Культура таланта. В Минкультуры РФ обсудили насущные проблемы театра

 

Источник: Канал «Россия». «Вести»


Участники заседания экспертной комиссии по театру Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации – ведущие режиссеры московских театров, актеры, критики, журналисты профильных СМИ — обменялись мнениями по наболевшим темам соблюдения морально-этических норм некоторыми «авангардными» режиссерами современных театральных постановок и поделились своими предложениями и рекомендациями в адрес Минкультуры о назначении на руководящие должности в государственных учреждениях ведомства только специалистов с высшим профильным образованием и серьезным опытом практической творческой работы.

С программным докладом на заседании выступил заместитель председателя Общественного совета, народный артист России Н.П Бурляев:


 

Видео: Алексей Давыдов – Институт культуры МЧС России


«Три года назад в нашей столице началось «реформирование, оптимизация театров», якобы отстающих от Европы. Мы действительно от неё отстаём. Москва по числу театров на один миллион жителей уступает Берлину – в 16, Праге – в 22, Риму — в 48 раз. Несмотря на это, в числе театров, подвергнутых реформированию, (весьма образно названного бывшим руководителем культуры столицы «перепрошиванием»), оказались старейшие коллективы, чья история и традиции исчисляются многими десятилетиями. Театр Гоголя «перепрошит» в «Гоголь-центр», Драматический театр Станиславского, в год своего 70-летия, реформирован в «Электротеатр Станиславский». Оптимизация коснулась и других театров Москвы.

Театр на Таганке, являющийся мировым брендом, был лишен художественного руководства и «перепрошит» в «директорский театр». Без консультаций с труппой бывший руководитель культуры Москвы, за несколько дней до своего увольнения, успел внедрить в театр на Таганке (на роль директора), бывшую танцовщицу кордебалета Одесской оперетты, не имеющую никакого отношения к школе основоположников «Таганки». И внедрённая в коллектив «директор» первым делом ликвидировала художественный совет театра.
Институт «художественных советов» в театральных коллективах страны уничтожается повсеместно, что полностью развязывает руки самостийным, агрессивным «менеджерам». О том, что происходит сегодня в этом коллективе и в других театрах Москвы могут рассказать присутствующие здесь сотрудники театров столицы и представители профсоюза театральных работников Москвы.
Настало время осознать руководству Минкультуры деструктивность института «театральных менеджеров» и их руководящей роли в коллективе, признать, что погоня за прибылью, коммерциализация искусства приводит лишь к активному разрушению российского театра и самообогащению «менеджеров»: невозможно служить одновременно и Богу, и мамоне.
От начала «московских реформ» минуло 3 года. Результаты – налицо. Прокурорские проверки деятельности Театра на Таганке и Гоголь-центра выявили серьёзные нарушения и многомиллионные долги. «Гоголь-центр», «директорская «Таганка», «Электротеатр Станиславский» и другие «реформированные» коллективы не попали в список эффективных театров, обнародованный Департаментом культуры столицы. Эффективными признаны только репертуарные театры, которых «перепрошивание» не коснулось, — это Современник, театр им. Маяковского, Ленком, им. Пушкина, им. Моссовета, Мастерская Петра Фоменко, Сатиры, Оперетты, Театр на Юго-Западе, Музыкальный театр Станиславского, Новая Опера.
Казалось бы, нужно сделать соответствующие выводы и принять меры, однако эти «реформированные» театры по-прежнему финансируются из государственного бюджета.
Недавние заявления вице-мэра Москвы, курирующего столичную культуру, сделанные им в СМИ, вызывают серьёзные опасения за судьбу учреждений культуры. Московский куратор театральной «реформы», признавался, что он не является профессионалом в театральной сфере и просил поддержки у театральной общественности столицы. Реформы поддержали уважаемые руководители эффективных московских театров. Прочие столичные театры, ожидающие своей очереди на «перепрошивание», не в силах противостоять воле «реформаторов» и внедрённых в театры «менеджеров». Ведь театральная Москва целиком зависит от их идейной и финансовой политики. Руководители не столь «раскрученных» и масштабных московских театров, не вошедших в список эффективных, понимают, что вряд ли они останутся на своих местах, если выскажут руководству свои возражения по проводимой реформе.
На прошлом заседании Общественного Совета, состоявшемся 24 февраля, подчёркивалось, что столичные театральные «реформы» идут вразрез с Указом Президента страны об «Основах государственной культурной политики», направленной не на разрушение, а на сохранение и развитие традиций и культурного наследия страны, на утверждение в обществе духовно-нравственных ценностей»…

