70 лет в борьбе за душу человека. Поздравляем с юбилеем Николая Петровича Бурляева!

3 августа президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь», директор Института культуры МЧС России, народный артист России, актёр, режиссёр, писатель, поэт, продюсер, сценарист, общественный деятель Николай Петрович Бурляев отмечает своё 70-летие и 55 лет творческой деятельности.

Поздравляем Вас, дорогой Николай Петрович!


Бурляев Н.П.

 

Народный артист России Николай Бурляев — кинорежиссер, писатель, видный общественный деятель, один из столпов славянской культуры, президент Славянского Творческого Союза, председатель Международного Объединения Кинематографистов Славянских и Православных Народов (МОК СПН), основатель и бессменный президент Международного форума «Золотой Витязь», а с начала 2015 года — директор Института культуры Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Счастливо сложилась судьба Николая Бурляева и в искусстве. В 1961 году выпускник ВГИКа Андрей Кончаловский пригласил его на главную роль в свой дипломный фильм «Мальчик и голубь». 14-летним подростком Николай Бурляев становится самым молодым артистом Академического театра имени Моссовета. Его наставниками были ученики и творческие наследники Станиславского и Вахтангова Ю.А. Завадский, Е.Р. Симонов, И.С. Анисимова — Вульф, Б.Е. Захава, Ц.Л. Мансурова, В.А. Кольцов, партнерами по сцене — народные артисты СССР Н.Д. Мордвинов, В.П. Марецкая, Л.П. Орлова, Ф.Г. Раневская, Р.Я. Плятт, С.Г. Бирман. Эти корифеи русской культуры передали Николаю Бурляеву факел служения настоящему искусству, верности традициям великого русского реалистического театра.
За 55 лет работы в кинематографе Н.П. Бурляевым созданы неповторимые образы более чем в 70 фильмах. Среди них главные роли в великих картинах Андрея Тарковского, вошедших в сокровищницу мирового кинематографа: маленький разведчик Иван в прославленном «Ивановом детстве», колокольных дел мастер Бориска в шедевре «Андрей Рублев», вошедшем в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Неповторимый по изяществу актерского рисунка, трепетный и возвышенный образ Александра Нетужилина в номинированном на премию «Оскар» фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Живущий на пределе эмоциональных возможностей Алексей Иванович в «Игроке», снятом Алексеем Баталовым по одноименному роману Ф.М. Достоевского… Одной из вершин актерской биографии и профессионального мастерства Николая Бурляева стал и созданный им образ Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары.
Друзьями Николая Бурляева с юных лет были Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Геннадий Шпаликов, Виктор Некрасов, Борис и Василий Ливановы, Савелий Ямщиков, Максим Шостакович, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Ежи Хофман, Никита Михалков — люди, которыми гордится российская и мировая культура.
Незабываемы образы, созданные Николаем Бурляевым в десятках фильмов. Кроме упомянутых выше, это «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Мама вышла замуж», «Отпуск в сентябре» и «Чужая жена и муж под кроватью» Виталия Мельникова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Герой нашего времени» Станислава Ростоцкого, «Вступление» и «Выбор цели» Игоря Таланкина, «Метель» Владимира Басова, «Мальчик и девочка» Юлия Файта, «Служили два товарища» Евгения Карелова, «Трын-трава» Сергея Никоненко, «Детство Бемби», «Юность Бемби», «Любовь и правда Федора Тютчева» и «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук. Всех не перечислить…
Фильмы с участием Н.П.Бурляева завоевали более 50 наград на самых престижных международных кинофестивалях: в Венеции, Каннах, Берлине, Оберхаузене, Сан-Франциско, Акапулько, Дели, Москве, Сопоте, Сан-Себастьяне…
Знаменательна режиссерская судьба Николая Бурляева. Уже его первый короткометражный художественный фильм «Егерь» (ВГИК, 1973) и новелла «Ванька-Каин» из картины «Пошехонская старина» (Мосфильм, 1975) поведали всем о том, что в кинематограф
входит талантливый самобытный режиссер. Дипломная новелла «Ванька-Каин» была отмечена Главной наградой за режиссуру на XXIII МКФ в Оберхаузене и премией «За лучший режиссерский дебют» в Москве в 1975 году. В 1977 году, по предложению дирекции МКФ в Оберхаузене, Н.П.Бурляев снял на «Мосфильме» два мини-фильма «Выбор» и «Круг», став таким образом одним из основоположников нового для мира кино жанра «киноклип».
Первый полнометражный авторский фильм Николая Бурляева «Лермонтов» стал настоящим открытием его как режиссера и знаковой картиной отечественного кинематографа.
