«Золотой Витязь»: «Бой за душу человека»

Кинофорум «Золотой Витязь» пришёл в Курск в конце июня. Мы уже писали об открытии, ходе работы фестиваля, подводили итоги …. Но сегодня, возвращаясь к кинофоруму, хочется поразмышлять, особенно, о лентах документальных. Лозунг « Золотого Витязя»: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Этому призыву соответствовали все 150 фильмов из 25 стран, представленных в семи различных номинациях, но затронуть сердце зрителя удалось далеко не каждой ленте.

Вот уже 20 лет кинематографисты России, Сербии, Болгарии, Украины, Белоруссии отбирают на Международном конкурсе «Золотой Витязь» документальные, игровые, анимационные фильмы с целью возрождения традиций высокой духовности в киноискусстве, пытаясь противостоять экспансии американской киноиндустрии и преодолеть кризис кинематографа славянских стран.

Выдающиеся высокохудожественные и высоконравственные фильмы снимались такими мастерами, как А. Довженко, П. Чухрай, С.Герасимов, С.Бондарчук, В.Шукшин и другими в то время, когда был запрещён открытый разговор о Вере, Церкви и Боге. Высокие лозунги и добрые идеи эти режиссёры носили в своём сердце, сознавая ответственность миссии художника перед обществом.

Сегодня же, можно говорить с экрана свободно обо всём, но так и не достучаться до человека. Массовый российский зритель, привыкая к однообразию просчитанных эмоций коммерческих фильмов, уже не предполагает найти для себя в кино особый художественный взгляд на мир или серьёзный разговор по душам, характерный для высокого искусства. Но такие картины создаются современными кинематографистами и сейчас. Задача Кинофорума «Золотой Витязь» выбрать лучшие из них для знакомства с широкой публикой.

В составе жюри фестиваля Лауреаты Золотой медали имени С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» — народная артистка Украины Раиса Недашковская, кинорежиссёры Валентина Гуркаленко и Георгий Натансон, кинодраматург Йован Маркович, профессор Софийской Академии театра и кино Маргарит Николов и другие значимые персоны современного кинематографа.

Каталог фестиваля заинтересовал меня программой полнометражных документальных фильмов. В ней я надеялась найти откровенные разговоры, интересные темы и не обманулась в своих ожиданиях. Из 23-х кинолент, представленных в этой номинации, заслуженные награды получили несколько фильмов. Фильм «Остров Лемнос. Русская Голгофа» (режиссёр Г. Огурная, сценарист Е. Чавчавадзе) получил «Бронзового Витязя». В нём для зрителей открывается неизвестная ранее страница истории русского зарубежья после эвакуации из Крыма частей Русской армии на греческий остров Лемнос. «Серебряного Витязя» завоевала картина «Под говор пьяных мужичков», с интересными размышлениями на духовные темы (режиссёр и сценарист И. Бессарабова). Кинолента «Георгий» Валерия Тимощенко награждёна «Золотым Витязем». В ней создан своеобразный кинопортрет старого солдата, прошедшего в разведке морской пехоты всю войну от Кавказа до Японии, своеобразный рассказ о Старике и Море.

По решению жюри всех номинаций, Лауреатом премии Гран-при в 2011 году стал российский режиссёр Сергей Зайцев за документальный фильм «Союзники. Верой и правдой!»

Это настоящее авторское кино, которое можно смотреть не один раз. В нём использованы уникальные кадры кинохроники и рассказы ветеранов второй Мировой войны из разных союзнических армий. Сочетание некоторой аскетичности видеоряда и очень выразительной музыки вместе с точным определением мыслей создаёт редкое впечатление особого, вдумчивого взгляда на мир, которого так не хватает современному кинематографу и юному поколению зрителей. Ведь история России особенно подвержена манипуляциям различных политиков, и не только на Западе активно искажается историческая правда. Появление фашистских организаций в молодёжной среде, факты избиения ветеранов показывают, как быстро исчезает историческая память в умах юных поколений и как это опасно для нашего общества. Из фильма «Союзники. Верой и правдой!» мы узнаём о наших настоящих союзниках, людях, которые хотят передать от сердца – к сердцу свою правду и дружеские чувства друг к другу.

Кинофорум завершил свою работу 22 июня. В день начала Великой Отечественной войны делегация участников конкурса «Золотой Витязь» во главе с Президентом Форума Председателем Союза деятелей славянской культуры Николаем Петровичем Бурляевым и организатором проведения Форума в Курске Сергеем Павловичем Локтионовым, участвовала вместе с руководством города и области в церемонии возложения памятных венков на Мемориале павших. А вечером, в Центре духовной культуры имени М.С. Щепкина состоялось торжественное награждение победителей всех номинаций. Гран-При за картину Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой!» получал исполнительный продюсер фильма Филипп Кудряшов. Он сказал, что свою Победу в конкурсе создатели фильма посвящают уходящему поколению ветеранов. Новость о присуждении главной награды «Золотого Витязя» застала режиссёра картины «Союзники. Верой и правдой!» уже в Париже — в Курске он не дождался итогов фестиваля. А во французской столице Сергей Зайцев вместе с генеральным продюсером и автором идеи фильма Александром Смолко, принимал участие в торжествах по случаю открытия памятника русскому солдату Экспедиционного корпуса. По возвращении его в Москву, мы связались с Сергеем Зайцевым по телефону.

Вопрос: — Сергей, примите наши поздравления с присуждением Гран – При «Золотого Витязя» Вашему фильму «Союзники. Верой и правдой!»

Сергей Зайцев:.-Спасибо. Мне это очень приятно.

Вопрос :-Насколько значима для Вас награда фестиваля?

