Лауреат союзной премии в области литературы и искусства Владимир Гостюхин участвовал в фестивале «Золотой Витязь»

Завершился 19-й Международный кинофорум «Золотой Витязь». Международное жюри в составе Александра Аскольдова (Россия), Геннадия Давыдько (Беларусь), Раисы Недашковской (Украина), Йована Марковича (Сербия), Маргарит Николов (Болгария) присудили Гран-при фильму режиссера Владимира Хотиненко «Поп», который снимался в Беларуси. «Золотого Витязя» удостоен фильм «Верую» Лидии Бобровой (Россия) и «Святой Георгий убивает змия» Сржана Драгоевича из Сербии. Лучшим актером признан Сергей Маковецкий («Поп»), лучшей актрисой — Гражина Болецка-Кольская («Афониа и пчелы») из Польши.
Разнообразной оказалась программа полнометражных документальных фильмов. Здесь первую премию получил фильм «Развод по-албански» режиссера Адела Пеева из Болгарии, вторую — картина Вадима Цаликова «Беслан. Надежда».

В конкурсе детских фильмов «Бронзовый Витязь» достался американскому фильму «Принцесса и лягушка».

Диплом и приз Парламентского собрания Союза Беларуси и России присужден белорусскому фильму «Волки» режиссера Александра Колбышева и оператору Илье Демину за фильм «Поп».

В фильме «Волки» снялись народный артист Беларуси, заслуженный артист РСФСР Владимир Гостюхин и заслуженный артист России Андрей Панин.

После премьеры фильма в Москве известный и в России, и в Беларуси актер и режиссер Владимир Гостюхин дал интервью корреспонденту «СОЮЗа».

— Где проходили съемки фильма «Волки»?

— На «Беларусьфильме» и в деревушке на севере Беларуси.

— Вы ежегодно участвуете в кинофестивале «Золотой Витязь». В этом году он расширил формат и прошел в рамках международного форума славянских народов.

— В нынешнем году «Золотой Витязь» проходил в самых лучших залах столицы, но освещение было недостаточным в СМИ, нет обсуждений хороших фильмов по ТВ. Фестиваль — это хорошая грамотная реклама картинам. Я имею в виду хорошие картины, так как серьезные картины ни прокатчиками, ни рекламщиками хорошо не рекламируются.

— С чем это, на ваш взгляд, связано?

— Производство существует отдельно, прокат отдельно. В свое время, когда были единое производство фильмов и прокат, такая реклама, как всесоюзная премьера, привлекала миллионы зрителей. После 90-х годов был сломлен отечественный прокат, и сейчас, если фильмы хорошие есть, они не рекламируются. Прокат заинтересован в прокате зарубежного кино.

— Зрители старшего поколения, которые воспитывались на хорошем советском кино, имеют иммунитет. А как вернуть в залы современную молодежь?

— Этим должно заниматься государство, чтобы прокатчики были заинтересованы в распространении отечественных фильмов.

— А серьезный вдумчивый зритель остался?

— Думаю, такого зрителя мало. Кинозритель сильно испорчен. Сегодня многое зависит от информации. Коммерческие подделки лихо сделаны и по этому собирают зрителя, но их можно смотреть один раз. Фильм Геннадия Полоки «Око за око» был представлен на кинофестивале в Костроме, и после просмотра зрители приветствовали фильм стоя. Он необыкновенно человеческий. Я уверен, что в прокате картина не появится, поскольку скажут, что это не формат. Хотя это высокохудожественная картина в традициях русского кинематографа, мастерски сделанная режиссером.

— Почему?

— Проблема в режиссуре, драматургии, производстве. Если Сергей Говорухин снимал фильм по полтора года, то сейчас вынужден снимать за полтора месяца. За это время не успеваешь усвоить материал, его объем. Я стараюсь прорабатывать характеры даже в столь жестком режиме.

Раньше у зрителя воспитывался вкус, он разбирался, где пропагандистское кино, где художественное. Раньше было огромное разнообразие жанров, но все-таки через бюро пропаганды проходило воспитание вкуса, а сейчас зрителю просто вбивают в мозги: «иди и смотри» вот это.

— У минского «Листопада» сменился директор, что бы вы пожелали новому руководителю кинофестиваля?

— Я надеюсь, что «Листопад» будет развиваться и дальше. Я привык работать с прежним руководителем — Валентиной Степановой, она высочайшего класса профессионал, подняла этот фестиваль, вывела на международный уровень.

— Вы родились в России, живете в Беларуси. Многие считают Беларусь оазисом духовности и душевности. Насколько это соответствует действительности?

— Полностью соответствует . Там взяли лучшее, что было в советском опыте, экономике, не разрушая ничего, восстановили сельское хозяйство, экономику, и республика начала развиваться динамично.

— Два года назад вы стали лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства: как премия поддержала вас?

— Я построил в Беларуси дом, где буду восстанавливать свои силы и поправлять истерзанную душу. Это двести километров от Минска, где Голубые озера, Нарочанский заповедник. Это удивительной красоты места.

— И все-таки ваше пожелание вашему зрителю и фестивалю «Золотой Витязь»?

— Желаю, чтобы зритель тянулся к духовному кино с высоким смыслом. Но сам зритель тянуться не будет. Зритель — ведомый. Его нужно к духовности приводить. Духовность — это работа. Зритель должен научиться отличать, что хорошо, а что плохо. Настоящее искусство заставляет сопереживать. В традиции нашей культуры — воспитывать человека. Поэтому я желаю, чтобы творцы и зритель нашли друг друга.

www.rg.ru