 

Выступление Н.П.Бурляева активно поддержал художественный руководитель Государственного академического Малого театра, народный артист СССР Ю.М. Соломин. Имея в своём активе более 30 лет педагогической деятельности, Юрий Мефодьевич обратил особое внимание на катастрофические проблемы современного гуманитарного и театрального образования среди детей и юношества, начиная с самого раннего возраста: «В последнее время у нас развелось огромное количество театральных школ и колледжей, где непонятные люди якобы учат детей актерской профессии. Смело могу сказать, что к искусству эта «учеба» не имеет никакого отношения: нельзя научить быть артистом, можно лишь развить способности! Среди выпускников классических театральных вузов настоящими артистами становятся от силы 10-12% выпускников. И то, если попадут в хорошие руки и будут буквально выпестованы творческими и ответственными руководителями».

«Слово художественного руководителя должно быть решающим в театре ,- подчеркнул Ю. Соломин, — а во главе театров и всех культурных центров должны стоять высокообразованные люди творческих специальностей».

Народная артистка СССР Т.В. Доронина — художественный руководитель МХАТ им. Горького с 1987г., в своем выступлении остановилась на такой важной проблеме как отсутствие консолидации среди театральных деятелей, ратующих за русский драматический театр в высшем понимании этого слова, т.е. театр классический, психологический, говорящий на нашем национальном, возвышенном, родном, красивом русском языке. «Если у нас не будет собственного телевизионного канала, собственных печатных и других СМИ, то мы теряем время зря, — заявила Татьяна Васильевна. – Мы должны донести наши сомнения до понимания общественности: все собравшиеся здесь, в этом зале, идеалисты уже завтра получат пинки и ущемления только потому, что имеют смелость заявлять, что так называемый «авангард» не имеет никакого отношения к искусству». Она привела показательный пример с Пабло Пикассо, который в конце своей жизни признался в одном из интервью, что занимался «авангардной» живописью, смеясь и издеваясь над публикой. Будучи гениальным классическим живописцем, он намеренно создавал картины, вызывающие недоумение, в первую очередь, у культурно образованных зрителей, потакая тем, кто готов платить большие деньги за своеобразное, зачастую попросту шокирующее «творчество», что, впрочем, позволяло ему «жить совершенно счастливо» …

Еще Татьяна Доронина посетовала, что за последние 30 лет она не увидела в СМИ ни одной рецензии на спектакли МХАТ. Любая пошлая постановка вызывает настоящую волну — искусственно подогреваемый интерес, понятно, что в процесс этот вкладываются средства, связи… «Предательство, лишение совести, приспособленчество идет через неталантливых людей. Талантливые люди обычно горды и одиноки. У нас еще осталась одна зацепка, — подчеркнула Татьяна Васильевна, — наш великий язык и наша великая литература. Я знаю, о чем говорю. Я внимательно изучаю современную литературу и могу сказать, что на сегодняшний день даже в мире, среди наших современников, нет уровня писательского гения выше, чем недавно ушедший от нас Валентин Григорьевич Распутин».

