Дневник XXVI МКФ «Золотой Витязь». День пятый. Кинематографисты собрались на международную конференцию за «круглым столом»

Знаковым событием XXVI Международного кинофорума «Золотой Витязь» в Севастополе стало проведение международной конференции – круглого стола на тему: «Новая государственная культурная политика России: возрождение кинематографа». К участникам обратился президент кинофорума Николай Бурляев: «Пора признать влияние кинематографа на нравственные устои зрителей, и одновременно должны быть установлены морально- этические принципы и ответственность кинематографистов перед обществом».

Фото: Айгиз Мухаметджанов – «МЧС -Медиа»

 

Мы первыми 26 лет назад начали говорить о том, что в России нет культурной политики. И наша немалая заслуга состоит в том, что президент В.В. Путин дал задание выработать указ, определяющий культурную политику страны. Это большой шаг вперед. Теперь предстоит сделать следующий шаг – вывести культуру из рыночных отношений, — определил очередную задачу руководства сраны ведущий «круглого стола», народный артист России Николай Бурляев. — Сегодня прогрессирующая духовная деградация культуры и, в частности, кинематографа, налицо. А ведь именно культура служит фактором национальной безопасности страны.

Киновед, сотрудник Института культуры МЧС России Александр Семенюк поддержал Николая Петровича, подчеркнув, что «кино является самым мощным манипулятором, и американцы давно научились этим пользоваться. Странно, что у нас в стране этого не понимают». «Политика нашего кинопроката, увы, похожа на колониальную политику».

Для того, чтобы воспитывать молодежь на хорошем отечественном кино, нужно использовать разные способы.  В своем выступлении кинорежиссер из Беларуси Сергей Катьер отметил: «Наша молодёжь совершенно не знает советского кино, не знает режиссеров, актёров. Необходимо создавать в школах киноклубы, где дети могли бы изучать лучшие образцы нашего кино. А на вокзалах и в общественных местах нужно транслировать фильмы об истории России».

Директор предприятия «Севастополькино» Дмитрий Гарнега выразил уверенность, что каждый школьник должен посмотреть фильмы Озерова о войне, а еще предложил отменить прокатные удостоверения на картины, снятые до 1986 года. Так, по его мнению, они станут доступнее зрителю. «В конце концов, они снимались за государственные деньги и являются достоянием народа», — заключил Гарнега.

Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин призвал обратить внимание на систему образования в кинематографе: «В кинорежиссуре сегодня нет личностей. Среди актеров нет новых Папановых, Евстигнеевых, Леоновых. Необходимо что-то менять в образовании в целом, и в кинематографе необходима жесткая система, как в советское время, но без лишней идеологизации».

Затронув тему идеологии, участники круглого стола обсудили необходимость и риски введения цензуры в современной культуре. Кинорежиссер Татьяна Карпова напомнила, что сегодняшний зритель смотрит то, что ему показывают: «Инстинкт самосохранения сейчас просыпается, но его сильно подавляют. Должна быть хитрая стратегия для того, чтобы переломить ситуацию. Один из вариантов – государство должно делать заказ на кинопродукцию».

Участники круглого стола пришли к единому мнению в том, что нужна политическая воля, чтобы кардинально изменить ситуацию в культуре; в самом профессиональном сообществе давно жаждут перемен.

«Сейчас идёт бой за душу человека, и Россия не должна его проиграть», — подытожил итоги дискуссии   Николай Бурляев.

Все озвученные в рамках состоявшегося «круглого стола» конструктивные предложения кинематографистов было решено обобщить и направить обращение Президенту России Владимиру Владимировичу Путину в форме открытого письма к нему.

Открытое письмо кинематографистов, участников

XXVI Международного Кинофорума «Золотой Витязь»

Президенту Российской Федерации В.В.Путину

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

 

Примите слова сердечной благодарности за Ваше внимание и положительную оценку деятельности нашего Международного Кинофорума «Золотой Витязь», проходящего в Севастополе. Мы обращаемся к Вам со словами поддержки Ваших усилий по возрождению культуры: за признание культуры важнейшим сегментом национальной безопасности; за важнейший Указ «Основы государственной культурной политики».

