«Золотой Витязь»: триумф Гоголя

С 23 по 30 мая русский город Липецк взял на себя функции столицы умного и глубокого кино, подарив радость как своим гостеприимным жителям, так и многочисленным гостям из столицы и стран зарубежья. Еще одно детище Петра, только основанное не на Неве, а на Воронеже и Липовке, встретило участников фестиваля обилием фонтанов и солнечной погодой. Сразу бросился в глаза пример взаимодействия городских властей с Церковью: в городе можно наблюдать стенды и таблички, где красуется не реклама, а выдержки из Библии и благословления.

В Липецке действительно вспоминаешь, что Россия — православная страна. Это чувство поддерживалось и в тех, кто участвовал в поездках по области.

Епископ Липецкий и Елецкий Никон вручает награду фестиваля Наталье БондарчукУчастники кинофорума посетили такие города, как Данков, Чаплыгин, Елец, Грязи, но наиболее примечательным оказался один из православных центров России — город Задонск, обретший свою значимость еще в 1861 году, после открытия святых мощей святителя Тихона Задонского. Как очаги света, пройдя через страшные годы кощунства и богоборчества, сохранились и поныне славные монастыри Задонска. Успевшие побывать заводами, хранилищами фруктов, домом для умалишенных в годы советской власти, монастыри постепенно возвращаются к нормальной жизни. Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь приоткрыл страницы своей сложной истории, проводив гостей до купели, которую когда-то выкопал сам святитель Тихон. Затем свои ворота открыл Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, где принимал делегацию епископ Липецкий и Елецкий Никон. Приложившись ко святым мощам, гости монастыря проследовали в трапезную, где под небесные мотивы церковных песнопений кинематографисты и журналисты могли насладиться щедрым и вкуснейшим обедом из продуктов, выращенных и приготовленных в монастырских стенах. После посещения обители сердце переполнялось радостью, что здоровая православная жизнь возрождается и монастыри снова начинают расцветать и привлекать к себе людей.

Однако поездки по святым местам не заменяли участникам МКФ «Золотой Витязь» основной работы: просмотра кинофильмов. Каждый день в здании областного Дворца культуры проходили показы полнометражных и короткометражных документальных фильмов. Конкурс для детей проходил в кукольном театре и колледже искусств. А вечером в киноконцертном зале «Октябрь» демонстрировались художественные фильмы, участвующие в конкурсе. В рамках ретроспективы также показывались фильмы Василия Шукшина и Николая Бурляева.

Около 250 картин из разных стран мира, разных жанров, посвященных абсолютно разным вопросам, были показаны членам жюри, прочим участникам форума и, конечно, липчанам с целью найти наиболее достойные и соответствующие бессменному лозунгу «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Стоит отметить, что далеко не все фильмы были близки по духу Православию, более того, многие пришли из стран, принадлежащих к другим верованиям, и, вероятно, при оценке подобных фильмов и поисках в них духовности лучше всего помогали священники, входящие в состав каждого жюри. Утро следующего дня начиналось с пресс-конференции, где сами авторы представляли свой фильм и обсуждали его с коллегами и представителями прессы, терпеливо отвечая на вопросы и слова критики. Затем снова начинались показы, которые шли до самого вечера, оканчивающегося вечеринкой. На одном из них выступил заслуженный актер Ян Новицкий, приехавший из Польши на показ фильма «Еще не вечер».

— Мир глупеет, и в этом основной закон его развития, — заметил польский артист. — Искусство возникает из бедствия, а деньги — из дерьма. Я приветствую вас в стране искусства!

