Славянская культура нужна всем

Настоящим откровением стал для миллионов соотечественников продолжавшийся девять месяцев II славянский форум искусств «Золотой Витязь». Его восторженно встречали жители десятков городов России, истосковавшиеся по родному искусству, которое сейчас стараются не допускать до широких сцен и экранов.

Это доброе, чистое, высокое искусство облагораживает людей, даёт им силу и радость, подсказывает путь к жизни вечной. Оно благотворно для всех народов. А те, кто отказывается от него, всё больше погружаются в трясину пороков и страстей, насаждаемых искусством Запада, обрекают себя на деградацию и вырождение.

Модель духовного возрождения

Праздник начался у зрителей, когда они ещё только приближались к месту торжественной церемонии закрытия форума, состоявшейся в Москве 9 декабря, – Залу Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Оказалось, что многие пришли без билета, надеясь на чудо. И оно действительно произошло. К чугунной ограде, у которой стояла очередь, неожиданно подошёл энергичный мужчина и спросил, кому нужны билеты? Счастливо улыбаясь, люди стали их разбирать. Но одна женщина, сомневаясь, произнесла: «Извините, а билеты бесплатные?». И тут энергичный мужчина сказал потрясающие слова: «Где русские – там бесплатно!».

Эта фраза вдохновила не только безбилетников, но и всех, кто её слышал. Люди входили в двери ЗЦС в радостном настроении, как в родной дом, где для них – всё бесплатно, потому что они здесь свои. И во время торжества это настроение только усиливалось.

Это был настоящий праздник славянского искусства; люди истосковались по нему в информационной тюрьме, в которой их питают суррогатами западной культуры, и восторженно воспринимали родные песни и танцы, музыкальные композиции, стихи и молитвы – всё, что пробуждает память предков, оживляет души славян. И это самое дорогое, высокое в искусстве, конечно, дарилось бесплатно – было бы кощунством продавать то, что свято для нас.

Люди только раздевались в гардеробе — а до них уже доносились народные песни. И недалеко от входа в зрительный зал на небольшой площадке их встречали молодые артисты в старинных сарафанах и косоворотках, которые пели так задушевно и радостно, как, неверное, делали это наши счастливые предки на деревенских посиделках лет сто назад.

Наконец, зрители разместились в зале, а артисты – на сцене. На неё вышел известный ведущий торжественного вечера — актёр и кинорежиссёр, Народный артист России, бессменный президент Международного кинофорума «Золотой Витязь» Николай Петрович Бурляев.

— Дорогие друзья, как мы рады, — сказал он, счастливо улыбаясь, — что, наконец, пришли в один из самых главных залов России – Зал Церковных Соборов. Это первый приход сюда «Золотого Витязя»… Мы завершаем славянский марафон, который длился необыкновенно долго — девять месяцев. За это время мы провели девять полномасштабных форумов. Удивлялись и мы и те, кто нас принимал, как это всё получается, ведь нас всего пять-шесть-семь человек. Однако получается, потому что мы не одни. Как говорил Лермонтов, «есть чувство правды в сердце человека», и когда мы приносим это чувство правды, то сердце в любом регионе откликается…

Николай Бурляев сообщим потрясающий факт: когда «Золотой Витязь» приходит в какой-то регион, его УВД фиксирует резкое понижение уровня преступности, наркомании, самоубийств – всех социальных пороков. «Золотой Витязь» предложил России модель духовного возрождения и спасения Отечества. Это понимают государственные мужи, которые пытаются помогать форуму. Но их поддержка недостаточна для такого гиганта. Чтобы он вставал в полный рост, государство должно помогать гораздо активнее.

Не всё зависит от Министерства культуры. Культуру душат, она на последнем месте; понимания того, что культура первична, нет у руководства государства. Но есть надежда, что новый виток политический будет более радостным для отечественной культуры.

«Золотой Витязь» 2011 года как бы предвосхитил эту радость. За девять месяцев в его рамках было проведено огромное количество мероприятий. Он охватил около 50 городов России. Только на изобразительном форуме показали около 4000 полотен. А на кинематографическом – около 300 фильмов, которые практически не видят зрители, лучших фильмов славянского мира.

