“Золотой Витязь”: жарко, “розово” и немного грустно

Хочется верить: не только довольно жаркие летние денечки (в тени +29, на солнце – все 33) загоняют курских зрителей в культурный центр им. Щепкина, где демонстрируются конкурсные и внеконкурсные программы двадцатого “Золотого Витязя” (14-23 июня 2011 года). Курянам хочется смотреть кино, которое понравится, о котором можно подумать и поговорить с друзьями и родственниками. В этом смысле хорошее кино объединяет, сплачивает, духовно возвышает.

Организаторы форума декларировали “курский перелом”, но случится ли он, к примеру, после просмотра фильма “На перепутье” (режиссер Виталий Дудин, Беларусь; игровой конкурс), где навязчивая эстетика современного гламура, на первый взгляд причудливо, а по большому счету вполне закономерно соединяется с бесконфликтностью советского кинематографа конца 40-х – начала 50-х годов?

Вспомнит ли зритель хоть какие-нибудь примечательные подробности быта узбекского кишлака из драмы Сабира Назармухамедова “На том берегу, где осталось детство”? В отсутствие внятной драматургии и сколько-нибудь интересных, запоминающихся характеров положение спасают только грустные, даже пронзительные временами поэтические дивертисменты, отсылающие в детство, отрочество и юность главного героя — славного старика, пытающегося всеми силами сохранить гармонию в распадающемся мире.

Ничего, думается, кроме как мысли “и на старуху бывает проруха”, не останется у зрителя после антикоррупционной драмы старейшего венгерского режиссера Кароя Макка. Снята картина культурно, интеллигентно, ничего не скажешь. И актеры (в главной роли “звезда” – Дьердь Черхалми) хорошие. Но высокий культурный уровень – не гарантия от художественной неудачи. Насмотренный зритель, кстати, вспомнит и фильм Иштвана Сабо на ту же тему “Родственники” (его показывали в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля 2006 года). При всем уважении к Сабо, признать “Родственников” победой большого режиссера было бы преувеличением. Есть у Макка и Сабо картины и важнее, и принципиальнее.

“Над городом” вгиковки Юлии Мазуровой, при всей “милоте” картинки и трогательности героев (а фильм – не что иное, как сказка о Малыше и Карлсоне на новый лад), несколько напрягает, начиная со вступительных титров. Я понятия не имею, кто такая (или кто такой) Мура Мур, заявленный в числе авторов сценария. Но этот таинственный Мура Мур (да простят меня читатели за ассоциативное мышление) навел вашего покорного слугу на вполне определенную мысль, подтвердившуюся в финале: есть дебюты, снятые под сильным влиянием мастеров и интересные попытками сделать что-то свое, незаемное (вспомним, например, Алексея Мизгирева или Анну Меликян); есть дебюты, которые тянут за собой массу студенческих короткометражек, в большом количестве виденных ранее, инфантильных и амбициозных одновременно. “Над городом”, на мой взгляд, примыкает к числу последних.

Можно было бы порассуждать и об иранском фильме “Бабушка и лето” (режиссер А.Ш.Разавян; конкурс кино для детей), где набожная бабушка полтора часа буквальным образом “пилит” (любя, конечно же, бесконечно любя!) своего порывистого внучка (“Веди себя хорошо!”, “Не осуждай родителей и ближайших родственников!”, “Не теряйся в большом городе!”)… Но нужно и остановиться. Неужели, с позволения сказать, “розовыми пузырями” и прямолинейными назиданиями (при полном отсутствии убедительной драматургии) спасется желающий духовного перелома зритель?

Впрочем, остались еще в запасе “Поэзия” корейца Ли Чандона, весьма положительно оцененная любителями серьезного кино, “Венеция” поляка Яна Якуба Кольского и вполне возможно, анимационная “Звезда Коперника” (польская анимация – крайне редкий гость на наших экранах). Отчет – через несколько фестивальных дней.

Игорь Перунов