Вечером 30 мая прошла премьера нового фильма Натальи Сергеевны Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Перед показом состоялась пресс-конференция, где представителям СМИ о фильме рассказали создатели и исполнители главных ролей: Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Анастасия Заворотнюк и другие. Известная большинству российской аудитории по юмористическому телесериалу, Заворотнюк призналась, что работа в данном фильме для нее — прикосновение к настоящему искусству. Недаром актриса сыграла подругу Н.В. Гоголя за символический гонорар. Режиссер картины Наталья Бондарчук отметила, что из-за кризиса фильм пришлось значительно урезать, и то, что будет продемонстрировано в липецком кинозале, — еще младенец, которому требуется поддержка. Этот фильм об ответственности писателя перед Богом и читателем, и потому его важно показать сейчас. И аудитория сумела оценить этот рискованный шаг — выпустить фильм с бюджетом в миллион долларов в наше время многомиллионных блокбастеров ради донесения сокровенного смысла — раскрытия подлинной духовности личности великого русского писателя. Этой премьере предшествовал днем раньше показ настоящего блокбастера, при этом проникнутого национальным духом — экранизации нетленного «Тараса Бульбы» режиссера Владимира Бортко, напоминая о недавнем дне рождении Николая Васильевича.

Но рано или поздно дни искусства должны были закончиться, чтобы под ними подвели итог. В здании городской администрации Липецка 31 мая прошла заключительная пресс-конференция. Президент МКФ Николай Бурляев заявил, что это был лучший кинофорум «Золотой Витязь» из всех восемнадцати — Липецк побил все рекорды.

— Здесь нет кризиса — здесь духовный прорыв! — резюмировал глава фестиваля.

Его слова поддержали представители администрации области, обратив внимание, что липчане с удовольствием ходили на показы и с радостью встретили проходивший у них кинофестиваль. В целом все участники отметили созидательное значение данного мероприятия, самое главное, не проигнорированное горожанами. Также был затронут вопрос активной поддержки участниками «Золотого Витязя» председателя Союза кинематографистов России Никиты Михалкова. Николай Петрович подтвердил полную консолидацию с этим кино- и общественным деятелем.

Ну а днем под звуки оркестра проходила церемония закрытия 18 фестиваля «Золотой Витязь», где происходило вручение наград по основным категориям. Распределение происходило по прежнему принципу: золотая, серебряная и бронзовая статуэтки, а также дипломы в каждой номинации.

Что показательно, даже среди анимационных фильмов нашлись картины с уклоном в Православие. Например, специальный приз Липецкой епархии и диплом «За лучший православный фильм» получила лента «Старинная повесть о жизни и любви» режиссера Ирины Кодюковой из Белоруссии, а специальный диплом жюри «За торжество православных идеалов» — фильм «Твой крест» российского режиссера Станислава Подивилова.

Наиболее интересны были документальные фильмы, постепенно возвращающие интерес к себе, забытый в прошлые десятилетия. Члены жюри короткометражных документальных фильмов предупредили, что стараются повышать планку этой категории, и потому золотая награда не обрела своего призера. Серебряный Витязь достался картине «Аще будет око твое просто» режиссера Михаила Павлова, а Бронзовый — фильму «Голубая гробница» режиссера Ясмина Вуйнович-#Милошевича из Сербии. Также примечателен фильм, получивший диплом «За возвращение памяти о кровной связи народов России и Сербии» «Кавказский орех». Сербские режиссеры Милош Чолич, Владимир Йованович и Драгослав Михайлович рассказали историю деревьев, выросших на сербской земле из вещмешков павших во Вторую мировую советских солдат. В свое время на этом месте появилась целая роща из этих деревьев, занесенных туда в непредсказуемые и драматические 1940-е годы. Теперь осталось только одно дерево, как памятник близости сербского и русского народа. Еще на пресс-конференции Милош Чолич отметил, что последние 20-30 лет по миру распространяется «оккупация равнодушия», и данная картина призвана бороться с этим пагубным явлением, по крайней мере, в сердцах двух народов, чья судьба, как и в жизни, снова переплетается в этом фильме.

Также поощрительный диплом с формулировкой «За проникновенный рассказ о жителях Цхинвала, переживших трагедию братоубийственной войны» получил режиссер Вадим Цаликов за работу «Цхинвальская притча». Характерно, что при обсуждении этого фильма произошел конфликт автора с членами грузинской делегации, в ходе которого было отмечено, что примирения осетин с грузинами после прошлого августа быть не может.

В конкурсе полнометражных документальных фильмов также лидировали достойные внимания картины. Золотой Витязь фильму «Коридор √ 8» режиссера Бориса Десподова (Болгария), Серебряный — картине «Не один дома» режиссера Елены Фетисовой (Украина), а Бронзовый — ленте российского режиссера Виктории Фоминой «Пространства жизни».

