Против шабаша

Под­лин­ное ис­кус­ст­во сей­час не в че­с­ти, – на эк­ра­не и в те­ле­эфи­ре ца­рят по­ш­лость и без­вку­си­ца. Не луч­ше об­сто­ят де­ла и в со­вре­мен­ном те­а­т­ре: вме­с­то клас­си­че­с­ких по­ста­но­вок – по­лу­бе­зум­ный бред, вы­да­ва­е­мый за аван­гард, где от пер­во­ис­точ­ни­ка не ос­та­ёт­ся прак­ти­че­с­ки ни­че­го, кро­ме на­зва­ния. По­доб­ные спек­так­ли боль­ше на­по­ми­на­ют ша­баш тём­ных сил. А чис­ло те­а­т­ров, ос­тав­ших­ся вер­ны­ми вы­со­ким иде­а­лам ис­кус­ст­ва и сво­им зри­те­лям, не­из­мен­но со­кра­ща­ет­ся. Про­ти­во­сто­ять, по об­раз­но­му вы­ра­же­нию Ни­ко­лая Бур­ля­е­ва, «впол­за­нию бе­са в те­атр», при­зван Меж­ду­на­род­ный те­а­т­раль­ный фо­рум «Зо­ло­той ви­тязь», про­хо­див­ший в седь­мой раз.

В кон­кур­се те­а­т­ра боль­шой фор­мы бе­зо­го­во­роч­ным по­бе­ди­те­лем стал Ир­кут­ский Ака­де­ми­че­с­кий дра­ма­ти­че­с­кий те­атр им. Н.П. Ох­лоп­ко­ва, по­ка­зав­ший сто­лич­ным зри­те­лям «По­след­ний срок» Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на. По при­зна­нию са­мих чле­нов жю­ри, эту ра­бо­ту мож­но без пре­уве­ли­че­ния на­звать ше­де­в­ром. Ак­тё­ры те­а­т­ра, ко­то­рый со­вер­шен­но не хо­чет­ся на­зы­вать «про­вин­ци­аль­ным», за­тро­ну­ли край­не важ­ные нрав­ст­вен­ные про­бле­мы: ут­ра­та род­ст­вен­ных свя­зей, ра­зоб­щён­ность, от­рыв от род­ных кор­ней, – Ва­лен­тин Рас­пу­тин не раз под­ни­мал эти во­про­сы в сво­их про­из­ве­де­ни­ях. Но да­же он сам был удив­лён тем, как пье­са, на­пи­сан­ная ещё в 70-е го­ды, за­зву­ча­ла ак­ту­аль­но в на­ши дни. Ир­кут­ские ак­тё­ры, ко­то­рые да­же и не иг­ра­ли, а, по су­ти, про­жи­ва­ли жизнь сво­их ге­ро­ев, смог­ли до­не­с­ти до зри­те­лей что-то важ­ное, глу­бин­ное, не ос­та­вив­шее рав­но­душ­ным ни­ко­го в за­ле. Хо­тя фа­бу­ла пье­сы про­ста: у по­сте­ли уми­ра­ю­щей ма­те­ри со­бра­лись её взрос­лые де­ти. И за об­суж­де­ни­ем сво­их про­блем за­бы­ли о глав­ном, – ухо­дит са­мый до­ро­гой для них че­ло­век, и этот уход ом­ра­чён осо­зна­ни­ем то­го, что де­ти, до­бив­ши­е­ся ус­пе­хов в сво­ей но­вой «го­род­ской жиз­ни», по­те­ря­ли связь с род­ной зем­лёй, друг с дру­гом. И толь­ко млад­ший сын Ми­ха­ил, в до­ме ко­то­ро­го и жи­вёт мать, ра­бо­та­ю­щий на зем­ле, хоть и ка­жет­ся по­рой про­сто­ва­тым и гру­бо­ва­тым, су­мел со­хра­нить при­род­ную до­б­ро­ту, ще­д­рость ду­ши. Сте­пан До­га­дин, сы­г­рав­ший эту роль, был от­ме­чен жю­ри как луч­ший ис­пол­ни­тель муж­ской ро­ли. Не оста­лись без выс­ших на­град и ис­пол­ни­тель­ни­ца ро­ли ма­те­ри На­та­лья Ко­ро­лё­ва, и Люд­ми­ла Сла­бу­но­ва за роль ста­ру­хи Ми­ро­ни­хи. Эти две ак­т­ри­сы со­зда­ли на сце­не уди­ви­тель­ный ду­эт. Они вспо­ми­на­ли про­жи­тую жизнь, под­тру­ни­ва­ли друг над дру­гом. И зал жи­во ре­а­ги­ро­вал на их бес­хи­т­ро­ст­ные ди­а­ло­ги, то сме­ясь, то пла­ча вме­с­те с ге­ро­и­ня­ми. В судь­бах этих жен­щин слов­но от­ра­зи­лась ис­то­рия стра­ны, – уш­ли на фронт и не вер­ну­лись три сы­на ста­ру­хи Ан­ны, до­ве­лось се­мье пе­ре­жить го­лод, по­сле­во­ен­ную раз­ру­ху. Жен­щи­нам при­шлось на сво­их пле­чах вы­не­с­ти столь­ко бед и не­вз­год, под­ни­мать стра­ну, рас­тить де­тей. И сей­час, на скло­не лет, они вновь вспо­ми­на­ют о вы­пав­ших на их до­лю ис­пы­та­ни­ях. Ак­т­ри­сы так ис­крен­не до­но­си­ли до нас пе­ре­жи­ва­ния этих жен­щин, что рав­но­душ­ных в за­ле не бы­ло. Спек­такль по­гру­жа­ет в ат­мо­сфе­ру де­ре­вен­ской жиз­ни, вос­соз­дан­ной с фи­ли­г­ран­ной точ­но­с­тью.

