“Золотой Витязь”: вера в мире соблазна

“Золотой Витязь” – это не только просмотры конкурсных и внеконкурсных программ с утра до вечера, но и увеселительные мероприятия (конечно, с пользой для души и тела). Так, 27 мая 2009 года гости и участники форума смогли насладиться красотами древнего Ельца, а на следующий день они совершили небольшую поездку в Задонск.

Те же, кто остался в Липецке, имели возможность ознакомиться с внеконкурсной программой неигрового кино “Религия и XXI век”, традиционно считающейся на фестивале одной из самых интересных.
К этой, не такой уж и простой теме можно подойти по-разному. Можно нарядно, торжественно, “полнометражно”, с несколько высокопарными рассуждениями о нравственном состоянии современного общества и необходимости пути к Богу. Иногда торжественность разбавляется неожиданным героем – в “Александро-Невской лавре” Петра Солдатёнкова (Россия) об истории знаменитого комплекса рассказывает не менее знаменитый рок-певец Юрий Шевчук. А можно рассказать о живом, непосредственном, относительно молодом священнике, пекущемся о детском доме при храме (“Такая большая семья”, режиссёр Олег Балмашов, Россия). Священник этот – зримое воплощение Отца Небесного на земле. Воистину, все люди – братья, а все дети для отцов – их дети… Как правило, такие “ленточки”, скромные по исполнению, но очень симпатичные по мысли и настроению, теряются на фоне картин “возвышенных” и “идеологически выдержанных”…

Серьёзной, хотя и несколько умозрительной попыткой разрушить обывательские стереотипы относительно монашеской жизни стал фильм “Желая жития ангельского” (режиссёр Елена Дворецкая, Россия). Уход от мира трактуется как духовный подвиг во имя спасения России. А перед героями белорусской “Братии” (режиссёр Эльвира Милова), запойными алкоголиками, желающими избавиться от жестокого недуга, стоит жёсткая дилемма: или уйти в мир и вновь подвергнуться соблазну, или остаться при церкви, но зато в полной безопасности. Cудя по фильму, уйти в мир соблазна согласны немногие…

В общем, программа “Религия и XXI век” произвела достойное впечатление. Хотелось бы только большего соединения с проблемами современности, большей непосредственности и публицистичности в лучшем смысле этого слова. Пока же лучше и осмысленнее получается анализ века двадцатого, нежели двадцать первого.

Что же касается остальной программы, то она не преподнесла особенных сюрпризов. Кислый осадок оставила драма Кшиштофа Занусси “Сердце на ладони” c Богданом Ступкой в роли беспринципного олигарха, владельца сети продуктовых супермаркетов. Из сербских неигровых короткометражек запомнилась “Градина” Симо Брдара, и то только потому, что режиссёр последовательно разрабатывает тему массовых убийств сербов, евреев и цыган во время Второй мировой войны, а “Градина” – это ещё одна трагическая нота в этой теме. Как-то сникла анимация, хотя “Три котёнка” Дмитрия Наумова и “Раз, два, три – ёлочка, гори!” Олега Ужинова порадовали – кто мягким нравоучением для самых маленьких, кто – необыкновенной свежестью и пластичностью компьютерной графики. Неплохой, хотя и довольно традиционный фильм-портет получился у Сергея Зайцева – его “Репетиция” по-мужски тепло и энергично рассказала о руководителе Иркутского театра народной драмы Михаиле Корневе.

“Золотой Витязь” живёт ожиданием премьеры фильма Натальи Бондарчук “Гоголь. Ближайший” (30 мая). Николай Васильевич – крепкий орешек для отечественных кинематографистов, и потому есть повод поговорить об этом. В самое что ни на есть ближайшее время.

www.proficinema.ru