Последняя работа особенно интересна тем, что поднимает до сих пор не сочетаемое для многих сочетание науки и религии. Фильм рассказывает о жизни гениального русского немца — Бориса Викторовича Раушенбаха — одного из создателей отечественной космонавтики. В ГУЛАГе он разрабатывал космические программы, затем был помощником академика Королева и занимался вопросами управления космических аппаратов. А в 1970-е годы Раушенбах уходит от космоса к исследованию иконописи через математику, читает об иконописи в физтехе, а в 82 года принимает крещение. Режиссер помогает проследить приход ученого к Православию без ущерба научным доктринам на примере этого выдающегося человека, что, безусловно, должно помочь сомневающимся зрителям.

Заслуженный диплом «За глубокое научно-художественное исследование русской истории» получил фильм «Царское дело» режиссера Бориса Лизнева. В нем современной аудитории снова демонстрируют неискаженный облик русского царя Иоанна IV — Грозного для врагов Православия, но истово верующего в Бога. Автор отмечал, что его работа идет в пику псевдоисторическим фильмам про великого собирателя русских земель, вроде тех, что накануне демонстрировались по центральному телевидению. В «Царском деле» Иоанн Васильевич предстает не полоумным тираном, а человеком глубоко духовным, но живущим в суровое время.

За утверждение святых уз товарищества диплом достается фильму Сергея Зайцева «Репетиция». Фильм освящает многостороннюю творческую и общественную деятельность руководителя иркутского Театра народной драмы Михаила Корнева. Герой фильма многим известен, в первую очередь по своему мощному исполнению песен Забайкальского казачества и народного эпоса. В фильме рассказывается о его поездках в «горячие точки» — Сербию или Чечню, где он русским словом вдохновлял на борьбу православных воинов, а также о работе в сибирском театре. Отрывки из спектакля и берущие за душу песни, дающиеся в фильме, в большинстве своем целиком, не оставляют равнодушным народного зрителя.

Безусловно, для многих главными и долгожданными были объявление наград в конкурсе художественных фильмов. Международное жюри состояло из кинематографистов и священнослужителя. Белоруссия: Владимир Гостюхин, Россия: Александр Михайлов, Украина: Раиса Недашковская, Болгария: Маргарит Николов, Сербия: Йован Маркович, Россия: иерей Александр Штык. Решение жюри можно без преувеличения назвать триумфом Николая Васильевича Гоголя на кинофестивале. Основные награды предназначались ему. Золотой Витязь получил фильм «Гоголь. Ближайший» режиссера Натальи Бондарчук, которая накануне отметила: «Вы не думайте, что Гоголь умер! Он жив в духовном мире, и ему небезразлично, как его или о нем снимают».

Фильм, полный истинно христианской любви, глубоких переживаний великого писателя, фильм, отрицающий какую-либо мысль о сумасшествии Гоголя, словом, фильм, показывающий Николая Гоголя — христианина, получил первое признание.

Еще одну золотую награду по решению жюри получила картина «Гастроли» режиссера Горана Марковича из Сербии. Серебряный Витязь вручён фильму «Живи и помни» режиссера Александра Прошкина (Россия), а бронзовая награда — ленте «Кадет» белорусского режиссера Виталия Дудина.

И, наконец, Гран-при фестиваля получила экранизация бессмертной книги Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Режиссерская работа Владимира Бортко была оценена членами международного жюри выше всех. Этот фильм показал, как можно снимать яркие и захватывающие картины, способные привлечь массового зрителя, чтобы затем раскрыть ему глаза не только на лихие похождения запорожских рыцарей, но и понятия чести, верности и служения Родине. Владимир Владимирович был очень растроган при получении своего заслуженного приза, а зрители аплодировали ему стоя.

!8 Международный кинофестиваль «Золотой Витязь» подошел к концу. Вечерний Липецк прощался со своими гостями, многие из которых и не желали уезжать из этого славного города — города теплых лиц, фонтанов и торжества православия.

www.rv.ru