Горан Паскалевич: «Мир готов к тому, чтобы вернуться к фильмам, в которых есть душа»

У кинофорума «Золотой Витязь» есть хорошая традиция – приглашать на свои мероприятия т.н. специального гостя. В этом году такой «гость», а вернее, добрый и старый друг — известный сербский кинорежиссер с мировым именем Горан Паскалевич. Его называет своим учителем земляк, режиссер Эмир Кустурица, и его фильмы навсегда занесены в сокровищницу мирового кинематографа, потому что в них есть главное – Человек и поиск смысла его земного существования, т.е. то самое ценное, что может предложить одухотворенной личности искусство.

Уютный кинозал севастопольского кинотеатра «Москва» был заполнен зрителями. На творческую встречу с Гораном Паскалевичем — открытие ретроспективных показов его фильмов — собрались более 700 человек. Первым в этой ретроспективе был фильм «Аргентинское танго». История, рассказанная 25 лет назад о молодом человеке, помогающем одиноким пожилым людям. Он возрождает в них интерес к жизни и получает в ответ любовь и понимание, которых сам был лишен в детстве…

«Фильм очень понравился, наверное, потому, что мы и сами уже подходим к такому возрасту. Трогательно смотреть на мальчика, который проявляет так неординарно заботу о стариках. И это внушает надежду, что есть такая отзывчивая молодежь», — делились впечатлениям зрители, выходя из зала


Инженер-конструктор Сергей Боровков узнал о кинофоруме из афиш, а потом уточнил программу на сайте «Золотого Витязя». Поход в кино на творческую встречу Горана Паскалевича и просмотр его «Аргентинское танго» планировал и в своих ожиданиях не ошибся:

«Этот фильм из той категории фильмов, которые заставляют задуматься. Думаю, что здесь не просто вопрос отцов и детей, здесь поднимается тема отчуждения людей, в том числе и в рамках одного поколения… Мне кажется, что этот фильм создает не ощущение надежды, нет, скорее – беспокойства. И это даже хорошо: надежда успокаивает, а беспокойство заставляет думать и что-то предпринимать».


«Этот фестиваль просто праздник души: прийти в кинотеатр, сесть в уютное кресло и ждать чуда, — делится своими впечатлениями от вечера в компании «Золотого Витязя» жительница Санкт-Петербурга Лариса Шейдак. – Это важно, знать, что не увидишь на экране никаких страшных вещей. Я не была в кино — именно поэтому — уже лет двадцать, хотя воспоминания о кинофестивалях «Золотого Витязя» в Москве 20-летней давности, где мы тогда учились с мужем, у меня прекрасно сохранились. Большое спасибо организатором за то, что сбываются мечты!»


« Это очень особенный фестиваль, — говорит главный герой вечера Горан Паскалевич. — В первую очередь, благодаря Николаю Петровичу Бурляеву, с которым мы очень подружились, и когда он меня пригласил, я был очень этому рад. Я знаю Николая Петровича как актёра, и он потрясающий актёр.

Много лет назад я не смог приехать на первую презентацию фильма «Аргентинское танго», Но после к этому моему фильму пришёл успех, и он завоевал кубок «Золотого Витязя». Это, возможно, предел моих мечтаний!

Особенностью этого фестиваля является доброжелательность и дружелюбие. Важно то, что мы можем посмотреть фильмы, которые очень сильно отличаются от американских блокбастеров и прочих коммерческих фильмов. Думаю, западные фильмы, и американские в том числе, не красит присутствие большого количества спецэффектов, взрывов и так далее. Здесь же мы можем посмотреть фильмы с душой. И это самое важное, душа — самое важное в жизни.

Я думаю, что мировая аудитория уже готова к тому, чтобы опять вернуться к фильмам такого рода. К фильмам с душой, как я сказал раньше. Но дистрибьюторы не готовы покупать наши фильмы, потому что они гонятся, в первую очередь, за деньгами, сегодня мир стал очень жадным… Это касается не только западного мира, в любом уголке мира это присутствует в той или иной степени, но наши государства, такие как Россия, Сербия, должны понимать важность фильмов такого рода и вкладывать в них средства. Я надеюсь, это случится в обозримом будущем. Потому что наше отличие от всего остального мира в том, что мы православные, и наши фильмы отличаются от западных. Но, как я говорил раньше уже несколько раз — люди остаются такими же, и их потребности любви, и мечты о счастье тоже не меняются.

Когда мне было 15 лет, я устроился на подработку в кинотеатр, я стоял на входе. И мне выпала возможность увидеть классические фильмы в стиле неореализма. И я влюбился в кинематограф в тот момент. И с тех пор моей жизнью стали исключительно фильмы. …Влияние, которое они на меня оказали, в общем-то, проявляется в моих картинах, потому что я снимаю фильмы об обычных, простых людях: об их переживаниях, их счастье. Я никогда не делаю фильмы с политической тематикой. Политика в нашей жизни очень разная. Это, конечно, отражается и в моих фильмах. Но, в первую очередь, для меня важны ценности гуманизма.

В целом у меня очень хорошее восприятие увиденных на форуме «Золотой Витязь» фильмов. Я могу выделить три, четыре, даже пять работ, которые действительно сняты на очень высоком уровне. Есть, конечно, и фильмы, которые менее успешны, но это обычная практика. И я с радостью могу пригласить зрителей на наш кинофестиваль».


В программе ретроспективного показа внеконкурсой программы Кинофорума «Золотой Витязь» заявлены еще два художественных фильма режиссёра Горана Паскалевича (Сербия): «Бочка пороха», 102 мин., 1998, и «Земля богов», 92 мин., 2016.