Татьяна Доронина от всей души поблагодарила организаторов Общественного совета за приглашение и призналась, что в своем выступлении ей удалось поделиться с коллегами своими впечатлениями и опасениями всех последних тридцати лет: «Необходимо, чтобы пьесы шли в театрах так, как они были написаны автором, а инсценировка, например, произведений Достоевского, чтобы не заканчивалась песней «Я люблю тебя, жизнь»…
Народный артист СССР Олег Басилашвили, в формате видеообращения к участникам Совета высказал свои опасения по поводу того, чтобы новый готовящийся закон о культуре не превратился в декларацию. Поддержав мысль о том, что пора заканчивать с т.н. «государственным менеджментом» в искусстве, он согласился, что главенствующая роль в театре должна, несомненно принадлежать художнику, т.е. творческому руководителю, главному режиссеру. Вопрос только, где его найти такого? А художественный совет театра – это та усиливающая мембрана, сквозь которую должны пройти все творческие замыслы и организаторские решения художественного руководителя, чтобы быть услышанным и понятым труппой…

Большая часть эмоционального выступления народной артистки России В.И. Талызиной была посвящена выдающемуся режиссеру театра Моссовета 40-70-х г.г. Юрию Завадскому: «Он четыре года вынашивал замысел спектакля по Достоевскому, вызывал каждого артиста труппы, с каждым подолгу и часто беседовал о Пушкине, Лермонтове, Толстом и Достоевском. Мы даже подсмеивались над этими его «лекциями», но исправно ходили и слушали. А потом, — после того, как он годами все осмысливал и проговаривал, — выпускал гениальные спектакли! Когда он уже ушел, только с возрастом мы осознали, что он звал нас к небу, а мы тогда не понимали этого….

Потом пришел режиссер, который особенно ненавидел в нашем театре… актеров. Ненавидел именно потому, что сам бесталанный. Мы его 8 лет переживали и пережили… Сегодня у нас в театре нет ни профсоюза, ни худсовета, ни главного режиссера. Одна директор с зарплатой в пять раз больше моей… Прошу роль – не дают, говорят: «Некоммерческий проект». Говорю: «Приди, хоть посмотри, ты откуда знаешь, может, люди -то побегут»! «Как-нибудь приду», — отвечает …

Свою «театральную историю» поведал и Ю.М. Поляков, главный редактор «Литературной газеты». Когда в городе Пскове открывали театр после реконструкции, на которую потратили, к слову, миллиард бюджетных денег, то не нашли ничего лучшего, как начать с «авангардной» постановки «Граф Нулин» с бегающими по сцене голыми пионерами. «Вот надо было видеть искреннюю радость местного губернатора от того, что на этот, с позволения сказать, спектакль не попал Президент: его приглашали, но он не смог – дела…

Действительно, надо понимать, что выросло уже целое поколение драматургов, которые «творят новое искусство» так и не освоив азов классики. И на этот аннигилирующий театр им почему-то дают денег».
Юрий Михайлович обратился к Общественному совету с предложением собрать театральных завлитов и спросить, что же они «подкладывают» своему руководству из современной драматургии, на какие критерии ориентируются? В качестве примера привел Театры юного зрителя, которые превратились в «лаборатории самовыражения, приспособленные под собственную эсхатологическую систему» главного режиссера. «Надо бы нам пройтись по этим тюзам, — говорит Ю. Поляков, — и вернуть их в детство. У нас у всех дети и внуки растут, а сводить их будет некуда!»

Выступление известного искусствоведа, театрального критика К.А. Кокшеневой было посвящено, главным образом, состоянию дел в театрах регионов: «По сравнению с положением дел в нашей литературе театры все эти годы были более благополучны, но главная проблема в том, что масштаб любой театральной личности скукожился фантастически, а упирается все это в современные проблемы воспитания и образования».
Капитолина Антоновна предложила организовать на официальных площадках Министерства культуры — фестивалях, форумах — т.н. культурный ликбез – лекции, раскрывающие механизм осознанного подхода и понимания современных мировых культурных процессов, а читать эти лекции надо региональным чиновникам, преподавателям и руководителям учреждений культуры.

