Венецианский именинник

Народный артист России Николай БУРЛЯЕВ прославился очень рано, когда еще ребенком сыграл у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве». И дальнейшие его работы в кино составили бы славу многим: «Андрей Рублев», «Служили два товарища», «Военно-полевой роман», «Какая чудная игра», «Мастер и Маргарита», где Бурляев сыграл Иешуа Га-Ноцри. Однако сейчас Николай Петрович сам себя ни актером, ни режиссером не называет. С этого мы и начали наш разговор.

— Николай Петрович, и все же, почему вы сейчас не снимаетесь в кино, да и как режиссер ничего не снимаете?

– Я давно вырос из этих детских штанишек. Удовлетворил амбиции, доказав себе, что могу. Дальше участвовать в рыночном кинопроцессе у меня нет ни малейшего желания. Не хочу унижаться и просить деньги. Играть глупость, которую предлагают, тоже не буду. Лучше останусь без работы. Что я и делаю уже 17 лет после роли Иешуа Га-Ноцри. Сыграв в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита», я понял, что пора подводить итоги. Что еще можно сыграть после этого? Что мне еще предложит наш кинематограф?

– Да, новых Андреев Тарковских на горизонте пока не видно… Кстати, а как вы познакомились с этим великим режиссером?

– Я ему был передан, как талисман, от Андрея Кончаловского, у которого играл главную роль в дипломном фильме «Мальчик и голубь», – в те годы два Андрея дружили. И, как я узнал уже после смерти Андрея Тарковского, он согласился на «Иваново детство» только потому, что у него уже был главный герой. Эти две картины – «Мальчик и голубь» и «Иваново детство» – в Венеции в 1962 году взяли двух главных «Львов». Газеты писали тогда обо мне как об имениннике кинофестиваля. И оба Андрея шутили, что они мне привезли целый «зверинец».

…Но, если честно, после работы в «Ивановом детстве» и «Андрее Рублеве» я был недоволен собой. Понимал, что играю процентов на двадцать пять из того, что мог бы сыграть. Но прошли годы, и, когда я вижу «Иваново детство», искренне удивляюсь: как этот мальчик мог так играть.
А вот игрой в «Андрее Рублеве» и сейчас недоволен. Но благодаря авторству Тарковского новелла «Колокол» из этого фильма стала одной из самых  ярких страниц в истории мирового кинематографа. Эмир Кустурица рассказывал мне, как он тысячу раз прогонял на монтажном столе кадры «Рублева», чтобы научиться режиссуре.

– Это правда, что свой первый крестик вы получили из рук Тарковского?

– Да, так и было. Обычное утро на «Мосфильме», я одевался, и тут принесли реквизитные крестики. Тарковский из пяти-шести выбрал один, собственными руками отфактурил тесемочку грязью и надел мне на шею.

– Николай Петрович, ваш род действительно происходит от запорожских казаков? 

–  Один из моих предков, полковник Бурляй, был сподвижником Богдана Хмельницкого. В составе Великого посольства после присоединения Украины к России полковник Бурляй оказался в нашей стране, где и осел. Потом мои предки жили в Борисоглебске, там до сих пор есть деревни под названием Бурляевки.

– Как вы считаете, почему, выйдя весной на российские экраны, фильм Кары «Мастер и Маргарита» не стал лидером проката, собрал всего два миллиона долларов?

– Да? А я даже не знаю, провалился он или нет… Понимаете, ведь фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев», к которому я тоже причастен, не собрал деньги в первый уик-энд. Но сейчас, когда прошло
45 лет, он перекрыл все кассовые рекорды. И главное – на этом фильме поднимались поколения. Культура должна служить возвышению души – это ее главная цель. Но если государство не будет помогать – ничего не получится, будут развал и деградация.

Чтобы их предотвратить, и существует Славянский форум искусств «Золотой Витязь», президентом которого я являюсь. Теперь он охватывает не только кино и театр, но и музыку, литературу, живопись, русское боевое искусство и даже экологические фильмы. В Москве прошел изобразительный форум под руководством Александра Шилова. Славянский литературный форум под руководством Валентина Распутина мы провели в Туле. В Иванове прошел музыкальный форум под руководством Владимира Федосеева. В Курске скоро откроется XX кинофорум «Золотой Витязь».

– У Ивана Бурляева – вашего сына от брака с Натальей Бондарчук – оказался свой путь в кино…

– Иван – талантливый композитор. У него большая фильмография. Он работал над картинами «9 рота», «Пушкин. Последняя дуэль»…

– У вас ведь пятеро детей, причем дочь Даша родилась, когда вам было уже за 50!

– Господь завещал нам любить, плодиться и размножаться. Но мы в повседневной суете как-то забываем о главном предназначении человека. А кто, как ни наши дети, взращенные в любви и заботе, помогут и нам, и нашей Родине.

argumenti.ru