Одним из главных событий организаторы форума считают то, что к 70-летию битвы под Москвой усилиями «Золотого Витязя» и его лауреата скульптора-монументалиста Марии Тихоновой в Смоленской области был воздвигнут памятник героям, погибшим в боях под Вязьмой. Она призвала собравшихся в зале «не забывать то, что связывает больше всего живущих в России. Связывает нас Победа. Победа наша общая».

Служение Правде

В прочитанном со сцены приветствии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организаторам, участникам и гостям Второго славянского форума «Золотой Витязь» были такие слова:

«В этом году отмечается знаменательная дата – двадцатилетие начала деятельности этого известного кинофорума. Отрадно отметить, что за время своего существования «Золотой Витязь» вышел на международный уровень. Важная задача фестиваля заключается в консолидации славянского мира на основе христианских идеалов. Ведь именно вечные евангельские ценности являются прочным фундаментом для братского единения народов, для сохранения и укрепления добрососедских отношений… «Золотой Витязь» создаёт условия для широкого взаимодействия культур разных стран… для утверждения духовно-нравственных принципов в жизни общества.»

Тут уместно добавить слова Святейшего Патриарха, написанные в начале 2011 года. Они обращены к кинематографистам, но в равной мере относятся к работникам всех искусств:

«Двадцать лет «Золотой Витязь» объединяет вокруг себя известных представителей мирового кинематографа, в своем творчестве руководствующихся девизом Кинофорума: «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека».

Это особенно актуально в наши дни, когда дехристианизированное «искусство» продолжает навязывать культ насилия, жестокости и нравственной вседозволенности. Хорошо известно, сколь велика сила кино, какое воздействие оно способно оказывать на сознание людей. Занимаясь творчеством, всегда следует помнить о том, что главное предназначение подлинного искусства в служении Правде Божией. Сопричастность к такой особой миссии налагает на людей творческих профессий особую ответственность за каждое слово и образ, требует немалых сил, усердного и вдохновенного труда…

Желаю всем вам благословения Божия, дабы творческий успех сопутствовал вам в дальнейших созидательных трудах, благих делах и начинаниях.».

Насколько вдохновенным может быть подлинное искусство, можно судить по творчеству продолжательницы славного рода Мариса Лиепы – лауреата Государственной премии, артистки театра и кино, Народной артистки России Илзы Лиепы. Широкая публика знает её по роли в фильме Бурляева «Лермонтов» и по выступлениям в Большом театре.

— Природа не отдыхает на детях, и это очень хорошо, — сказал ведущий, приветствуя артистку. — Ведь Марис Лиепа был аристократом танца, выдающимся артистом на сцене балета. И его дети, потрясающие дети, не уронили честь отца, продолжили эту династию.

Илза Лиепа, в длинном белом платье, исполнила удивительный танец – романтичный, нежный, чистый, от которого у многих, наверное, защемило сердце. Как небо и земля отличался он от похабного кривляния, которое нам старательно показывают по «ящику» и в больших концертных залах.

Кстати, Министерство культуры запоздало с финансированием II Музыкального славянского форума. И в мае удалось провести только первую его часть – хоровую, в которой участвовали 38 городов. И вдруг в августе пришла поддержка министерства. Что делать с этими средствами?

— И тогда мы решили обратить наш взор на танцевальные коллективы, — рассказал Николай Бурляев. — И появилась вторая составляющая музыкального форума – танцевальные коллективы. Боже, как были рады наши прославленные танцевальные коллективы, что и на них обратили внимание! Мы вручили наши награды лучшим ансамблям России – Моисеева, «Берёзка», хор Пятницкого, Кубанский казачий хор, «Гжель».

Московский государственный академический театр танца «Гжель» исполнил «хореографическую картину «Сирень». В фиолетовом свете прожекторов задумчиво водили хороводы девушки в длинных платьях, словно вырисовывая цветы сирени. И создавалось удивительное впечатление, что перед нами действительно картина – написанная… движениями.

Когда закончился танец, ведущий вызвал на сцену заместителя художественного руководителя этого коллектива Олега Кочетова и радостно сказал:

— Я передаю вам этого потрясающего Витязя!

Разглядывая награду, Олег заметил, что «Витязь» немного похож на «Оскара».

— Это лучше! — воскликнул Николай Бурлаев. — Со временем «Витязь» станет гораздо более важным, чем «Оскар».

