Медовая декада «Золотого витязя»

Завершился ХХ Международный кинофорум «Золотой витязь». За десять дней его работы жители Курска, Фатежа, м. Свободы, Мармыжей имели возможность посмотреть 150 (!) фильмов из 26 государств, встретиться с актерами, режиссерами, сценаристами, продюсерами — около 100 кинематографистов разных стран стали в эти дни гостями соловьиного края.

Закрытие кинофорума состоялось 22 июня, в День памяти и скорби, и уже с утра его участники и губернатор Александр Михайлов возложили цветы на мемориале павших. Символично, что и Гран-при «Золотого витязя» был присужден по решению председателей жюри всех номинаций (всего работало 6 международных жюри) фильму, посвященному именно военной теме: документальной российской картине режиссера Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой!», в которой Вторая мировая война показана глазами ее участников — ветеранов из Англии, США, Франции, Германии, России.

Среди игровых кинолент призом «Золотой витязь» также отмечен фильм, обращенный к военным годам и непосредственно к самому началу Великой Отечественной, — «Брестская крепость» Александра Котта совместного российско-белорусского производства (он разделил высокую награду с картиной сербского режиссера Горана Паскалевича «Медовый месяц»). А диплома «За актерский ансамбль» удостоен фильм Алены Семеновой и Александра Смирнова «Рябиновый вальс» о юных минерах, обезвреживающих дороги, поля и леса. Гостьей кинофорума стала исполнительница одной из ролей этого фильма молодая актриса Валерия Ланская, которая оказалась замечательной вокалисткой и исполнила на закрытии кинофорума несколько песен.

Церемония продолжалась не один час. Ибо награжденных было много: кроме номинаций игровых и полнометражных документальных картин, были номинации короткометражек, анимационных, детских фильмов, студенческих и дебютных работ (здесь специального диплома жюри удостоена картина курской журналистки Натальи Лымарь «Курская антоновка» о лауреатах конкурса общественного признания «Человек года»). Вручались дипломы за лучшую мужскую и женскую роли, лучшему оператору и композитору, приз зрительских симпатий, награды за творческую интерпретацию современности, за оригинальное раскрытие темы борьбы с равнодушием и эгоизмом, за глубокое раскрытие трагедии славянского народа, за оптимизм и веру в жизнь и много-много других.

Золотой медали имени С. Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» удостоены сербский кинорежиссер Горан Паскалевич и наш соотечественник Евгений Ташков (напомню самые известные его фильмы: «Адъютант его превосходительства», «Приходите завтра», «Жажда», «Майор Вихрь», «Дети «Ванюшина»…), который представил на курский кинофорум свою новую картину «Три женщины Достоевского».

В день закрытия форума во внеконкурсной программе был показан фильм еще одного старейшины российского кинематографа режиссера Георгия Натансона «Виват, королева! Виват!» Мастеру уже исполнилось 90 лет, но он отработал в Курске по полной, был членом жюри игровых полнометражных фильмов. Георгий Григорьевич работал со многими актерами, в том числе с Татьяной Дорониной, сняв ее в главных ролях в своих фильмах «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь» и практически открыв театральную актрису для кинематографа.

– Я в Московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова, который ныне возглавляет Татьяна Васильевна Доронина, с 14 лет, — рассказывает Георгий Григорьевич. — Видел всех знаменитых актеров и все постановки этого легендарного театра. Я уже такой пожилой, что был знаком с Марией Павловной Чеховой, родной сестрой Антона Павловича, которая меня принимала в Ялте в доме-музее Чехова, и мы больше трех часов беседовали (это было, когда я снимал картину «Булгаков в Крыму»).

– Георгий Григорьевич, «Виват, королева! Виват!» — это документальный фильм о Татьяне Васильевне Дорониной, хотя вы работаете в основном в игровом кино. Правда, сняли в свое время документальную киноленту «Поет Ирина Архипова», тоже о незаурядной творческой личности…

– Да, меня привлекает прежде всего индивидуальность. Доронину сравнивали с Мэрилин Монро, с Джульеттой Мазиной, но ее нельзя ни с кем сравнивать, она ДОРОНИНА! Моя картина о ней совсем новая, Татьяна Васильевна снялась в двух эпизодах, а остальное все хроника. Я очень рад, что столько лет прошло, а мы дружим по сей день. К моему юбилею Татьяна прислала изумительное письмо, полное любви и преданности. Поздравили меня и президент Медведев с супругой, и Путин, и мэр Москвы… Прислал телеграмму Олег Табаков, вспомнил, что один из первых фильмов с его участием был мой «Шумный день», снятый с Анатолием Эфросом.

Я очень рад, что приехал в лучезарный город Курск, с толпами красивых девушек, здесь можно отбирать красавиц для фильмов. А если серьезно, то «Золотой витязь» — островок культуры в России. И нельзя не оценить роль Николая Петровича Бурляева, человека очень активного, радеющего за русскую культуру.

– Вы познакомились, видимо, благодаря «Иванову детству»?