Это произведение никого не оставило равнодушным, поделив зрителей на два противоположных лагеря. С одной стороны — несколько конкурентов-коллег (лишенных возможности поставить фильм о Лермонтове) и их друзей-кинокритиков, с другой — сотни тысяч зрителей, киноведов, писателей и специалистов-лермонтоведов, горячо приветствовавших появление яркой и страстной кинопоэмы о духовном подвиге и жертвенной жизни великого сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня фильм «Лермонтов», прошедший суровое испытание временем, стал неотъемлемой страницей истории отечественного кинематографа, он изучается во многих мировых киношколах и служит благородному делу воспитания подрастающего поколения в тысячах школ и вузов России.
После серьезных испытаний, выпавших на долю «Лермонтова», его автор и режиссер Николай Бурляев поставил еще один художественный фильм. На киностудии «Беларусьфильм» он экранизировал роман выдающегося русского писателя Василия Ивановича Белова «Всё впереди». Этот фильм стал образцом кинопублицистики, предвосхитив своим появлением целую череду картин, затрагивающих самые животрепещущие вопросы русского бытия, русского мира — как насущные, сегодняшние, так и непреходящие.
Николай Бурляев щедро делится своими творческими открытиями и достижениями.
Так, еще в 1995 году во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации (ВИППКа) при Роскомкино РФ был выпущен первый в истории России Православный курс авторской кинорежиссуры Н.П. Бурляева; пять лет Николай Петрович вел на телеканале «Спас» авторскую программу «Киноклуб «Золотой Витязь», знакомя широкую зрительскую аудиторию с подлинными шедеврами славянского кинематографа.
Обширна и многогранна общественная и творческая деятельность Н.П. Бурляева: академик, вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Член президиума Всемирного русского народного собора и президиума Международного фонда славянской письменности и культуры, член Общественного совета при Министерстве культуры и Патриаршего совета по культуре. Кавалер орденов Русской православной церкви — орденов Славы и Чести, Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого преподобного Сергия Радонежского, и ордена Святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Бурляев — лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии Югославии имени Вука Караджича. Почетный профессор Академии искусств
(Белград, Сербия). Член правления Союза кинематографистов и Союза писателей России.
Автор книги «Одолевая радостью страданья» и многих публикаций поэзии, прозы и публицистических статей в периодических изданиях и литературных журналах и альманахах, автор поэтических текстов к художественным фильмам «Живая радуга», «Детство Бемби», «Юность Бемби». За поистине исповедальную книгу с говорящим названием «Жизнь в трёх томах» Н.П.Бурляев удостоен в 2013 году Горьковской литературной премии и номинирован на Патриаршую премию по литературе 2015 года.
Николай Петрович явился провозвестником Основ новой государственной культурной политики, призванной сохранять и развивать традиции русской культуры. Его верным союзником и соратником, применившим на службе спасения человеческих жизней основные идеи Бурляева по повышению культурного уровня спасателей — сотрудников МЧС России, стал министр МЧС Владимир Андреевич Пучков. С конца 2014 года, когда состоялась провиденциальная встреча Н.П.Бурляева и В.А.Пучкова, проведено уже более 75 различных мероприятий, намечена долговременная программа совместной деятельности двух ведомств: Форума «Золотой Витязь» и МЧС России. Начал активно работать Институт культуры МЧС, возглавленный Николаем Бурляевым.
Вся жизнь, вся творческая деятельность Николая Бурляева проходит под провозглашенным им четверть века назад девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Верность этому девизу, непоколебимая стойкость, неустанное последовательное служение Отечеству снискали Николаю Петровичу Бурляеву славу поистине Золотого Витязя России.
Желаем юбиляру такого же крепкого здоровья, неизменной сердечной радости и неустанных творческих свершений во славу Господа, Отечества и подлинной культуры!

В.Е. Орлов, директор Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь».


 Новости по теме:

Российские СМИ:

Телеканал «Культура»

Русская Планета

Общественное телевидение России

МЧС Медиа

Культура РФ

РИА Новости

Союз кинематографистов Российской Федерации

«Литературная газета»

«Известия»

Аргументы и Факты

Столетие

«Московский Комсомолец»

Вечерняя Москва

Русская народная линия

ИА «InterMedia»

«Союзное Вече»

«Газета.Ру»

Газета «Завтра»

Независимая газета

Госиндекс

Журнал «Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ»

Иностранные СМИ:

Республика Беларусь:

Белтелерадиокомпания

БЕЛТА — Новости Беларуси

Интерфакс-Запад

«Правда Гомель» — информационный портал газеты «Гомельская праўда»