Гром аплодисментов свидетельствовал об истинности этих слов. Действительно, славянское искусство возвышает душу, а западное искусство — унижает. Славянское — зовёт к совершенству, а западное — к деградации. Любители последнего просто вымрут, если не будут лечить свою душу первым. И когда они начнут лечиться славянским искусством, «Витязь» станет гораздо важнее всех других наград. А «Оскара» можно будет «принимать» только малыми дозами – как змеиный яд для мобилизации иммунитета.

Возвышение души

— Какую радость я испытал, — продолжал Николай Бурляев, — когда пришёл, как один из членов жюри, посмотреть на хор Пятницкого. Признаюсь и перед хором и перед вами, что шёл с опаской, думая, что увижу обрюзгших певцов. Потому что хор уже древний, значит, и певцы такие. И вот то, что я увидел, привело к тому, что они получили «Золотого Витязя». На сцене прославленный хор имени Пятницкого!

Вышли и вправду не старики, а прекрасные юноши и девушки в народных костюмах. Это были те самые ребята, которые радовали зрителей своим пением у входа в зал. Поистине молод хор имени Пятницкого, которому в 2011 году исполнилось… 100 лет.

Он был знаменит в царское и советское время, а в перестроечное – вычеркнут из списка тех, кому позволено вступать перед многомиллионной аудиторией электронных СМИ. У меня и моих знакомых даже сложилось впечатление, что хор перестал существовать. А он, оказывается жив и потрясающе талантлив, потому что врос корнями в родную землю и твёрдо стоит на ней.

То же можно сказать и о других коллективах, участвовавших в славянском форуме. Благодаря ему тысячи зрителей испытали великую радость, увидев, что родное искусство не погибло, оно развивается и способно облагораживать души всех, кому дороги высшие ценности.

Вот что сказал в своём приветствии постоянный почётный попечитель кинофорума, руководитель Союза кинематографистов Российской Федерации Никита Сергеевич Михалков (из-за огромной занятости он не смог приехать на торжество и поэтому прислал видеозапись своего выступления):

«Мне кажется, что форум «Золотой Витязь», который 20 лет возглавляет Николай Петрович Бурляев, невероятно важная и не имеющая аналогов вещь. Мне кажется, что Коля (как я, надеюсь, имею право его называть) создал некий мир, который проходил через неверие, недоверие, через иронию всепоглощающую и всеразъедающую, и так далее, и так далее. Но он тихо шагал, абсолютно не обращая на это внимания, собирал, собирал, собирал сторонников, собирал своих коллег, собирал своих единомышленников. Здесь есть подвижническое желание, подвижническая попытка идти к единению славянских народов. В этом есть протест против разжижения национального достоинства, против создания в мире некоего интеллектуального Макдональдса для всех. То есть это дёшево (иногда очень дорого) и вкусно. Это приведение как бы к общему знаменателю (общечеловеческие ценности, и так далее, и так далее) вымывает из-под народа, из-под нации родную почву, лишая этот народ воли к жизни, превращает его в некое среднее арифметическое, которое должно быть понятно всем.

Именно в этом, мне кажется, заключается самое главное, потому что я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым. При всей близости корневой этих двух слов они совершенно противоположны. Быть понятным – это опуститься до уровня интеллектуального Макдональдса, а быть понятым – это значит оставаться самим собой и своим делом притягивать к себе людей. В этом смысле, мне кажется, форум исполняет свою очень важную миссию. И я хочу поздравить Николая Петровича и всех его соратников, что, превозмогая огромное количество трудностей, они продолжают это собирание камней.

Как говорил граф Горчаков, «Россия сосредотачивается». Вот Коля и его сподвижники как раз это и делают. Они сосредотачивают славянский мир вокруг славянской культуры, славянской истории, и так далее, и так далее. А славянский мир – это не мир только русских или белорусов или украинцев или сербов, это мир всеобщий, потому что Россия – это действительно реальный мост между Востоком и Западом. И через нас так же легко, как проходит западная культура, точно так же пролетают восточные ветры. И только здесь, в России, они могут соединиться в естественное соединение, в котором они никому не мешают и не мешают друг другу… И я надеюсь, что ещё долгие-долгие годы этот форум будет существовать и делать своё очень важное и нужное дело».

