Скончался выдающийся Русский актер Алексей Васильевич Петренко, народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России и высшей награды Международного Кинофорума «Золотой Витязь»

На 79-м году жизни скончался выдающийся Русский актер, народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России и высшей награды Международного Кинофорума «Золотой Витязь» — Алексей Васильевич Петренко.

А.В.Петренко встал в строй «Золотого Витязя» с момента его рождения в 1992 году. Просто позвонил и сказал: «Мне близко и дорого то, что несёт людям «Золотой Витязь». Всегда можете рассчитывать на меня».
На протяжении 25 лет Алексей Васильевич оставался верным данному слову, был рядом с нами на протяжении четверти века. Он окрылял и воодушевлял своим талантом зрителей Форума. Зажигал их сердца, примирял непримиримых. Помню, как в 1994 году в Приднестровье на церемонии Открытия Кинофорума, где с трудом удалось соединить в зале непримиримых Президента Приднестровья и командующего 40 армией А.И.Лебедя. Вышел Алексей Петренко и вместе с украинским кобзарём запел легендарную сербскую песню «Тамо далэко». Через несколько секунд весь зал поднялся. В одном ряду со слезами на глазах стояли непримиримые Смирнов и Лебель.

Замены Алексею Петренко нет. Он неповторим: гениален, мудр, остроумен, зажигателен и непредсказуем, как непредсказуем подлинный талант.

Алексей Петренко честно служил Господу и единой, неделимой Святой Руси. Память о великом Артисте навсегда пребудет в наших сердцах.

 



Народный артист России и Украины Алексей Петренко на творческой встрече
фестиваля «Золотой Витязь в Перми». Март 2016 года

 

Фото: Алексей Давыдов — Институт культуры МЧС России.


Справка:

Алексей Васильевич Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области Украинской ССР.

Окончив в 1961 году курс народного артиста СССР Ивана Марьяненко в Харьковском театральном институте, Алексей Петренко работал в театрах в Запорожье, Мариуполе и Донецке. В 1964 году был приглашен Игорем Владимировым в Ленинград, в театр им. Ленсовета. Затем переехал в Москву, где работал сначала у Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной, а затем в театре «Школа современной пьесы», давшем с его приходом театральному миру целую плеяду острохарактерных заслуженных и народных артистов.

В кино Петренко дебютировал в 1967 году. Первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в фильме «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты (1971 г.) по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина. От роли Петра Великого в американском проекте Петренко в свое время отказался. А в русской картине самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым. В фильме также сложился удачный дуэт Петренко с Владимиром Высоцким, сыгравшим петровского арапа Ибрагима Ганнибала.

Звездной для артиста стала роль Григория Распутина в фильме «Агония» режиссера Элена Климова. На нее пробовались многие известные актеры, но Климов, увидев Петренко в спектакле «Преступление и наказание», выбрал его: «У него сумасшедший глаз!». Алексей Петренко безупречно показал зрителям горячий, необузданный нрав Распутина, его взрывную, «звериную» натуру и зарекомендовал себя как актер с высокой самоотдачей. «Ничего не могу делать в полсилы!», – говорил о себе Петренко. Наряду с такими воплощенными Петренко образами, как Петр Первый, Иван Грозный, атаман Платов, Распутин, Сталин, его также можно было увидеть в ролях отчаявшихся, слабых людей, как например Сатин из пьесы «На дне» (1988 г.) или деревенский алкоголик Вячеслав Кулигин, переживающий распад собственной личности в социальной драме режиссера Динары Асановой «Беда» (1977 г.). В конце 1970-х годов Петренко появлялся на разных сценических и кино- площадках, работал с самыми разными режиссерами. Так, в спектакле «Серсо» Анатолия Васильева ему досталась роль Коки. Спустя годы Петренко говорил, что не сразу понял роль, но не стеснялся признаться в это, считая, что актер часто ошибается в видении самого себя. Несмотря на сомнения артиста, первая постановка «Серсо» в 1985 году увенчалась ошеломительным успехом. Все сыгранные Петренко роли настолько отличаются одна от другой, как будто они предназначались для разных актеров. Уже упомянутый отчаянный Сатин в пьесе «На дне» (1988 г.), мерзкий Свидригайлов в «Преступлении и наказании» (1971 г.), самоуверенный богач-купец Кнуров в «Жестоком романсе» (1984 г.), устрашающий коллекционер в одноименном фильме (2011 г.).

Алексей Петренко сыграл более 30 ролей в театре и более 70 в кино. Кроме актерской деятельности, актер занимался озвучиванием мультфильмов, фильмов и аудиокниг, всегда оставаясь в своем творчестве верным девизу – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека!».

Вечная память Алексею Петренко – великому славянскому артисту, давнему и верному другу «Золотого Витязя»!