Екатерина Васильева: «Курск – моя «духовная родина»

На курской сцене Васильева играла, по ее словам, «святую женщину» фото Ольги ШИТИКОВОЙ

«В село Бегоща Рыльского района я с сыном спешила при первой же возможности, – объясняла «ДДД» народная артистка Екатерина Васильева. – Добирались как угодно: на машине, поезде, на перекладных. В местной церкви служил наш духовник Владимир Волгин. Сначала Курская область была для нас постом в отношении батюшки, потом – скульптора Вячеслава Клыкова, дочь которого – моя невестка. Так что регион для нас родной».

На прошлой неделе курская земля приняла огромное количество «звезд», приехавших в рамках славянского форума искусств «Золотой витязь». Большим событием стал приезд звезды советских фильмов, актрисы кино и театра Екатерины Васильевой. В Курск Екатерина Сергеевна привезла спектакль «Я была счастлива», который был поставлен специально для нее и стал ее проповедью. Как известно, Васильева позиционирует себя как православная матушка, мать священника Дмитрия Рощина. А уйти со сцены не может – духовный отец не благословляет. В курском драмтеатре 24 ноября Екатерина Сергеевна играла вместе с народным артистом Александром Мезенцевым, известным по таким сериалам, как «Охота на изюбря», «Есенин», «Хиромант-2» и Ярославом Здоровым (мюзикл «Чикаго», телесериал «Крутые менты»).

«Я искала безусловный материал»

Пьесу по просьбе Васильевой написал ее старинный друг, известный режиссер Владимир Салюк, ученик Олега Ефремова. Идея же постановки родилась у самой актрисы, когда ей «нечего» было играть – все, что ни предлагали, не устраивало. «Не было материала безусловного, который бы не расходился с тем, как я живу, и с тем, что говорю со сцены, ведь каждое слово имеет значение, – рассказала «ДДД» народная артистка. – Нужно думать, как оно отзовется в душе зрителя, его сердце, только проповедь может иметь место. И тут в который раз на глаза попалась книга воспоминаний Анны Сниткиной, жены Федора Достоевского. Другой такой женщины я просто не знаю, она святая. Это моя проповедь о христианской семье, христианской любви, о том, как люди должны жить, справляться с трудностями, болезнями, потерей близких. Это абсолютная хрестоматия в помощь кающемуся грешнику».

 народная артистка Екатерина Васильева. фото Ольги ШИТИКОВОЙ

Лев Толстой, чья жена Софья Андреевна считается образцом супруги писателя, не без зависти отмечал: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского». Героиня Васильевой, будучи женой известнейшего человека, не предается мечтаниям о пышной светской жизни или славе, а хочет простого семейного счастья. В основу спектакля легли дневники жены Федора Михайловича и отрывки из его романов. Анна Григорьевна, ставшая сначала личным стенографом, а затем и спутницей жизни Достоевского, в своих мемуарах отразила нюансы совместной жизни с гением, у которого был очень непростой характер. На глазах публики Екатерина Васильева виртуозно перевоплощалась из любящей, всепрощающей жены и стенографистки то в азартную эксцентричную бабушку из «Игрока», то в скорбящую мать Раскольникова из «Преступления и наказания», то в разбитную и непутевую, но не потерявшую совесть Настасью Филипповну из «Идиота».
Играет Васильева, что называется, «на разрыв аорты». Работать три часа на сцене 66-летней актрисе, перенесшей операцию на сердце, безусловно, тяжело физически, но, по ее собственному признанию, легко морально. Потому, что может донести до зрителя какие-то ценности. А видя в зале семейные пары, очень радуется.

Венчалась под Курском?

Актриса официально была замужем дважды. В 33 года сама крестилась, резко изменив образ жизни, а в 1993-м решила оставить и сцену, и кино. Ушла казначеем в московский храм Софии Премудрости Божией, собирает средства на нужды церкви. Поступление во ВГИК называет ошибкой. С одним из своих супругов (возможно, об этом браке неизвестно широкой общественности) Васильева венчалась в приходе под Курском. Не став этого отрицать в разговоре с нами, актриса лишь вскользь заметила, что таинство проходило в церкви маленького села Успенка. Какого именно района – не ясно, такие села есть в нескольких районах Курской области.
Зато актриса охотно делилась воспоминаниями о том, как гостила в Рыльском районе. «Курская область – наша духовная родина. Мой духовник Владимир Волгин был рукоположен в священники Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием, служил в сельской местности по разным приходам под Курском. Последний из них был в селе Бегоща Рыльского района. Духовными чадами отца Владимира были, в основном, москвичи, своей общиной приезжали к нему в гости и жили подолгу за оградой церкви. Изображения этой церквушки висят в наших домах в виде рисунков, акварели, фотографий… В село под Рыльском ездили мой сын и его будущая жена Люба. Добирались на поездах, машине, на перекладных – как угодно». С давних времен Васильева дружит с отцом Зиновием, бывшим деканом факультета теологии и религиоведения КГУ, который в апреле этого года стал епископом Элистинским и Калмыцким. Собирается к нему в гости.
Сын Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина Дмитрий Рощин стал священником, служит в том же приходе, где работает мать. У Дмитрия с женой Любой, дочерью скульптора Вячеслава Клыкова, уже шестеро детей. Родственники по линии Клыкова встретились с Васильевой в гримерке после спектакля. «Курская земля для нас – родная, – говорила Екатерина Сергеевна. – Здесь и Славочка похоронен. Пока Елена Сергеевна, вдова его, не почила, сюда часто ездила».

Служили два товарища…

Двое «народных» встретились в Курске через 16 лет после расставания. фото Ольги ШИТИКОВОЙЗа кулисами предавались воспоминаниям два друга – народных артиста – актер курского драмтеатра Валерий Егоров и известный на всю страну Александр Мезенцев. Разговаривали, обнимались… Не виделись уже 16 лет. А когда-то работали вместе, выступая в разных театрах Челябинска: Мезенцев – в академическом театре драмы, Егоров – в театре юного зрителя.

«Отмечали мы вместе актерские удачи?! Случались компании, но не часто. Александр меня редактировал, и я ему доверял. Надо же! Ну аб-со-лют-но не изменился, – восторженно восклицал курский актер. – Слышали бы вы, как он пел партию шута в «Короле Лире»!»

На вопрос, не жалеет ли, что тогда, после Челябинска, не уехал в Москву, Егоров ответил: «Зачем?! Мне и тут тепло!» «Он тут хозяин, – улыбался столичный друг. – А когда-нибудь все-таки стоит начать писать мемуары».

Оксана САНИЦКАЯ