Жителей Севастополя и Светлогорска глубоко впечатлили уникальные фотографии фресок Дионисия

Ярким культурным событием нынешнего года в городах Севастополь и Светлогорск (Калиниградская область) стали выставки «Свет фресок Дионисия» московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина, организованные АНО по развитию культуры и искусства «Международной кинофорум «Золотой Витязь» и Фондом «Фрески Руси» и представленные в рамках IX Славянского форума изобразительного искусства «Золотой Витязь».

Сегодня весь этот «ферапонтовский цикл» называют «огромной объёмной иконой, матрицей для будущего России». 12-летний подвижнический труд Юрия Холдина (1954-2007), осуществленный им с помощью средств фотоискусства, стал настоящим открытием фресок Дионисия для наших современников.

В Севастополе выставка фоторабот экспонировалась в течение месяца в малом выставочном зале временных выставок Византийской экспозиции на 2 этаже музея-заповедника «Херсонес Таврический». Место встречи севастопольцев и гостей города-героя с произведениями древнего изографа было выбрано неслучайно. Византийские художественные традиции вместе с православной верой пришли на Русь, были осмыслены русскими мастерами и получили собственное новое звучание в древних храмах и монастырях Руси.

В открытии выставки приняли участие: Николай Бурляев, член Патриаршего Совета по культуре, Председатель Союза деятелей Славянской культуры, Президент ООО Международный Кинофорум «Золотой Витязь», Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Светлана Мельникова, директор музея-заповедника «Херсонес Таврический», директор Департамента культуры администрации Севастополя Николай Краснолицкий, помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский и другие гости.

Первыми посетителями уникального вернисажа стали ученики кадетских классов МЧС школы №60 и представители руководства ГУ МЧС России по городу Севастополю.

Работники музея-заповедника рассказали о выдающемся иконописце Руси конца XV — начала XVI веков из Ферапонтова монастыря Белозёрского края, — монахе Дионисии, создателе фресок, а также об авторе фоторабот Юрии Холдине, открывшем их для современной публики: он провел уникальную профессиональную съемку фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, и ему удалось при переменчивом дневном свете показать произведения древнего мастеря такими, какими их, пожалуй, никто и никогда не видел.

«Фрески живут в сложном архитектурном и световоздушном пространстве. Их цвет постоянно меняется в зависимости от освещённости, и в разное время дня, года, мы их видим по-разному», — рассказали сотрудники музея.

Юрий Холдин, исследуя, как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени. Это освещение, которое бывает в храме в полдень солнечного дня: «Я заставлял плёнку увидеть фрески так, как человек видит их во время Литургии, когда зажигаются паникадила, горят свечи…». В найденном им ключе Холдин решил так показать все композиции Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цвето-колористическое пространство собора.


Фотохудожник Юрий Холдин – единственный, которому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.

Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым.

Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями выполнили в августе-сентябре 1502 года.

О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина: «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику, путем отбора многотысячных вариантов цветопроб, удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…

Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высококачественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…


Церемония открытия экспозиции в Доме-музее Германа Брахерта в городе Светлогорске, началась с видеообращения к гостям вечера президента СФИ «Золотой витязь», народного артиста России Николая Петровича Бурляева. Открывая выставку, председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту Калининградской областной Думы Лариса Владимировна Швалкене поблагодарила организаторов за возможность представить жителям и гостям Калининградской области уникальный памятник древнерусского искусства, знакомство с которым, безусловно, будет интересным и познавательным, особенно для молодёжи.

Среди гостей музея на открытии выставки были работники учреждений культуры, представители Главного управления МЧС России по Калининградской области и жители и гости города. Они с интересом выслушали рассказ куратора выставки — искусствоведа Екатерины Даниловой-Холдиной, президента Фонда «Фрески Руси», погрузились вместе с ней в удивительный мир фресок Собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, который удалось запечатлеть Юрию Холдину, благодаря своему высочайшему мастерству фотохудожника,.

Директор Дома-музея Германа Брахерта Наталия Шевчук обратила внимание присутствующих на то, что Дом-музей тоже не случайно стал выставочной площадкой для экспозиции фотографий «Свет фресок Дионисия». Сохраняющее историческую и культурную память искусство фотографии является частью истории семьи Брахертов. Мария Брахерт, супруга скульптора, была известным в Кёнигсберге фотографом, и в музейном архиве хранятся в немалом количестве её фотоматериалы. Именно они дают представление об утраченных произведениях Германа Брахерта, а также о довоенных интерьерах дома, где ныне расположен музей и где жила семья скульптора с 1933 по 1944 годы.

Удачным дополнением экспозиции стали представленные организаторами видеофильмы, которые можно было посмотреть здесь же, в выставочном зале, что способствовало более глубокому эмоциональному погружению в тему выставки.

Многочисленные посетители дома-музея выражали искреннюю благодарность организаторам выставки — Международному кинофоруму «Золотой Витязь» и Фонду «Фрески Руси» за уникальную возможность увидеть в Светлогорске — западном форпосте России — фотоработы Юрия Холдина: дивные фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря – земного чуда православия на Вологодской земле.