С.З:- Международный фестиваль «Золотой Витязь»- это серьёзное признание, особенно, если учесть, что за все 20 лет истории кинофестиваля документальный фильм на нём получает Гран-При всего третий раз.

Вопрос :-Какие образцы других мастеров документального кино могут быть примером для Вас?

С.З.:Картина Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», а так же фильмы моих коллег и друзей Андрея Осипова, Юрия Шиллера, Натальи Гугуевой.

Вопрос : Вы, как режиссёр документального кино, гарантируете зрителям историческую объективность этого жанра?

С.З.: Я могу отвечать лишь за свою работу. Уверен, что мои коллеги, фамилии которых я назвал, отвечая на Ваш предыдущий вопрос – никогда не позволят себе солгать. В нашей картине «Союзники. Верой и правдой!» консультантом выступила — Руководитель Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталья Нарочницкая. Это высокая честь для нас и гарантия добросовестного отношения к истории.

Вопрос : Ваша киностудия «Русский путь» находится в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, Вас окружают люди, знающие историю эмиграции… Мы сейчас такие же русские, как и 100 лет назад, или совсем другие?

С.З.: Сто лет назад люди были разные, как и сейчас. Но в памяти поколений остаются лишь те, кто в свою очередь сохранял память поколений им предшествовавших.

Вопрос : Каким образом фильм «Союзники. Верой и правдой!» связан с открытием памятника во Франции воинам Русского экспедиционного корпуса времён I Мировой войны?

С.З.: Фильм «Союзники. Верой и правдой!» никак не связан с открытием памятника, но он образует своеобразную дилогию с другим нашим фильмом — «Погибли за Францию», про подвиг русских солдат и офицеров, выполнявших союзнический долг и сражавшихся за Францию по решению Русского правительства. Я снял его в 2002 году. Этот фильм известен среди исторического сообщества в России и Франции, и теперь нас с Александром Смолко пригласили участвовать в церемонии открытия Памятника воинам Русского экспедиционного корпуса в Париже. О масштабе их, почти на столетие забытого подвига, можно судить по известной цитате маршала Фоша: «Тем, что Франция не была стерта с карты Европы, мы обязаны, прежде всего, России».

Вопрос: Создаётся впечатление, что слово кинематографистов может влиять на принятие политических решений в области искусства на уровне правительства?

С.З.: Бывает и так. Как православный человек, я считаю, что все от Бога. А мой продюсер считает, что добрые дела никогда не остаются незамеченными.

Вопрос: Очень многим из нас интересно было бы посмотреть такое кино, о котором вы рассказываете, но телевидение его не показывает, а система кинопроката находится в частных руках, какой же сегодня возможен путь продвижения некоммерческого кино в России?

С.З.:: Наверное, это киноклубы. Вот уже в течение 6 лет в Доме Русского Зарубежья на Таганке действует наш киноклуб «Русский путь», где мы показываем авторское неигровое кино. Если система киноклубов по всей стране будет развиваться, то люди будут иметь возможность смотреть хорошее кино. Часто на наших показах – полные залы.

Вопрос: Есть ли у вас мысли снимать в будущем игровое кино, более интересное широкой публике?

С.З.: Да, ведь я учился снимать именно игровое кино, и надеюсь, что в будущем появится такая возможность.

Вопрос: Что вы успели посмотреть в Курске за два первых фестивальных дня?

С.З.:Не так много, но достаточно, чтобы понять духовную красоту Вашего города. В первый день фестивальной программы наша делегация побывала в Знаменском соборе на молебне. В городе мне было интересно посмотреть на дом Надежды Плевицкой, тем более, что я знаю трагичную историю её судьбы и работал вместе с режиссёром Н. Ряполовым, снявшим фильм о ней. А памятник Г.В.Свиридову в скверике возле гостиницы «Курск», считаю необыкновенно выразительным, и мне кажется, что он довольно точно выражает состояние души композитора.

Вопрос: А кто пишет музыку для ваших фильмов?

С.З.:Мой однокурсник по училищу имени Гнесиных Алексей Маркарян, мы много лет, более четверти века, работаем вместе.

Кроме фильмов победителей, ещё одним впечатлением среди документальных кинолент стала для меня картина кандидата искусствоведения, заслуженной артистки Р.Ф. Галины Яцкиной «Русский офицер». В ней рассказывается о жертвенном подвиге подполковника юстиции Константина Васильева, который пришёл к террористам в «Норд- Ост», пытаясь в обмен на свою жизнь освободить детей… С замиранием сердца я смотрела кадры, когда на экране мироточила фотография русского офицера. Жаль, что жюри никак не отметило эту работу.

В целом, на конкурсе доминировала военная тема, и это символично — каждый из участников «Золотого Витязя», ведёт свой «бой за душу человека». Так обозначается цитатой из Гоголя сама идея Международного Кинофорума.

Доктор киноведения из Болгарии Ольга Маркова выразила своё мнение о тенденции в развитии фестиваля в целом так: «Может быть, всем нам, славянам, уже стоит перестать оглядываться на войну и научиться жить – строить свою экономику, возрождать культуру, образование, научиться думать о будущем, а не о прошлом?»

Но по мнению участников кинофорума, снимающих ленты о прошлом, не думать о нем нельзя! Сергей Зайцев вот что говорит о памяти: «Мы и не научились по-человечески Жить потому, что не помним прошлого. Мы мало оглядывались, жили по формуле «… до основания… а затем…» А на этом, как показала история, далеко не уедешь.»

В начале ноября у курян еще будет замечательная возможность поразмышлять на эту тему, посмотрев в киноцентре имени М.С. Щепкина фильмы — призёры Международного Кинофорума «Золотой Витязь».

Ирина Кумова