Николай Бурляев: «Необходимо ввести систему государственного заказа»

Президент МКФ «Золотой Витязь» поддержал предложение Патриарха Кирилла о необходимости создания фильмов о людях простых профессий…
«Это проблема глубокая и очень серьезная. Она связана не с тем, что кинематографисты не хотят делать фильмы о людях различных профессий, а с тем, что такие фильмы не востребованы государством, которое, не спрашивая народ и не проводя референдума, отправило нас в капитализм. Все беды из-за этого. В нашем нынешнем, капиталистическом существовании нас, кинематографистов, заставили творить в угоду рынка, а рынок требует самого низменного и примитивного, тогда продукция имеет спрос», – заявил в интервью «Русской линии» известный режиссер, народный артист России, президент Международного кинофорума «Золотой витязь» Николай Бурляев, говоря о сожалении, выраженным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, тем, что сейчас в России не производятся фильмы о людях простых профессий.

«Вспоминаю замечательный фильм, который хорошо помнит старшее поколение – «Москва слезам не верит». Как прекрасно Баталов сыграл роль Гоши! Кажется, он был слесарем или токарем, не помню, простым тружеником, но оказался героем духа, человеком огромного сердца, человеком способным любить и творить добро. Жаль, что у нас не появляются сейчас такие фильмы», – сказал Патриарх Кирилл 11 сентября во время своей встречи с молодежью Нижегородской области. «Откуда взялось мнение, что только работа в нефтяной компании или в банке, работа юриста или менеджера являются почетной работой? – выразил недоумение Патриарх Кирилл. – Их сейчас так много, всех этих «белых воротничков», что многие из них не производят избыточного продукта, необходимого для того, чтобы делиться с другими. Может быть, сам кризис показал необходимость вернуться к активному участию молодежи, в том числе, и в производственной деятельности. И чем труд рабочего, высококвалифицированного, честно относящегося к своему делу, отличается от труда разгильдяя-менеджера? Отличается – в лучшую сторону. Это не значит, что не нужно быть менеджером. Да, нужно уметь управлять производством, но речь идет о перепроизводстве в нашей стране людей, которые в условиях виртуальной экономики научились получать деньги не в ответ на реальную затрату своих сил, а только благодаря хитроумному использованию различных финансовых схем. Я думаю, кризис должен помочь молодежи понять, что всякий труд есть в первую очередь способность проявлять свою активную жизненную позицию и через систему солидарности работать на благо всего общества. И это не громкие слова – это действительно так».

«Не зря говорят, что рыба гниет с головы, – отметил в своем комментарии Николай Бурляев. – Руководство государства проявляет неверное, неправильное отношение к культуре, искусству, кинематографу. Культура по-прежнему на остаточном месте. Она вынуждена жить в рынке. Поэтому продюсеры не заказывают фильмы о людях разных профессий, ошибочно полагая, что эти фильмы будут некассовыми. Но они ошибаются. Я уверен, что если сейчас создать фильм, об отсутствии которого говорит Патриарх, то такой фильм имел бы успех. Для того чтобы изменить отношение в обществе к этой проблеме, для того чтобы стали появляться фильмы о людях различных профессий, нужно менять культурную политику государства. Прежде всего, необходимо ввести систему государственного заказа, и заказывать режиссерам фильмы на разные темы о людях различных профессий. Необходимо в такие фильмы вкладывать деньги, на их создание должно идти 100% финансирование от государства, если, конечно, оно хочет, чтобы прославлялись те или иные профессии».

«Более того, сейчас в России есть режиссеры, способные делать такие фильмы, это и мэтры, творившие в прошлом веке: Меньшов, Тодоровский, Рязанов, Михалков, Лунгин, Сокуров и др., есть и молодые режиссеры, способные создавать подобные фильмы. И такие фильмы будут создаваться, если их будет заказывать государство. А пока заказ диктует рынок, который требует фильмы о людях совсем других «профессий»: о наркодельцах, киллерах и проститутках. Патриарх затронул очень важную и актуальную тему. Сейчас Союз кинематографистов России во главе Никитой Михалковым обнародовал манифест кинематографистов, где говорится о необходимости изменить культурную политику в обществе. В документе говорится также о том, что нужно переводить кинематограф на те рельсы, которые приведут к производству фильмов с человеческим лицом», – заключил Николай Бурляев.

Русская линия