Общественный совет при Минкультуры РФ завершил свою работу

4 марта 2019 года в Большом зале коллегии Министерства культуры России состоялось последнее, в текущем составе, заседание Общественного совета при Минкультуры РФ под председательством Юрия Полякова. Был заслушан отчет о проделанной работе за 2018 год. С докладом на заседании выступил первый заместитель председателя Общественного совета, народный артист России Николай Петрович Бурляев.

Видео — Алексей Давыдов


Заседание Общественного совета при Министерстве культуры России под председательством писателя, публициста и драматурга Юрия Полякова состоялось в Большом зале коллегии Минкультуры России 4 марта 2019 года. Оно стало последним заседанием Совета в текущем составе. Открыл заседание Юрий Поляков.

О проекте итогового доклада «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год» доложила заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова. Советник министра культуры Ольга Андоньева рассказала участникам заседания о реализации публичной декларации целей и задач Минкультуры России за 2018 год и о проекте на 2019 год.

В рамках заседания, директор нормативно-правового департамента Наталья Ромашова, председатель Общественного совета Юрий Поляков и приглашенный эксперт — драматург Глеб Кобрин (Нагорный) затронули насущную, на их взглд, проблему профессионального статуса и правовой защищенности драматургов. Предложение о создании Совета по современной драматургии было поддержано статс-секретарём — заместителем министра культуры Российской Федерации Аллой Маниловой, которая порекомендовала провести рабочую встречу с драматургами на площадке министерского департамента государственной поддержки искусства и народного творчества.

— Драматурги — важнейшие люди для нашего театра. Создание Совета по современной драматургии позволит специалистам этой области не чувствовать себя вне государственных институтов, вне поддержки. Это необходимо для того, чтобы привлечь драматургов как сообщество к активной работе с Министерством культуры Российской Федерации, — сказала Алла Манилова.

Член Общественного совета писатель Константин Ковалев-Случевский затронул ряд животрепещущих вопросов, в частности, о подготовке Закона о культуре, а также об исчезновении из целей и задач Минкультуры пункта «Поддержка русского языка». Алла Манилова объяснила это тем, что данные вопросы находятся в сфере ответственности Министерства просвещения и Россотрудничества, для которых эта деятельность является профильной, и следовательно, Минкультуры не может тратить государственные деньги на эту деятельность, так как это вызовет вопросы со стороны прокуратуры. Был также обсужден и актуальный, как это считают собравшиеся, вопрос о передаче в ведение Министерства культуры столь важной отрасли, как книжное дело, находящееся сейчас в сфере ответственности Минкомсвязи.

Представителем епартамента науки и образования был зачитан доклад «О программах, реализуемых в центрах непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, созданных на базе ведущих вузов в рамках федерального проекта «Творческие люди»».

В завершение заседания первый заместитель председателя Общественного совета при Минкультуры РФ, народный артист России Николай Петрович Бурляев подвел итоги работы Общественного совета. Он высказал озабоченность тем, что Совет в последнее время не имел возможности выполнять свою основную функцию — общественный контроль за деятельностью Минкультуры, и обратился к следующему составу Общественного совета с призывом «сделать то, чего не сделал уходящий состав Общественного совета — остановить происходящую сдачу всех культурных ценностей, вывести государственную культуру из рынка, принять все меры для поддержки традиционного театрального искусства».

Фото — Алексей Давыдов


Речь Первого заместителя председателя Общественного совета при Минкультуры РФ, народного артиста России Николая Петровича Бурляева

«В докладе, в разделе, касающемся кинематографа, говорится о невиданных успехах российского кино, о рекордных кассовых сборах в прокате в прошлом, 2018 году, что по мнению авторов «доказывает профессиональную состоятельность авторов этих фильмов».

Разве можно «рублём» измерять профессиональную творческую состоятельность произведений искусства?