Сделаны важнейшие шаги на пути возвращения культуре и искусству их созидательной и спасительной миссии. Для того, чтобы эти начинания увенчались успехом, видится целесообразным сделать ещё один, самый необходимый шаг – вывести государственную культуру из сферы рыночных отношений. Ибо культура и рынок – понятия несовместимые. Задача культуры – гармонизация общества и возвышение души человека, цель рынка – извлечение прибыли любыми средствами, приводящее к понижению духовного уровня и деформации морально-этических норм и традиций.

Наблюдая за отечественным кинобизнесом на протяжении 30 постперестроечных лет, можно констатировать безусловные технологические достижения и вместе с тем – очевидную духовную деградацию российского кинематографа. Один за другим появляются фильмы, наполненные эффектной компьютерной графикой, катастрофами, взрывами, обильным кровопролитием, страстями. Чиновники отчитываются о растущей прибыльности российского кинопроката, что радует лишь самих чиновников и считанные единицы прокатчиков, богатеющих кинобизнесом. Рыночники–продюсеры и режиссёры, забыв о кинематографе, как о высоком Искусстве (которое мы умели создавать до так называемой «перестройки»), устремились в ту разновидность деятельности, которую великий Русский мыслитель Иван Ильин назвал «доходным промыслом» и «эффектной пустотой».

В обществе назрел вопрос о духовном, воспитательном качестве предлагаемой народу «кинопродукции», о соответствии создаваемых фильмов требованиям «Основ государственной культурной политики».

Профессиональные кинематографисты, сознавая свою ответственность перед обществом, стремясь активно способствовать воплощению в жизнь новой государственной культурной политики, объединили свои творческие усилия в движении Международного Кинофорума «Золотой Витязь», более четверти века руководствующегося девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Феномен данного форума позитивного кино отмечен работниками правоохранительных органов и медицины – во всех регионах России, в которых проходил «Золотой Витязь» зафиксировано резкое снижение показателей преступности, наркомании, самоубийств и прочих социальных пороков.

Мы считаем целесообразным дать поручение Правительству просчитать экономический эффект, который будет достигнут благодаря новой позитивной государственной культурной политике, снижающей в обществе социальные недуги.

Министерство культуры Российской Федерации, являющееся головным органом государственной власти в области культуры, обязано в полной мере отвечать за выполнение Основ государственной культурной политики в сфере культуры и кинематографа. Мы считаем, что бюджет Министерства культуры Российской Федерации должен быть адекватен бюджету Министерства обороны, ибо культура – оборона души человека. Потеряем душу – потеряем страну.

Телереклама утверждает: «Газпром – национальное достояние». Пусть же наше национальное достояние послужит национальной культуре. Обращаемся к Вам, Владимир Владимирович, с предложением об отчислении на культуру хотя бы малой части (порядка 1%) доходов от продажи за рубеж российских углеводородов и других природных ресурсов. Ответственность за распределение средств на культурные проекты, соответствующие положениям Государственной культурной политики, целесообразно возложить на единственный в стране орган, призванный контролировать деятельность государственной культуры, – Общественный Совет при Министерстве культуры Российской Федерации, привлекающий достойных экспертов по всем видам искусства.

Признавая деструктивной проводимую государством политику в области кинематографа, ставящую главной задачей извлечение прибыли, что приводит к понижению морально-этического и духовного уровня нашего народа, мы предлагаем в качестве первоочередных мер:

Вернуться к позитивному опыту кинопроизводства в нашей стране – воссоздать государственное ведомство «Госкино России», отвечающее за выполнение Указа об основах государственной культурной политики в области кинематографии. Основы и стратегия государственной культурной политики диктуют необходимость усиления роли государственного заказа в области кинематографа. Государство должно поддерживать лишь социально-значимые проекты.

Ввести системное, процентное планирование фильмов для детей и подростков, анимационного, дебютного, авторского кино и т.д.

Воссоздать сеть государственного кинопроката: построить 20 000 государственных кинотеатров в Российской Федерации;

Воссоздать Государственные студии – Киностудию детских и юношеских фильмов; Центральную студию документальных фильмов; вернуть Киностудии «Мосфильм» статус государственной кино-производственной организации;

Создать школьные киноклубы, в которых дети смогли бы знакомиться с лучшими образцами советского и российского кино.