– Да, это было во время съемок картины Андрея Тарковского «Иваново детство». Меня туда буквально назначили вторым режиссером, чтоб я помог этому юноше не завалить картину. Начинал снимать другой режиссер, но у него не получилось, и Тарковский взялся доделать. Директор студии вызвал меня и говорит: «Вы человек опытный, работали у Довженко, Птушко, помогите Тарковскому, чтоб не завалил фильм». Я вначале отказался. Тогда директор достает какую-то папочку и спрашивает: «Это ваше заявление на квартиру? Да-а-а, семь лет уже стоите на очереди. Обещаю, если вы поможете Тарковскому сделать картину, которую бы приняло Госкино, я вам дам квартиру». Так вот я оказался вторым режиссером у гениального Тарковского. Там мы и познакомились с Колей Бурляевым, который был еще мальчиком и вот вырос в государственного деятеля, президента «Золотого витязя». Это добрый фестиваль, и не только славянский, но еще и многонациональный. Мне очень понравилась сербская картина «Медовый месяц» Горана Паскалевича, китайская «Конфуций» с первоклассной операторской работой, за которую Питер Пау получил диплом… Да и вообще было много хороших фильмов.

Формированием программ «Золотого витязя» почти с самого его зарождения занимается программный директор киновед Ольга Курганова.

– Это у меня 18-й кинофорум, — говорит она, — и я могу засвидетельствовать, что нас обрадовали курские зрители, которые по сравнению с московскими более щедры на эмоции и выражение благодарности. Ежедневно проходило практически по десять сеансов различных картин. На документальных народу было маловато, а на внеконкурсных зачастую больше, чем на конкурсных. Я опасалась за так называемые трудные фильмы, интеллектуальные, но их тоже не только смотрели, но и благодарили создателей.

– Так что элитарное кино тоже находит своего зрителя?

– Да, хотя я формировала программу из разных картин — и для массовой публики, и для более взыскательной. Сюда вошли и фильмы прославленных мастеров, как «Медовый месяц» Горана Паскалевича, «Такие мы есть» знаменитого венгерского режиссера Кароли Макка, «Венеция» поляка Яна Якуба Кольского, «Три женщины Достоевского» ветерана российского кино Евгения Ташкова. А вот «Брестскую крепость» поставил молодой режиссер Александр Котт. Он на нашем фестивале много лет назад дебютировал со студенческой картиной. Очень привлек меня фильм Юлии Мазуровой «Над городом». Тоже молодой режиссер, принимала раньше участие в форуме с документальным фильмом, а это ее дебют в игровом кино. Хорошо сделанный фильм о мальчике, который встретился с оригинальным человеком, современным Карлсоном, тоже не принимающим этот мир. И они подружились, а благополучная семья мальчика этому противится…

– Очень хвалят «Рябиновый вальс»…

– По этому поводу у нас возникли споры. Молодежь картину с большим удовольствием принимает, а люди старшего поколения, пережившие войну, видят несоответствия. Но тем не менее само настроение фильма, атмосфера, музыка, которую написал знаменитый композитор Евгений Дога, — все это душу возвышает. В общем, фильмы разные. Но все они должны соответствовать девизу нашего кинофорума «За возвышение души человека, за нравственные идеалы».

– Ольга Валентиновна, легко ли формировать такую программу?

– Отбирать картины на наш фестиваль приходится с большим трудом. Сплошь триллеры, фильмы ужасов и даже в мелодрамах зачастую совершенно неприемлемые сцены, которые не хочется пускать на экран «Золотого витязя». Либо фильмы ни о чем, непонятно для кого.

– А что можно сказать о документальном кино?

– Много было фильмов о религиозных деятелях, о деятелях культуры и о простых людях, например, «Хижина дяди Толи» Светланы Насенковой о чудаке, который живет в маленьком русском городке и пишет письма всем президентам мира. И учит их жить. Или «Полет «Кавказского орла» Таира Алиева об азербайджанском летчике, который погиб, защищая небо Ленинграда. Это первая совместная постановка «Леннаучфильма» и азербайджанских кинематографистов после распада Советского Союза. Замечу, что в документальном кино прослеживается тенденция к полному метру и почти нет короткометражек. Это плохо.

– А какая самая большая проблема «Золотого витязя»?

– Отсутствие проката фильмов. Их никто не видит! Кинорежиссер снимает картину и показывает только на кинофестивалях, потому что ее не покупает телевидение, не берут в прокат под предлогом того, что она не окупится. А ведь на любой фильм находится зритель!

ХХ Международный кинофорум «Золотой витязь» состоялся! В прошлом году он проводился в Москве, еще ранее были Липецк, Серпухов, Челябинск, Иркутск, Рязань, Калуга, Смоленск… Теперь вот Курск. А в октябре наш город будет принимать участников еще одного «Золотого витязя» — II Славянского форума искусств, не только кинематографистов, но и писателей, художников, театральных деятелей, музыкантов.

Тамара Антипенко