Николай Бурляев заочно поблагодарил Никиту Михалкова за «правильную оценку того, что мы делаем». Но это делание начали наши предки. Ещё Александр Пушкин говорил о «славянских ручьях», о том, сольются ли они в едином море или оно иссякнет. И Фёдор Тютчев, который мог бы стать западником, был большим патриотом России. Он понимал все процессы, все пружины западного мира. И понимал, что мы, славяне, должны быть едины. Тютчев говорил, обращаясь к нам:

«Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..»

— Клич к объединенью прозвучал из уст «Золотого Витязя», — сказал Николай Бурляев. — Быть может, это правильно, что не политики первые задумались об этом. Ибо у политиков мира, страны нет видения славянского вопроса, они этим почти не занимаются. Но, может быть, мы, деятели культуры, подвигнем их к пониманию того, что именно культура может настроить то, что разлаживают политики… Будем продолжать наше делание.

Пересветы XXI века

Пора рассказать о неожиданной грани «Золотого Витязя», которая появилась недавно и вызвала возражения скептиков. Это Международный форум русского боевого искусства. Его организаторам говорили: «Зачем вы за это взялись? Что, вам мало театра и кино? И там поддержки нет, а тут ещё в спорт влезли – там вообще никому не нужны». Но когда современные Пересветы прошли перед ракой преподобного Сергия Радонежского, стало понятно, зачем организовали этот форум. И особенно стало понятно, когда присудили «Золотого Витязя» школе из-под Краснодара академика Щетинина, где дети танцевали как ансамбль Моисеева, пели как хор Пятницкого, а потом показали русские боевые искусства со всеми видами оружия. Особенно поразило зрителей, как мальчишки ходили по стенам, опираясь на пятиметровые брёвна.

— Они показали будущее России, — сказал Николай Бурляев, — соединение интеллектуального, духовного и физического – иначе это просто мордобой. Ради чего всё это делать? Ради чего машешь кулаками?

Есть бойцы, которые продолжают великое дело наших богатырей и витязей, которые одухотворены, которые не ради денег и наживы пришли на «Золотой Витязь». Организаторы форума с радостью вручили высшую награду — золотую медаль имени Александра Невского «за выдающийся вклад в русское боевое искусство». Её получили два человека, которыми гордится вся Россия. Это Заслуженные мастера спорта Денис Лебедев и Александр Поветкин.

28 августа 2011 российский боксер Александр Владимирович Поветкин завоевал титул чемпиона мира в супертяжелой весовой категории. Когда ведущий вызвал его на сцену и попросил высказать своё отношение к полученной награде, он ответил кратко, по-военному:

— Благодарю всех. Это большая честь для нас. Будем служить русскому народу.

Бурные аплодисменты зала свидетельствовали о согласии зрителей с выбором «Золотого Витязя», решившегося включить в славянскую культуру русское боевое искусство. Некоторые возражали, что спорту не место на православном форуме: дескать, мордобой разжигает страсти. Но эти возражения рассыпались, когда стало видно воспитывающее воздействие русского боевого искусства на подрастающее поколение.

Это воздействие очень зримо проявилось на торжественном закрытии форума. В антракте московские кадеты просто облепили своего героя, на которого они хотят быть похожими, — Дениса Александровича Лебедева. Этот российский боксёр, выступающий в тяжёлой весовой категории, 4 ноября 2011 года победил американца Джеймса Тоуни и стал «временным» чемпионом мира. Пусть критики спорта ответят, где ещё русские могут сейчас побеждать американцев? И кто ещё может вдохновить миллионы соотечественников на сопротивление губительному режиму, который установили США в России, побеждённой в холодной войне?

Оказалось, что Денис Лебедев умеет не только махать кулаками, но и воспитывать детей. Раздавая автографы окружившим его ребятам, он задал им вопрос, который порадовал стоявших рядом взрослых:

— Где наша святая земля: там, где наши деды и прадеды кровь проливали, чтобы мы сейчас с вами тут стояли, или в Израиле, где Иисус Христос?

Большинство кадетов ответили мудро: «И тут и там». А Денис Александрович неожиданно признался, что он до сих пор не нашёл ответа. Но обязательно разберётся в этом вопросе и тогда всё объяснит своим детям.

— А сколько у вас детей? — спросил я спортсмена.

— Три девочки у меня. И это ещё не предел, мне кажется, — ответил он с улыбкой, вызвав одобрительные возгласы и взрослых, и детей.