Транслировать на вокзалах, на борту самолётов, в вагонах поездов и в других общественных местах лучшие отечественные фильмы.

Отменить прокатные удостоверения для национальных фильмов, созданных до 1990 года. Эти фильмы были сняты на государственные деньги и являются достоянием народа.

Участники XXVI Международного Кинофорума «Золотой Витязь», проведя конференцию: «Основы государственной культурной политики России – будущее кинематографа», акцентировали тему духовно-нравственной ответственности кинематографа перед обществом и необходимости общественного внимания к духовной, морально-этической стороне создаваемых кинопроизведений и всей сферы культуры, поддерживаемой государством.

Будучи твердо уверены в том, что никто не вправе отнимать у кинематографистов свободу творчества, мы едины в понимании нашей ответственности перед обществом.

Великий А.С. Пушкин в те далёкие годы, когда не существовало кино, телевидения, интернета, значительно превосходящих по силе своего воздействия на души людей современные Поэту книги, газеты и журналы, писал:

«Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы ни находилось… Нравственность (как и религия) должна быть уважаема писателем. Безнравственные книги суть те, которые потрясают первые основания гражданского общества, те, которые проповедают разврат, рассеивают личную клевету, или кои целию имеют распаление чувственности приапическими (возбуждающими низменные инстинкты) изображениями…» «Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство в праве не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придёт, и может остановить раздачу рукописи, хотя строки оной начертаны пером, а не тиснуты станком типографическим» … «Законы противу злоупотреблений книгопечатания не достигают цели закона: не предупреждают зла, редко его пресекая. Одна цензура может исполнить то и другое…» Трудно не согласиться со свободолюбивым гением мировой культуры.

В наше время, когда Министерство культуры Российской Федерации лишено ответственности за духовно-нравственное состояние современной культуры, эти функции могут быть возложены на Общественный Совет при Министерстве культуры. Большая часть экспертов Общественного Совета должна состоять из людей государственно мыслящих, представителей самых различных профессий: педагогов, медиков, представителей правоохранительных органов, духовенства, Эксперты-медики, оценивая предлагаемый сценарий, могут сказать, что такой-то фильм послужит увеличению процента суицида и шизофренизации общества; педагоги – могут предупредить о негативном воспитательном эффекте, духовенство – предостеречь от провокаций и духовной деградации народа, правоохранители – могут предупредить о возможной поэтизации преступности, педофилии, извращений и прочих социальных пороков. Только такой состав экспертного совета сможет внести реальный вклад в оздоровление экранной экологии, стать реально полезным для возрождающегося Российского кинематографа и общества, послужить просветлению сознания и повышению духовного уровня нашего народа, к чему призывает государственная культурная политика.

Великий Русский писатель Н.В.Гоголь писал: «Сейчас идёт бой, самый главный бой – бой за душу человека». Россия не должна проиграть этот бой.

Президент МКФ «Золотой Витязь»

 Николай Бурляев                    

Открытое письмо принято участниками 26 МКФ «Золотой Витязь», в программе которого представлены 225 фильмов из 28 стран мира.


Фото №№ 1-4: Айгиз Мухаметджанов – «МЧС -Медиа»

 

 

«МЧС – Медиа» — портал о безопасности   — mchsmedia.ru

Официальный информационный партнер

XXVI Международного кинофестиваля «Золотой Витязь»

в Севастополе

 

Людмила Лис, корреспондент ИА REGNUM:

Смотреть «наше кино» мешают прокатные удостоверения и цены Госфильмофонда. Широкое обсуждение проблем Российского кино
Информационное агентство REGNUM –

информационный партнер

XXVI Международного кинофестиваля «Золотой Витязь»

 

 

Андрей Мединский, корреспондент ТАСС:

Участники кинофорума «Золотой Витязь» попросят власти РФ снизить коммерциализацию культуры

 

В Севастополе на фестивале «Золотой Витязь» обсудили возрождение российского кинематографа

 

Роль коммерческой составляющей современной культуры, а в особенности кино, необходимо уменьшить. Эту идею озвучили на «круглом столе» «Новая государственная культурная политика России — возрождение кинематографа», посвященном проблематике отечественного кинематографа. Семинар провели в рамках XXVI Международного кинофорума «Золотой Витязь».