Факел веры художника Нестерова

О замечательном русском художнике Михаиле Нестерове очень точно и емко сказал народный артист России Николай Бурляев: «В годы атеизма Нестеров высоко пронес свой факел веры. Он жил и творил ради Господа и России». В 2009 году Николай Петрович Бурляев принял участие в телевизионном проекте «Моя Третьяковка» телерадиокомпании «Мироздание», в котором автор проекта, журналист Наталья Попова, рассказала о непростых судьбах и творческих исканиях русских живописцев, об эпохах, в которых они жили и творили.

 
 

Цикл программ неслучайно носит название «Моя Третьяковка».
Цикл состоит из 21 программы – это собрание экскурсий по Третьяковской галерее, на которых телезрители — посетители галереи — получили уникальную возможность взглянуть на полотна не только глазами опытного экскурсовода, но и сквозь призму восприятия художественных полотен гостями программы: известными деятелями науки, литературы и искусства. В итоге получился своеобразный «двойной портрет»: жизненные перипетии наших выдающихся современников самым удивительным образом переплетаются с судьбами русских живописцев и скульпторов.


Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889—1890.
Холст, масло, 160 × 211 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Картина «Видение отроку Варфоломею» была написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия», написанного учеником этого святого Епифанием Премудрым. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге отрок встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Старец достал сосуд, вынул из него и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал старец. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-й передвижной художественной выставки в Петербурге. Работу молодого экспонента Михаила Нестерова решил приобрести тонкий ценитель русской живописи, знаменитый московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены самим Третьяковым. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» (еще до открытия 17-й передвижной выставки 1889 г.) и «Видение отроку Варфоломею».

Николай Бурляев вспоминает: «После окончания съемок фильма «Иваново детство» писатель Константин Симонов говорил о том, что главный герой его повести похож на отрока Варфоломея. Я тогда не знал, кто это такой. Мне было 15 лет, и я вообще не был ориентирован в живописи. Мне стало интересно, с кем же писатель меня сравнивает, и я увидел это чудо! – с восторгом говорит Николай Петрович о картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею». – Певец земли русской, ее души, певец, искавший Господа, рождавший его во всем, – художник Нестеров много сюжетов картин в своем творчестве посвятил Сергию Радонежскому. Он писал его ребенком – искренне верующим отроком Варфоломеем, затем юношей, наконец — делателем трудов. В его образе сбылось самое главное чаяние в России – жизнь во имя единения и счастья народа»….


Творчество Михаила Нестерова

1. Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897. Холст, масло. 247 x 229 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

2.Труды преподобного Сергия. 1896-1897 Триптих. Левая часть
Холст, масло. 135 x 66 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

3. Труды преподобного Сергия. 1896-1897 Триптих. Центральная часть
Холст, масло. 135 x 133 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

4. Труды преподобного Сергия. 1896-1897. Триптих. Правая часть. Холст, масло. 135 x 66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

5. На Руси (Душа народа). 1915-1916. Холст, масло. 206,4 x 483,5. Третьяковская Галерея, Москва. 

6. Автопортрет. 1928. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моё единственное призвание, — писал Михаил Васильевич. — Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок… Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. В портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…» — эти слова Михаила Нестерова как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути, длившегося более шестидесяти лет. 

Нестеров поставил себе задачей искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий. Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Форму выражения своих чувств Нестеров искал в сочетании углубленного изучения натуры с переработкой своих личных жизненных впечатлений. Живописец, художник новой формации, он тонко отличал живописную правду от натуралистического правдоподобия, доказывая, что картина – это совершенно особый мир, мир, созданный самим художником.