и мы на Славянском форуме искусств. А родилась у меня эта идея на фестивале в Эдинбурге, куда я был приглашён как гость – и меня потрясло, что на протяжении месяца параллельно проходили форум музыкальный и форум изобразительного искусства, театры приезжали – и эдинбургцы жили в этом поле культуры. «Вот и у нас когда-нибудь собрать бы все искусства», – с этой мечтой я жил все эти годы и постепенно претворял её в жизнь. А в прошлом году, в дни празднования дней славянской письменности и культуры, мы открыли первый Славянский форум искусств «Золотой витязь». Проходил он с 5 мая по 10 июня. Музыкальный форум возглавил Владимир Федосеев, литературный – Валентин Распутин, изобразительного искусства – Александр Шилов, русских боевых искусств – основоположник этой системы Алексей Кадочников.

– Каковы перспективы, на ваш взгляд, у форума экологических фильмов?

– Самое трудное, знаем по опыту, провести первые два фестиваля. С третьим, надеюсь, будет легче. То, что у этого форума есть будущее, очевидно: проблемы экологии становятся всё более острыми. Они будут требовать решения, а искать выход из положения, трагического для всего живого, следует сообща.

– Вы много ездите по миру, каково сейчас отношение к славянству? И каково внутреннее самочувствие славянских народов?

– К сожалению, славянство сегодня заблудилось. Оно крепко искушаемо. Политики заводят его в такие дебри, откуда очень трудно будет выбраться. И вроде всё против того, чтобы мы были едины, – но по плану тех, кто пытается нас разорвать, не выходит. Им-то кажется, что мы уже разрознены – и действительно многие наши братья тянутся в ЕС и в НАТО, но я уверен в том, что подспудно происходят другие процессы. Эти «блудные дети» постранствуют по чужим квартирам, странам, системам, и поймут, что там они не нужны. Что по-настоящему интересны друг другу только сами славяне, люди одной крови, одного племени. Да что там! Читайте Тютчева, который писал и о наших иудах: «Они лишь нашего иуду честят лобзанием своим». И восклицал:

Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!
Или задавал свой главный вопрос:
Опально-мировое племя!
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоих и розней, и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас…

Вот что делает «Золотой витязь» – бросает клич к объединенью на поле общей культуры. Поэтому я верю в то, что у нас есть шансы, просто надо продолжать показывать мощь и самодостаточность нашей культуры.

Нина Катаева