На мой взгляд, все десять названных в докладе «крупнейших российских фильмов» — «Движение вверх», «Лёд», «Тренер», «Три богатыря и принцесса Египта», «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел», «Я худею», «Ёлки новые», «Непрощённый», «Гоголь. Страшная месть» и «Гоголь. Вий» (оба последних фильма девальвируют суть творчества великого Гоголя) — их все нельзя назвать состоятельными и крупнейшими достижениями российского кинематографа. Во перечисленных фильмах наблюдается посредственная драматургия (о чём неоднократно говорилось на Общественном совете), беспомощная режиссура и вырождающаяся русская актёрская школа. А тем, кто считает представленные фильмы шедеврами, я бы посоветовал посмотреть подлинные шедевры Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Григория Чухрая и других классиков кино, чтобы мы не утратили ориентиры в нашем «рыночном состоянии культуры».

В докладе Минкультуры утверждается, что «прошлогоднее «киноменю» было сформировано на материале российской действительности и фундаментальных проблемах существования человека в условиях непримиримых социальных конфликтов …». Невольно вздохнёшь – «бедная российская действительность»!

В годовом докладе Минкультуры РФ также есть отдельный раздел о памятных датах. Я бы попросил тех, кто дальше будет над этим работать, посерьёзнее отнестись в 2019 и последующих годах к памятным датам деятелей русской культуры. Мы должны бережно передавать грядущим поколениям память о выдающихся людях нашей страны.

Хочу напомнить, если ещё об этом не думали: в 2019 году – 90 лет крупнейшему писателю и драматургу Василию Макаровичу Шукшину, 80 лет Валерию Александровичу Гаврилину, великому русскому композитору, 110 лет Николаю Васильевичу Гоголю, 205 лет Михаилу Юрьевичу Лермонтову, 220 лет Александру Сергеевичу Пушкину. Я надеюсь, что мы не пройдём мимо этих дат.

В 2021 году – 120 лет со дня рождения великого русского артиста, забываемого напрочь нашей «культурой», Николая Дмитриевича Мордвинова, великого классика, последнего классика и романтика театра; 160 лет – Антону Павловичу Чехову, 90 лет – величайшему режиссёру планеты Андрею Арсеньевичу Тарковскому. Наш долг создать, наконец, в Москве, музей гения русской культуры – Андрея Тарковского. В 2022 году также исполнится 90 лет со дня рождения крупнейшего писателя Василия Ивановича Белова, 85 лет – Валентину Григорьевичу Распутину.

На одном из первых заседаний Общественного совета при Минкультуры РФ мы подняли вопрос о стратегических задачах нашего Совета, и там мы выразили такое мнение, что Общественный совет не должен стать «карманным органом», безропотно голосующим лишь за необходимые Минкультуры документы, в которые у того же Общественного совета и вникнуть-то, как правило, нет времени. Ведь целью деятельности Общественного совета при Минкультуры РФ, согласно Положению, является «Осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства культуры Российской Федерации, обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, содействию, предупреждению и разрешению социальных конфликтов». Что Общественный совет вполне успешно и осуществил в случае с провокационной антихристианской постановкой в Новосибирске оперы «Тангейзер». Здесь, в Министерстве культуры РФ, был разбор, после чего были приняты правильные меры со стороны министра культуры В.Р. Мединского. Однако во втором эпизоде, касающемся кинематографической провокации – фильма «Матильда», руководство Минкультуры РФ не сочло нужным учитывать мнение Общественного совета, проведя молниеносное нелегитимное отстранение от должности бывшего председателя Общественного совета П.А. Пожигайло. Тот день можно назвать «скорбным днём чиновничьего беспредела» и деморализации Общественного совета. Многие из членов Общественного совета утратили смысл своего присутствия в этих стенах.

Увы, опасения Общественного совета оправдались, он стал бесправным карманным органом Минкультуры РФ, что заметно по результатам нашей работы в истекшем году, в котором мы с трудом провели всего 4 заседания, наскребая кворум один раз в 3 месяца.

Вспомним, как в прежние времена Общественный совет собирался ежемесячно, иногда – по два раза в месяц, проводились встречи в рабочих группах, собирались рабочие группы по вопросам театра, кино, музыки, по итогам которых составлялись протокольные предложения руководству Минкультуры. Хотя предложения наши, как правило, оставались без ответа.