Подводя итог слушаний, председатель Общественного совета П.А.Пожигайло поделился с присутствующими результатами недавних инициатив. «Нам удалось остановить проект, который пытались затеять в стенах Спасо-Андроникова монастыря; там планировалось прокрутить много денег, проложить туристическую тропу с инфраструктурой в виде стеклянного кафе на территории монастыря и т.п. Мы не допустили этого.

Еще в сфере нашего внимания – цирковое искусство, и всё с той же проблемой – коммерциализацией. Решается это теми же примитивными способами: зрелищность уровня – «ниже пояса», когда главное — это не ловкость и сила циркового артиста, а его эротическая привлекательность. Нам же необходимо сохранить, — как сказал мне один из настоящих, умных клоунов, — воспитательный цирк».

Разговор на Совете шел начистоту, и Павел Анатольевич вспомнил и вызвавшие недавно жесткий общественный резонанс выступления известных деятелей культуры К. Райкина и А. Учителя: «Вот Константин Аркадьевич жарко так выступал в одной из программ, что, мол, «еще Гоголь говорил, что надо залезть под кожу зрителю, будоражить его, будить…» … но почему-то не процитировал классика дальше: «…но залезть осторожно, со светильником, который – Христос». Я ему в кулуарах заметил, что «без этого светильника вы залезаете только в ширинку»…

Вот и телевизионную премьеру «Матильды», опять же не без участия Общественного совета, удалось отложить на полгода. Пора уже руководству телеканалов признать, что и времена меняются, и зритель наш тоже становится другим.

Павел Анатольевич рассказал, что для этого ему пришлось напомнить режиссеру Учителю творчество М.И. Шолохова – роман «Тихий Дон»: «Там тоже есть и любовь, и сложный исторический период, но писателю удалось гениально отразить трагедию и очищающее страдание русского народа, подняв из горнил войн и революций наши истинные духовные скрепы, чтобы дать последующим поколениям возможность сохранить их в своей исторической памяти»… Этот наглядный пример говорит об ответственности художника перед обществом и перед нашими детьми, в первую очередь…

П.А. Пожигайло сказал также, что за деятельностью Общественного совета при Министерстве культуры пристально наблюдают и президент России и Министр культуры, выражая свои одобрение и поддержку.

Общественный совет уже стал площадкой для конструктивных дискуссий, к его советам – прислушиваются, решений – ждут.

Состояние дел в искусстве и культуре во все времена являлось камертоном состояния общества, воспитания и формирования его духовных потребностей. Система «менеджмента» в творческой среде ставит талант творца в заведомо зависимое положение, которое может проявляться по-разному – от финансового до морального давления. Художник, вынужденный спрашивать у чиновника, точно школьник, разрешения на реализацию своих творческих планов уже не ставит творческие задачи и не требует их финансового обеспечения, реализуя право, которое дают ему его образование и профессиональная квалификация, а выпрашивает у бухгалтера копеечку «хотя бы на поддержку штанов». Это унизительно и недопустимо!

Итоги заседания Общественного совета были сформулированы в решении, принятом общим голосованием. Министерству культуры Российской Федерации рекомендовано содействовать сохранению в стране традиционного репертуарного театра и созданию художественных советов, восстановить руководящую роль художественных руководителей и главных режиссеров; назначать на руководящие должности в государственные театры, оркестры, ансамбли и другие творческие коллективы специалистов с высшим профильным образованием и опытом творческой деятельности; провести слушания Общественного совета по закону о культуре с целью закрепления на законодательном уровне взаимной ответственности деятелей культуры и общества перед будущими поколениями на основе морально-этических и духовно-нравственных принципов, установленных новой государственной культурной политикой.

Елена Шеметова


Новости по теме:

Канал «Россия». «Вести» 

Interfax


16.03.2017. Заседание экспертной комиссии по театру Общественного совета при Минкультуры РФ

Фото: Алексей Давыдов – Институт культуры МЧС России