В Липецке все-таки будет киноклуб «Золотого Витязя»

Сегодня в Липецк приехал народный артист России, председатель объединения кинематографистов славянских и православных народов, президент кинофорума «Золотой витязь», член Патриаршего совета по культуре, секретарь Союза кинематографистов и отец 5 детей Николай Бурляев.

Николай Бурляев снялся в 70 фильмах, из которых 20, по собственному признанию актёра, из-за политической цензуры в общей сложности пролежали на полке 250 лет. Среди его самых известных работ — роли в картинах «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Военно-полевой роман», «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. На этот раз он предстал перед публикой в амплуа писателя и презентовал автобиографический трёхтомник «Моя жизнь», который вышел сразу к трём юбилейным датам: 65-летию актера, 50-летию его творчества и 20-летию кинофорума «Золотой витязь».

Кстати, поэтом и писателем Николай Бурляев стал ещё раньше, чем актёром — выступать на публике он вообще не хотел, поскольку заикается с детства. А в 1961 году Бурляев познакомился с Владимиром Высоцким. И вдруг в какой-то момент все друзья: Окуджава, Высоцкий, Геннадий Шпаликов запели и записали. Бурляев решил: а чем я хуже? Освоил 3 аккорда, и спел три песни с ансамблем «Самоцветы» Юрия Маликова. Но выходить на сцену с таким багажом тогда было стыдно.

— Это сейчас на трёх аккордах все подзаборные артисты — от Аллы Пугачёвой до Бори Моисеева, — резюмировал Николай Бурляев.

Первая книга включает сценарий фильма «Лермонтов», иллюстрации — кадры из фильма и дневник, который режиссёр вёл 10 лет — с момента зарождения идеи до выхода картины. Вторая часть — «Фрагменты божьего искусства» открывается повестью «Близнецы», о которой Юрий Нагибин сказал, что ничего подобного не читал, и включает прозу, поэзию, речи на разных собраниях и кинематографических пленумах, а так же воспоминания актёра и режиссёра о великих современниках — Высоцком, Тарковском, Орловой, Раневской, Ефремове, Бондарчуке.

И последний том — «Славянский венец» — о 20-летней истории кинофорума «Золотой Витязь». Кстати, Липецк занимает в этой летописи не последнее место — кинематографисты из Сербии, Болгарии и Польши (а всего на фестивале за всё время успели побывать участники из 60 стран) до сих пор при встрече с Бурляевым тепло вспоминают о своём визите в наш город. А для самого Николая Петровича он вообще как родной.

В этот приезд снова зашла речь о продолжении дела «Золотого Витязя». По словам Николая Бурляева, одноимённому киноклубу в Липецке быть, и скорее всего, он будет работать на базе «Технической книги». Показывать в нём будут фильмы из фондов «Золотого Витязя», которые сегодня включают около 6 400 картин.

Тем, что выходит на киноэкраны сегодня, Николай Бурляев не очень доволен: фильмы делают пьющие люди (так называемая кинобогема), которые зачастую не знают, чем занять героя, поэтому и дают ему в руку рюмку. Подобные моменты были и в его карьере — во время съёмок «Утиной охоты» они с Олегом Далем тоже прикладывались к коньяку — и в кадре, и в перерывах. В результате эта работа стала не лучшей ролью ни для Даля, ни для него самого — трезвыми они могли бы сыграть более тонко и глубоко.

К тому же пример с экрана заразителен и негативно сказывается на публике. Но изменить ситуацию слишком сложно: по словам Бурляева, даже в комитете по акцизам в Госдуме заседает алкогольное лобби.

Николай Бурляев уверяет: сейчас в нашем государстве проводится антикультурная политика. В Липецке он вновь процитировал цитату из эфира «Радио Свобода», буквально вчера звучавшую из его уст на ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, посвящённому акции радикальных рокерш в храме Христа Спасителя: «Цель Перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, в том, чтобы произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из традиции».

Один из проигравших кандидатов на пост президента России в случае победы на выборах заявлял Николая Бурляева в качестве министра культуры России. Николай Бурляев помимо себя видит только одну достойную кандидатуру на этот пост — Никиту Михалкова. А вот если бы Николай Петрович сам «нёс этот крест», он бы потребовал, чтобы министр культуры стал заместителем председателя правительства. Кстати, подобный опыт уже есть в Татарстане.

По Бурляеву, культура не менее важна, чем «оборонка», и бюджеты у них должны быть равноценными. Но пока первые лица государства в качестве музыкальных пристрастий называют «Deep Purple», а не Рахманинова, дела в культуре будут обстоять неважно.

— И наша задача — попытаться объяснить им это, — отметил Николай Бурляев. — Наше послание к двум первым лицам именно этим руководствуется. Мы требовали изменения культурной политики и политики каналов. Кстати, вы уже увидели плоды нашего обращения. Уже и президент озвучил идею необходимости общественного канала, и премьер повторил отдельные программные положения нашего обращения — в частности, об экспертных советах по телевидению.

Моральный кодекс для деятелей культуры по примеру клятвы «Не навреди» у медиков был предложен на форуме «Золотой Витязь» как раз в Липецке. Правда, ещё в 2005 году руководители 6 крупнейших телеканалов России приняли хартию телерадиожурналистов, где всё очень хорошо прописано. Но почему-то нет механизма исполнения этических норм и наказаний за нарушение основных их принципов. А вот против цензуры в любых формах Бурляев против — сам от этого не раз страдал.

Идею Владимира Путина составить «Топ-100» книг, которые нужно прочитать каждому российскому школьнику, Бурляев охотно поддержал и предложил пойти ещё дальше — составить для школьников список из 100 лучших фильмов, а имена там будет все те же — Пушкин, Достоевский, Толстой, Лермонтов, Пастернак, Распутин, Солженицын, Астафьев… В Липецке секретарь союза кинематографистов Николай Бурляев так же предложил ввести в школьную программу обязательное кинообразование.

В завершение встречи Николай Бурляев подписал свой трёхтомник специально для передачи в дар архиепископу Липецкому и Елецкому Никону.

gorod48.ru