Достаточно вспомнить историю ликвидации Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» под руководством народного артиста СССР Анатолия Ивановича Полетаева. Оркестр был уничтожен, несмотря на требования Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, равно как Общественного совета при Минкультуры РФ, который в ходе экспертного заседания высказал мнение, что нужно поддержать Президента РФ в его решении сохранить и поддержать оркестр. Вместо этого, в год 50-летия оркестра, он был уничтожен. А ведь этот оркестр 50 лет служил музыкально-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которому этот, не имеющий аналогов оркестр передавал духовное музыкальное наследие и традиционные для России ценности. Не об этом ли говорится на первой странице ежегодной «Публичной декларации целей и задач Министерства культуры РФ»:

«Целями государственной культурной политики являются: сохранение исторического и культурного наследия, его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных культурных ценностей».

Это записано в Декларации Минкультуры РФ!

Согласитесь, что декларируемое никак не соответствует свершившемуся вандальному поступку чиновников Минкультуры РФ.

Никита Сергеевич Михалков – один из ведущих деятелей российской культуры, обратил внимание на склонность некоторых ответственных чиновников к «латентной русофобии». Сотрудникам Министерства культуры РФ стоит серьёзно задуматься о том, что недостаточно лишь произносить правильные слова о патриотизме и традиционных ценностях и уверять общественность в том, что Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» является Конституцией для сотрудников Минкультуры РФ. Нужно на деле выполнять требования этой конституции! Как говорит Священное писание, «По делам их узнаете их». (Матфей 7:20).

Под «занавес» я хотел бы высказать несколько пожеланий, со всей моей любовью, и к сотрудникам министерства, у меня здесь очень много друзей, они замечательные люди, и к будущим членам Общественного совета. Сделайте то, что не сделали мы, обратите внимание Министерства культуры РФ вот на что:

  1. Минкультуры РФ необходимо в ближайшее же время подготовить и доложить будущему Общественному совету информацию о реализации «Основ и стратегий государственной культурной политики».
  2. Предложить предпринять активные шаги, это очень важно, по выведению государственной культуры из рынка.
    Культура и рынок – понятия несовместимые, у них – разные задачи: у культуры – поднимать дух нации, у рынка – делать деньги, что сейчас и совершается, и в отчёты попадает «хвалебная статистика», что идёт «движение вверх».
    Никакого «движения вверх» нормальные профессиональные кинематографисты не видят. У нас идёт движение вниз, сползание, сдача всех ценностей, которых мы достигли в прошлом веке.
  3.  В Год театра – принять меры для сохранения, поддержки и развития традиционного репертуарного театра. Он под угрозой. Идёт нашествие инноваторов на традиции Великого Русского Театра, который стал мировым брендом и у которого учился весь мир.
    Просьба обратить внимание на тревожную реплику премьер-министра РФ Д.А. Медведева, который в Год театра заявил о том, что в России слишком много театров, в огромном СССР их было меньше, чем сейчас, когда страна уменьшилась в размерах. Это вызвало удивление у театральной общественности.
  4.  Назначать на руководящие должности в театрах, оркестрах и во всей отрасли культуры, специалистов с профильными высшим образованием и опытом работы.
    Исключить деструктивную практику внедрения в творческие коллективы так называемых «эффективных менеджеров» с правом решающего голоса, которые заботятся только о собственном кармане.
    (Об этом мы тоже очень часто говорили Минкультуры РФ, и – абсолютно ноль внимания).
    Эти люди, как правило, ничего не понимают в культуре, что уже было доказано на примере Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», куда Министерство внедрило завхоза на главную роль директора оркестра, человека, ничего не понимающего в музыке. И через его руки довели оркестр до уничтожения.
  5. Привести деятельность государственных телерадиокомпаний и Фонда кино (это будет самое трудное) в соответствие с Указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Сейчас эти структуры работают так, как будто этого указа нет для них.
  6.  Повысить ответственность Фонда кино и департамента кинематографии Минкультуры РФ за духовно-нравственные результаты их работы.

Я искренне благодарю всех, с кем мы почти 5 лет работали в двух созывах Общественного совета!»


МЕДИАДОСЬЕ

Общественный совет при Минкультуры РФ завершил свою работу
Народный артист Бурляев потребовал вывести культуру из рынка
Николай Бурляев предложил создать в Москве музей Андрея Тарковского
Музей Андрея Тарковского могут создать в Москве