Истинная музыка

Когда-то Николай Бурляев привёл своего сына Ивана, учившегося в консерватории, к Георгию Васильевичу Свиридову. Юноша прилежно играл ему Баха, Моцарта, Бетховена, Гайдна, Генделя. Великий композитор всё выслушал и сказал:

— Вань, это прекрасно. Но ты играй побольше русской музыки. В ней Бог, в ней Истина…

Это прекрасно понимают организаторы «Золотого Витязя». Не удивительно, что Второе отделение праздничного концерта они посвятили коллективу, который уже более сорока лет живёт и развивается вопреки препятствиям и нападкам руководителей нерусского искусству — Государственному Академическому Русскому концертному оркестру «Боян». Им руководит выдающийся деятель отечественной культуры, человек-подвижник, который поддерживает традиции отечественной музыки, убеждённый, что она лучшая в мире, хотя её оплёвывают и вытесняют из общественного сознания пропагандисты западного искусства. Это лауреат главной награды «Золотого Витязя» — бессменный руководитель оркестра «Боян», дирижёр и композитор, Народный артист Советского Союза и России, профессор Анатолий Иванович Полетаев.

Кстати, в оркестре Полетаева солирует на фортепиано лауреат международных конкурсов, известный пианист и композитор Иван Николаевич Бурляев – тот самый мальчик Ваня, которому Свиридов советовал побольше играть русской музыки. После смерти гениального композитора юное дарование попало в надёжные руки. И на праздничном концерте Иван Николаевич потрясающе исполнял партию фортепиано во Втором концерте Сергея Рахманинова – одного из самых сильных произведений в русской музыке. Овация Зала Церковных Соборов подтверждала, что в такой музыке – Истина.

После выступления «Бояна» ведущий обратился к зрителям с взволнованной речью. Он сказал, что во время информационной войны мы должны беречь и ценить друг друга и не сдавать наших лидеров. Тучи ходят над оркестром «Боян» уже который год. Его хотят уничтожить — прежде всего, Анатолия Ивановича Полетаева, потом и оркестр. Потому что без Полетаева «Бояна» не будет, будет другой оркестр. Он станет играть всё что угодно: рыночное, ресторанное, а может даже и русское — но не будет того, что даёт этот оркестр сегодня под руководством Полетаева.

— Поэтому мы обращаемся, — возвысил голос Николай Бурляев, — к нашей власти, к нашим нерадивым чиновникам: «Опомнитесь – руки прочь от «Бояна»! Мы не сдадим вам авангарда русской культуры!

К счастью, у Анатолия Полетаева много единомышленников и сподвижников. Они полны сил и продолжают «бой за душу человека», о котором говорил ещё Николай Гоголь. Сейчас этот бой идёт с небывалой силой и побеждать в нём могут только такие богатыри духа, как «Золотой Витязь». 9 декабря в Зале Церковных Соборов этот форум показал, быть может, только тысячную часть того, что может славянская культура. А вся она являет великую добрую силу, способную противостоять мировому злу в битве за сердца и умы людей.

Нам могут возразить, что в информационной блокаде мировых СМИ славянская культура мало известна широкой публике, особенно в России. Мол, она бессильна перед «массовой культурой», а вернее – антикультурой. Но «Бог не в силе, а в Правде», — сказал святой благоверный князь Александр Невский и доказал это великими победами над врагами Отечества.

Эта Правда Божия и сейчас на нашей стороне. И поэтому мы победим. Победим врагов человечества, спасая род людской от мировых завоевателей, как это неоднократно бывало в истории России.

Мир спасёт доброта

Мало кто знает, что дирижёр и композитор Анатолий Иванович Полетаев является вице-президентом Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Я разыскал его через несколько дней после закрытия «Золотого Витязя» и задал вопросы, на которые до сих пор не мог мне толком ответить никакой учёный. Но профессор Полетаев дал, на мой взгляд, убедительные ответы.

— Славянские искусства и культуру старательно вытесняют из мирового информационного пространства. Но может ли мир обойтись без них?

— Каждая раса, будь то монголоидная, европейская, африканская – она имеет свою специфику, свои особенности. В эти особенности входит, в том числе, и уровень достижений в науке, искусстве и других видах деятельности – это и есть культура. Но у расы есть подвиды – народы. Они отличаются своими географией, климатом, флорой, фауной, историческим развитием.