Дру­гим от­кры­ти­ем фо­ру­ма стал пи­тер­ский ак­тёр Вла­ди­мир Бо­ри­сов, по­лу­чив­ший сра­зу не­сколь­ко выс­ших на­град: «Зо­ло­то­го Ви­тя­зя», на­гра­ду за луч­шую муж­скую роль в ка­те­го­рии «Ма­лая фор­ма», дип­лом за луч­ший спек­такль. Хо­тя сам Бо­ри­сов, по его соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, не рас­счи­ты­вал на по­доб­ный ус­пех. У Вла­ди­ми­ра нет да­же ак­тёр­ско­го об­ра­зо­ва­ния, по спе­ци­аль­но­с­ти он – ин­же­нер, жил и ра­бо­тал в Вы­бор­ге, где впер­вые вы­шел на сце­ну, уча­ст­вуя в по­ста­нов­ках На­род­но­го те­а­т­ра. Пы­тал­ся по­сту­пить в те­а­т­раль­ный вуз, но там его «за­бра­ко­ва­ли» – и рос­том не вы­шел, и внеш­ность яв­но не ар­ти­с­ти­че­с­кая. Но та­лант его был на­столь­ко оче­ви­ден, что спек­такль «Пять рас­ска­зов Шук­ши­на» стал на­сто­я­щим от­кро­ве­ни­ем. Зри­те­ли, ко­то­рым по­сча­ст­ли­ви­лось быть на этом пред­став­ле­нии, дол­го не от­пу­с­ка­ли ак­тё­ра со сце­ны, ап­ло­ди­руя ему стоя. Бо­ри­сов ма­с­тер­ски пе­ре­во­пло­щал­ся в шук­шин­ских ге­ро­ев, та­ких раз­ных, но и по­хо­жих, стра­да­ю­щих, мя­ту­щих­ся, ищу­щих смысл жиз­ни. И вме­с­те с его ге­ро­я­ми зал пла­кал и сме­ял­ся. А ба­я­нист Эль­дар Аб­ду­ра­и­мов ор­га­нич­но до­пол­нял сво­им ак­ком­па­не­мен­том ис­по­ве­даль­ные мо­но­ло­ги ак­тё­ра.

Хо­чет­ся вы­ра­зить ог­ром­ную бла­го­дар­ность ор­га­ни­за­то­рам «Ви­тя­зя» за по­движ­ни­че­с­кий труд, за вер­ность вы­со­ким нрав­ст­вен­ным иде­а­лам. Жаль толь­ко, что про­хо­дил фе­с­ти­валь на ма­лых сце­ни­че­с­ких пло­щад­ках, не все­гда вме­щав­ших всех же­ла­ю­щих.

Елена БАДЯКИНА