Славянский мир — это определённый вид европейской расы, который имеет свои особенности — свою историю, свою генетическую память, если хотите, свою историческую память. И славянская культура не похожа на все другие. Она является большим достижением мировой культуры. На славянскую культуру равняются многие. Например, достижения в славянской музыке девятнадцатого и двадцатого веков не превзойдены никем больше. Это наивысшие гуманитарные достижения ярчайших композиторов: Дворжак, Шопен, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов, Свиридов — это всё славянская культура, славянская цивилизация.

— А зачем она нужна другим цивилизациям?

— Для того, чтобы использовать чужой опыт, не идти по бездорожью. Можно идти по проторённой дороге значительно быстрее, и развитие бывает с меньшими ошибками. Поэтому каждый народ берёт у других то лучшее, чего ему не хватает. И цивилизация славянская – она в интересах всех народов. Тем более, что она гуманитарна, человечна, человеколюбива, добронравна. И она построена на православной культуре. Православие – это добромыслие, добросердечие. И такая культура служения красоте, гармонии, Божьему Закону нужна всем народам.

— Но другая цивилизация пытается нам доказать, что она ещё более человеколюбива, её «общечеловеческие ценности» сделают счастливыми всех…

— Добрее и лучше славянской музыки девятнадцатого и двадцатого веков нет пока. Может быть, будет — будем надеяться, но пока нет. Когда будет, будем об этом и говорить.

— Говорят, что мир спасёт красота. А вы считаете спасительной доброту?

— Мир спасёт не красота внешняя, а красота души — доброта. Когда говорят «Дьявольски красив», то это не есть эталон благородства.

— Дьявольская красота свойственна современному искусству Запада?

— Да. Поэтому мир спасёт красота души — доброта, очень свойственная славянскому миру.

Богородица не оставила нас

На кинофоруме «Зотой Витязь» второе место в 2011 году получил фильм о климатическом и тектоническом оружии, которое предательски уничтожили в России по приказу Ельцина, а в США его старательно развивают и совершенствуют. Цунами 2003 года в Индонезии, погубившее 300 тысяч человек, катастрофическая засуха в России 2010 года — это цветочки по сравнению с тем, что может натворить климатическое и тектоническое оружие. С его помощью Америка способна безнаказанно «прихлопнуть» Россию в любое время.

И возникает вопрос, философский и богословский: нас давно должны были уничтожить, а мы всё живём и даже можем устраивать такие великолепные праздники, как «Золотой Витязь», — каким же чудом мы удерживаемся на этом свете, да ещё пребываем в радости?

Об этом я спросил духовника «Золотого Витязя» настоятеля московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиерея Владимира Волгина.

— Конечно, это чудо Божие, — ответил батюшка. — Когда недавно привозили Пояс Пресвятой Богородицы, мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, до того времени, как мне казалось, далёкий от Церкви, заявил, что «мы не ожидали» такого скопления народа, стоявшего в очереди к святыне (Поясу поклонились три миллиона человек, из них один миллион – в Москве). Это значит, Пресвятая Богородица не оставила нас. Это значит, в России всё будет хорошо.
И вы знаете, знаменательно то, что с этим Поясом Пресвятой Богородицы объехали Москву по кольцевой дороге.

— Подобным образом 70 лет назад столицу облетели с Тихвинской иконой Божией Матери – и немцы были разгромлены под Москвой, хотя весь мир был уверен, что Россия погибла. Но если Пресвятая Богородица не оставила нас, то мы можем побеждать врагов нашего Отечества и в войнах ХХI века? Побеждать чудесным образом?

— Да-да-да. Поэтому, я думаю, что Покров Пресвятой Богородицы распростёрт над Россией, что у России великое будущее, что Россия великая страна.

Война идёт не физическая, а духовная. И в этой войне, я глубоко убеждён, русский народ, для которого идеологией может быть Православие только, одержит победу.

— Победу духовную. Мы никого не будем убивать. И наши бывшие враги к нам присоединятся, потому что только мы способны обеспечить их выживание?

— Конечно, и Россия, как говорили старцы, будет светить всему миру светом Православия, призывая мир к покаянию.

— Если Богородица с нами, то Россия, по пророчествам, остаётся Удерживающим мир от глобальной катастрофы?

— Именно так.

Михаил Дмитрук — писатель, публицист, сотрудник журнала «Человек и природа».